Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:57, курсовая работа
цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
- проанализировать отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей;
- рассмотреть систему работы социально-педагогической службы как основного института, осуществляющего сопровождение приемных семей на конкретном примере.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ..5
1.1. Понятие приемной семьи как формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей. ………………………………………..5
1.2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью………………………………………………..10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ ……………………………………………………………………….17
2.1. Отечественный опыт социально-педагогической поддержки
приемным семьям…………………………………………………………….17
2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт
сопровождения приемных семей (на примере социально-педагогической службы СШ №4 г. Сморгонь)………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ..5
1.1. Понятие
приемной семьи как формы
оставшихся без
попечения родителей. ………………………………………..5
1.2 Проблемы
и перспективы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей в
приемную семью………………………………………………..10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ
……………………………………………………………………….
2.1. Отечественный
опыт социально-педагогической
приемным
семьям…………………………………………………………….
2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт
сопровождения
приемных семей (на примере социально-педагогической
службы СШ №4 г. Сморгонь)………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
В 90-е годы в Республике Беларусь обострилась проблема сиротства. Стремительно выросло число воспитанников детских домов и школ-интернатов. Однако выпускники таких учреждений испытывали трудности в социализации. По мнению специалистов это явление обусловлено тем, что в детских домах у ребенка нет возможности установить эмоциональные связи, которые являются залогом дальнейшей успешной жизни в обществе.
Поэтому государственная политика по отношению к социальным сиротам стала меняться. В соответствии с Законом «О правах ребенка» взяты ориентиры на определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу с 1 сентября 1999г., позволил начать работу по созданию приемных и патронатных семей. Их деятельность необходима тогда, когда детей в срочном порядке изымают из семьи в случае болезни или отсутствия родителей, кризисной ситуации и так далее. Главная цель создания приемных семей – создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Возникновение новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей стало благоприятной почвой для научных и практических разработок по усовершенствованию и координации работы с данной категорией семей и детей.
Во многих социально-педагогических центрах разработаны и внедряются в практику программы и модели работы с приемными семьями. В научных изданиях и средствах массовой информации периодически подводятся итоги и осуществляется анализ проводимой работы.
Национальным центром усыновления постоянно периодически публикуются рекомендации по сопровождению приемных семей. Поспелова М.С., Простак Г.Д., Руденкова Г.И. в своих статьях пытаются дать наиболее полное представление о такой форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья.
Таким образом, нами была определена цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
- изучить
понятие и сущность приемной
семьи как формы устройства
детей, оставшихся без
- определить
основные проблемы и
- проанализировать отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей;
- рассмотреть
систему работы социально-
Объект исследования: приемная семья.
Предмет исследования: система социально-педагогической работы с приемной семьей.
Гипотеза: проживание ребенка, оставшегося без попечения родителей в приемной семье оказывает положительное влияние на его социализацию.
Методы исследования:
- теоретический анализ и сравнение литературы, статей и других публикаций по вопросу приемной семьи;
- анкетный опрос;
- методы математической обработки данных исследования.
Глава
I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
1.1. Понятие приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В 90-е годы в Республике Беларусь обострилась проблема сиротства. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, с 11,2 тыс. в 1990году до 29,1 тыс. в 1999году [9, 34]. Стремительно возросло число воспитанников детских домов и школ-интернатов. Выпускники таких учреждений испытывают большие трудности в социализации. Все чаще специалисты говорят о нецелесообразности воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как их воспитанники испытывают трудности в социализации. Важную роль в том, каким вырастет человек, играют люди, с которыми он непосредственно взаимодействует. Такими людьми выступают родители, братья, сестры и другие родственники. Между ними возникает привязанность – эмоциональная связь между значимыми друг для друга индивидами. В детском доме нет возможности установить эмоциональную связь, много воспитателей, люди, постоянно сменяющие друг друга, поверхностные связи, которые легко рвутся и не оставляют эмоционального следа. Появляется страх, боязнь привязаться к кому-либо. Формируется установка – только брать, добиваться своего, удовлетворять свои потребности.[9, 35]
В 90-е годы государственная политика в отношении детей-сирот стала более гуманной.[6, 74] Определились три основных направления этой политики:
1) формирование нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для развития ребенка;
2) создание
системы альтернативных
3) осуществление
мер, предупреждающих ситуации, в
которых родители бросают
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», приоритетной формой устройства признано семейное воспитание детей-сирот. На 1 января 2000 года в семьях граждан Республики Беларусь воспитывалось 7,8 тыс. усыновленных и 12 тыс. подопечных детей-сирот в возрасте до 18 лет [6, 73]. Перед органами образования встала задача поиска новых форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу с 1 сентября 1999 года, позволил начать работу по созданию приемных и патронатных семей.
Для эффективного внедрения новых форм устройства детей-сирот необходим, прежде всего, системный подход к данной проблеме, позволяющий решить главные задачи:
Для
решения этой задачи в середине 1991г.
был создан институт опекунской (приемной)
семьи. Министерство образования совместно
с Министерством юстиции, другими
министерствами и ведомствами в июле 1991г
утвердило Временное положение
Согласно Положению о приемной семье, приемная семья – одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Граждане,
желающие взять на воспитание ребенка,
оставшегося без попечения
В основу жизнедеятельности приемных семей положены следующие принципы:
1.
Приемная семья может
2. Приемная семья:
а)
реализует право каждого
б)
оказывает общественно-
в)
проявляют милосердие и бескорыстие
к детям, которые оказались в
экстремальных жизненных
3. Приемная семья создается решением райгорисполкома по предложению районного, городского отделов образования, которые выполняют функции органов охраны детства.
4. Контингент воспитанников приемных семей составляют дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения в результате отобрания их у биологических родителей с лишением и без лишения их родительских прав; дети, родители которых осуждены, недееспособны; место жительства которых неизвестно; брошенные и подкинутые дети; а также те, от которых биологические родители отказались.
5.
За ребенком, направленным в детский
дом сохраняются его имя,
6.
Родители-воспитатели
Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: