Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:44, реферат
Как уже неоднократно отмечалось, создание, и совершенствование компьютеров привело и продолжает приводить к созданию новых технологий в различных сферах научной и практической деятельности. Одной из таких сфер стало образование - процесс передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому. Будучи само по себе мощной информационной сферой и владея опытом использования различных классических (не компьютерных) информационных систем, образование быстро откликнулось на возможности современной техники. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением; такие системы естественно называть информационно-обучающими.
Применение информационных технологий в учебном процессе.
Как уже неоднократно
отмечалось, создание, и совершенствование
компьютеров привело и
Компьютерное обучение является одним из основных путей реализации целей и задач современной школы, так как оно дает возможность подготовить учащихся к проявлению самостоятельности и творчества различного рода их деятельности.
Компьютерные технологии, возможно использовать в школе на любом этапе урока. Организация компьютеризации образования требует от учащихся наличия определенных знаний, ученики должны уметь пользоваться компьютером, иметь навыки работы с мультимедийными программными средствами.
Система компьютерных
Использование компьютерных технологий - это такой метод обучения, который состоит из комплекса способов, средств, приемов и форм организации образовательного процесса, используемый для достижения высокого уровня знаний на основе уже имеющихся знаний, умений и навыков учащихся с применением компьютера.
Компьютерные
технологии способствуют
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления;
- учебная мотивация;
-осознанное овладение знаниями;
- самооценка, самовоспитание, самообразование;
-развитие коммуникативных способностей;
-развитие информационной грамотности.
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Какие же особенности персонального компьютера так выгодно отличают его от прежде известных обучающих машин и технических средств обучения?
Это не столько какая-то одна возможность персонального компьютера, сколько сочетание:
• интерактивного (диалогового) режима работы (действие человека - реакция компьютера - ... - действие человека - реакция компьютера и т.д.);
• “персональности” (небольшие размеры и стоимость, позволяющие обеспечить компьютерами целый класс);
• хороших графических, иллюстративных возможностей
• простоты управления, наличия гибких языков программирования человеко-машинного диалога и компьютерной графики;
• легкости регистрации
и хранения информации о процессе
обучения и работе учащегося, а также
возможности копирования и
Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют:
• активизировать учебный процесс;
• индивидуализировать обучение;
• повысить наглядность в предъявлении материала;
• сместить акценты от теоретических знаний к практическим;
• повысить интерес учеников к обучению.
При построении урока нужно:
· обращать внимание на важность и актуальность применения на уроках компьютерных технологий;
· использовать на уроке анимационные слайды, презентации, компьютерные тесты, мультимедийные программы, логические компьютерные игры;
· заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций.
При
создании таких условий на каждом
уроке учителю удастся достичь
Методика организации уроков с применением компьютерных технологий дает развернутый ответ на вопрос как учить, чтобы максимально помочь учащимся усвоить новые знания.
Использование компьютерных технологий при обучении создает оптимальные условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует и них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству, а также способствует творческому развитию детей, качественному усвоению новых знаний, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.
Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера и с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. При традиционном классном обучении основное - это восприятие учащимися информации в устной форме, при этом ученику не часто приходится проявлять активность на уроке и учитель не в состоянии организовать и контролировать активную работу каждого ученика на его рабочем месте. Поэтому традиционное обучение, в основном, является пассивным - многие педагоги сетуют, что на уроке активно работают 20 -30% учащихся. Если же обучение ведется в компьютерном классе, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты.
Новые информационные технологии приживаются в нашей школе крайне неравномерно. Эта неравномерность соотносится с возможностями и потребностями конкретного учителя. Могут ли новые информационные технологии дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?
Ответ на данный вопрос очевиден. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями.
Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.
На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Проведя анализ существующих сегодня компьютерных программ, предназначенных для обучения и развития школьников, можно выделить основные подходы к созданию электронных учебных материалов для школы:
1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
2.Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы; применяя наглядный материал в виде презентаций.
3.Объем учебного
материала для тренировочных
и контрольных заданий
4.Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;
5.Средства управления
компьютерной обучающей
Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе в нашей школе.
Компьютер естественно вписывается в жизнь ученика и учителя и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Сочетая в себе разнообразные достоинства, он может оказаться в ближайшее время очень важным средством для обучения современных детей, каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся. Однако процесс информатизации школы существенно сдерживается следующими серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения и отсутствием мобильного компьютерного класса.
Информация о работе Применение информационных технологий в учебном процессе