Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
- проанализировать отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей;
- рассмотреть систему работы социально-педагогической службы как основного института, осуществляющего сопровождение приемных семей на конкретном примере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ..5
1.1. Понятие приемной семьи как формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей. ………………………………………..5
1.2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью………………………………………………..10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ ……………………………………………………………………….17
2.1. Отечественный опыт социально-педагогической поддержки
приемным семьям…………………………………………………………….17
2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт
сопровождения приемных семей (на примере социально-педагогической службы СШ №4 г. Сморгонь)………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Толика.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     Если  врач и психолог, которые наблюдают  за приемным ребенком. Посоветуют отдать его в школу только через год, то, безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет выровнять отставание в общем развитии ребенка, создаст условия для формирования уверенности в своих силах. Ребенок потом будет лучше без напряжения усваивать школьный материал. При необходимости приемным родителям нужно показать ребенка врачу-логопеду для полного исправления его произношения и дикции перед поступлением в школу.

     Специалисты Национального центра усыновления  с учетом важности проблемы семейного  устройства для каждого ребенка  определили необходимость усиления информационно-разъяснительной работы в широких общественных слоях в целях:

     - создания и закрепления положительного  мнения о гражданах, принявших  в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     - распространения опыта успешных замещающих семей (родителей) по воспитанию, социальной реабилитации и адаптации детей сиротской категории

     - расширение группы потенциальных  замещающих родителей, что будет  способствовать оптимальному подбору  замещающей семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей.

     Следует отметить, что основная идея  информационно-разъяснительной  кампании заключается предложении  возможности стать замещающим родителем, а не в предложении конкретных детей в замещающие семьи.

      Важным  аспектом в реализации кампании является создание положительных мотивов к замещающему родительству, отсев лиц с корыстными педагогически нецелесообразными и несостоятельными устремлениями к замещающему родительству [7,7]. 
 

2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт социально-педагогического сопровождения приемных семей (на примере СШ №4 г. Сморгонь).

     Основным  институтом социально-педагогического  сопровождения детей в приемных семьях являются социально-педагогические центры в учреждениях образования. Так как значительную часть времени дети проводят в детском саду или школе, то в обязанности администрации школы, социальных педагогов, психологов, дефектологов входит сопровождение и постоянная поддержка как приемных детей, так и приемных родителей.

       Постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой, приемной семье, процесс его адаптации, развитие, охрана его прав.

     Работа по данному направлению осуществляется и социально-педагогической службой СШ №4 г. Сморгонь. Работа с данной категорией семей, а также с опекунскими семьями ведется здесь с начала создания такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья.

     В связи с этим социально-педагогической службой школы были определены основные направления деятельности социального педагога с данной категорией семей.

     1. Постоянный контроль и анализ  жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего  ребенка, проживающего в приемной  семье.

     С этой целью периодически осуществляется посещение приемной семьи с целью оценки жилищно-бытовых условий и санитарного состояния жилища, в котором проживает ребенок. Попутно выявляются основные материальные и бытовые проблемы, волнующие приемных родителей, осуществляющих воспитание ребенка. Оказывается посильная помощь школы в разрешении данных проблем. Например, содействие устройству ребенка в детский оздоровительный лагерь на время каникул, организация экскурсий во внеурочное время, помощь в установлении контактов с другими государственными институтами и учреждениями, а также специалистами в помощи которых нуждается приемная семья.

     2.Анализ  взаимоотношений приемных детей  с приемными родителями и их  родственниками. Подавляющее большинство  детей положительно относятся  к приемным родителям (особенно  к матери), их детям, другим членам семьи.

Однако  есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены  к родителям воспитателям. Это  обусловлено возрастными особенностями  ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении ил биологической семье. С этой целью постоянно среди детей из приемных и опекунских семей проводится диагностика социальным педагогом и психологом школы с целью выявления уровня тревожности, степени адаптированности ребенка в приемной семье, уровня взаимоотношений с приемными родителями и их родственниками. Результаты диагностики обобщаются, делаются выводы и на их основе разрабатываются рекомендации. Планируются профилактические беседы и занятия.

     Так по данным проведенного нами исследовании, делятся с приёмными родителями значимыми для них событиями в школе постоянно - (80%), изредка (20%). 

 

  Показатель  доверия между воспитанниками  и приемными родителями.

     Дети  из приемных семей регулярно отдыхают вместе с новыми приемными родителями (посещают выставки, музеи, кино) 60%, ещё 40% - делают это иногда [Приложение 1]. 

      

     3. Расширение сферы общения приемных  детей как единственное средство  нравственно-эмоционального развития. Воспитанники детских интернатных учреждений постоянно общаются с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения: с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи; с братьями, сестрами; с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи; со сверстниками, воспитателями, учителями.

       С этой целью уже три года  действует и постоянно работает  клуб коррекции нарушений в сфере общения «Общение», социально-педагогической службой. Дети приходят сюда, чтобы получить эмоциональную разгрузку, научиться делать это самостоятельно, получить совет  в сфере налаживания взаимоотношений с приемными родителями и сверстниками, пообщаться с детьми из других приемных семей, поделиться опытом и получить новые знания не только от педагогов, но и от сверстников. Члены клуба проводят ежегодную благотворительную акцию «Милосердие». Цель данной акции которой – помощь малообеспеченным семьям, и детям с особенностями психофизического развития. Данная акция способствует также развитию у детей гуманных качеств личности, способствует формированию ценностных ориентаций детей.

     4. Создание системы работы по  развитию способностей и дарований  приемных детей. Каждый ребенок, в том числе оставшийся на длительное время без семенного окружения, обладает теми или иными способностями, о которых он и окружающие его люди иногда не подозревают. Необходимо направить усилия на выявление сферы интересов приемных детей. Содействовать их определению в выборе занятий во внеурочное время.  Следует учитывать, что средства эстетического воспитания благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка, обогащают и облагораживают ее.  Занятия физической культурой и спортом позволяют укрепить здоровье, стать более совершенным физически, выработать у себя чувство уверенности, собственного достоинства и личной безопасности.

     В свою очередь, приемные родители также  уделяют большое внимание формированию трудолюбия у своих воспитанников. По данным нашего опроса все дети,  проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно) [Приложение1].

     Все дети,  проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка 

выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно). 
 
 
 
 
 

                  Оценка выполнения трудовых поручений.

 
5. Просвещение приемных родителей  в области национального и  международного законодательства  об охране прав ребенка, его  возрастных, физиологических и психических  особенностях, основных психолого- педагогических проблем, путях их разрешения. С этой целью в школе ежегодно проводятся собрания опекунов и приемных родителей. Цель таких собраний обмен опытом, оказание консультативной, просветительской помощи приемным родителям.

     Таким образом, система социально-психологического сопровождения приемных семей специалистами школьной социально-педагогической службы обширна и разнообразна. Разрабатываются новые научные подходы и концепции к решению проблем приемных семей. Однако самая лучшая и мудрая концепция не поможет, если ее не оживят, не пропустят через свой опыт исполнители-практики. Однако во многом успех работы с приемной семьей будет зависеть от налаживания системы взаимодействия с другими организациями и институтами: сектором по охране детства отдела образования, социально-педагогическим центром, а также от информированности  приемных родителей о значимости социально-педагогического сопровождения школой процесса воспитания ребенка в их, приемной семье, и готовности принять эту помощь и оказать содействие. Только тогда, при условии взаимного сотрудничества станет возможным эффективное воспитание ребенка в приемной семье.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким образом, мы изучили приемную семью  как объект социальной работы: основные понятия, проблемы и перспективы  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей в замещающую семью, отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей.

     На  основе изученных материалов можно  сделать вывод о том, что приемная семья является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

       Изучение и анализ системы  организации и существования  приемных семей, подходов к  созданию условий эффективного  существования показал, что приемная  семья является формой устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей, главная цель которой  – создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.

     Возникновение данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью  связано с изменением государственной  социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей.

     Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи,  форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям.

     Как  любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей.

       Основными задачами по реализации  данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими.

Информация о работе Приемная семья