Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
- проанализировать отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей;
- рассмотреть систему работы социально-педагогической службы как основного института, осуществляющего сопровождение приемных семей на конкретном примере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ..5
1.1. Понятие приемной семьи как формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей. ………………………………………..5
1.2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью………………………………………………..10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ ……………………………………………………………………….17
2.1. Отечественный опыт социально-педагогической поддержки
приемным семьям…………………………………………………………….17
2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт
сопровождения приемных семей (на примере социально-педагогической службы СШ №4 г. Сморгонь)………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Толика.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     Однако, учитывая объективные положительные  тенденции в развитии белорусского общества, очевидную стабилизацию общественной жизни, указанные причины не только не лишают всех заинтересованных возможности проведения целостной и постоянной информационно-разъяснительной компании по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, а создают предпосылки для активизации и комплексной организации деятельности по организации права каждого осиротевшего ребенка на воспитание в замещающую семью [7, 6].

     Для детей, выросших вне семьи острой проблемой остается социальная адаптация после выхода из интернатного учреждения. Обычно выпускники школ-интернатов не ориентируются в простейших жизненных ситуациях, им нелегко налаживать отношения с людьми, вступать в общение с ними, организовывать собственную жизнь.

     Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации, то есть отсутствие возможностей непосредственно находиться в контакте с матерью, вступать с ней  в межличностные отношения и общение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребенка и продолжается до трех – пяти лет, обычно приводит к серьезным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.

     Детям, которые выросли вне семьи  и в условиях родительской депривации свойственны:

     поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения со взрослыми и сверстниками;

     безличностные отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей;

     отсутствие  умения управлять эмоциональными реакциями;

     ограничение познавательных функций;

     неспособность к богатым эмоциональным переживаниям.

     Практика  показывает, что дети, с такими личностными  качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье становятся антиобщественными элементами, невоспринятыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе и сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов часто становятся матерями-одиночками.

     В связи с этим приемных семьях особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, побудить уважение к самим себе. Отметим наиболее важные направления в практической деятельности родителей-воспитателей.

     1. Установление доброжелательных  отношений с приемными детьми. Подавляющее большинство детей  положительно относятся к приемным  родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи.

     Однако  есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены  к родителям воспитателям. Это  обусловлено возрастными особенностями  ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении ил биологической семье. Отрицательные привычки сохраняются «в длинных рядах условных рефлексов» (И.П. Павлов) и возобновляются сами по себе. Задача родителей-воспитателей состоит в том, чтобы понять истоки и проанализировать причины негативного отношения ребенка к людям  и начать работу по установлению доброжелательных отношений с ним. Положительный эффект в этой работе дает:

     контактирование с будущими приемными родителями при посещении их в детских домах или школах-интернатах;

     изучение  обстоятельств и условий жизни  ребенка в биологической семье  или детском учреждении;

     налаживание искренних и сердечных отношений  с будущими приемными родителями в период каникул, в выходные и праздничные дни, которые дети проводят в семье;

     анализ  взаимоотношений приемных детей  с близкими им людьми (братьями, сестрами, матерью, отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками);

     проведение  с детьми совместных семейных дел, праздников, семейных обрядов;

     проявление  естественной материнской и отцовской  заботы, любви, ласки;

     создание  благоприятной семейной атмосферы, которая позволит ребенку расти  и развиваться в обстановке любви  и взаимопонимания;

     поддержание единых требований и справедливых отношений со стороны родителей и всех членов семьи к родным и приемным детям.

     2. Расширение сферы общения приемных  детей как единственное средство  нравственно-эмоционального развития. Воспитанники детских интернатных  учреждений постоянно общаются  с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Как правило, воспитанникам детских домов и школ-интернатов присущи «общение-обвинение» и «общение-самозащита». В отношениях со сверстниками и старшими заметно стремление во всем обвинять окружающих людей, однотипность и бедность речи, отсутствие способности сочувствовать и сопереживать. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения:

     с родителями, дедушкой, бабушкой и другими  членами семьи;

     с братьями, сестрами;

     с друзьями, соседями, знакомыми новой  семьи;

     со  сверстниками, воспитателями, учителями.

     3. Создание системы работы по  развитию способностей и дарований  приемных детей. Каждый ребенок,  в том числе оставшийся на  длительное время без семенного  окружения, обладает теми или иными способностями, о которых он и окружающие его люди иногда не подозревают. Выявить их, создать самые благоприятные условия для их развития – важнейшая задача приемных родителей. Следует учитывать, что средства эстетического воспитания благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка, обогащают и облагораживают ее. Занятия физической культурой и спортом позволяют укрепить здоровье, стать более совершенным физически, выработать у себя чувство уверенности, собственного достоинства и личной безопасности.

     4. Проведение целенаправленной работы  по нравственно-половому образованию  и просвещению тех детей, которые  приобрели негативный опыт сексуального  поведения у своих биологических  родителей (алкоголиков, проституток)  и усвоили стиль негативных отношений, которые сложились между мальчиками и девочками в детском интернатном учреждении. Практика показывает, что положительные результаты может дать:

     пример  уважительных деликатных отношений  между приемными отцом и матерью;

     установление  гуманных и уважительных отношений между приемными родителями, между братьями и сестрами;

     организация разнообразной деятельности детей  в семье, в совместных мероприятиях семьи и школы, семьи и детского сада;

     обследование  детей, индивидуальные консультации у  врачей- психиатров, сексопатологов, психологов и использование их рекомендаций в процессе семенного воспитания.

     5. Воспитание бережного отношения  к вещам и домашнему имуществу.  Как известно, для большинства  воспитанников детских учреждений  характерны дух потребительства и пренебрежительное отношение к одежде и вещам. Это объясняется тем, что в детских домах и школах –интернатах дети живут на всем готовом, не видят денег, не умеют их считать, не имеют представления о стоимости вещей, которые их окружают, не знают о громадных размерах бюджета детского учреждения. Потребительское отношение к окружающим вещам, к одежде, обуви, мебели, оборудованию. Помещению со временем можно искоренить, если привлекать ребенка

     к ведению семейного бюджета, планированию денежных расходов на неделю, месяц;

     к покупке необходимых для него и всей семьи вещей, одежды, игрушек;

     к разумному использованию выделенных денег для личных покупок;

     к участию в благоустройстве квартиры, детской спальной комнаты, отдельных  её уголков;

     к изготовлению (с родителями и самостоятельно) отдельных вещей, предметов, необходимых в личной жизни и жизни семьи;

     к участию в кружках технического и художественного творчества, народных умельцев, экологов, натуралистов;

     к выполнению отдельных обязанностей по дому (постоянных и временных) по поручению родителей.

     Большинство будущих приемных родителей не готовы к выполнению сложных многообразных  функций по воспитанию приемного  ребенка. Они обычно не осведомлены  о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской  депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (опекунских) семей и детских домов семенного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская,  правовая подготовка будущих родителей-воспитателей. Их подготовка может осуществляться на базе Национального центра усыновления, институтов повышения квалификации, районных, областных, городских методических кабинетов. Основными темами осуществления курсовой, семинарской подготовки приемных родителей могут быть такие, как:

    • Положение детей в Республике Беларусь.
    • Национальное и международное законодательство об охране прав ребенка.
    • Содержание положения о приемной семье. Проблемы их функционирования и жизнеобеспечения.
    • Проблемы социальной реабилитации детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях. Социально-педагогические и диагностико-реабилитационные учреждения.
    • Приемные дети: контингент, его структура, психофизические особенности развития.
    • Психолого-педагогические проблемы взаимоотношений приемных родителей и детей.
    • Пути развития способностей и дарований приемных детей.
    • Традиции белоруской народной педагогики и воспитания детей.

     Особо следует выделить роль социального  педагога и социального работника  в обеспечении жизнедеятельности приемных семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что зоной первостепенного внимания, повышенного внимания социальной службы, ее работников являются дети и семьи из группы риска. Важнейшая задача социального педагога, социального работника в этих условиях – выявить такие семьи, оказывать социальную и психолого- педагогическую поддержку детям, вместе с местными органами охраны детства подыскивают оптимальный вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем, постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав. Следует учитывать. Что охраной прав детей в приемных семьях осуществляется согласно Закону «О правах ребенка» строго конфиденциально.

Число воспитанников приемных семей постоянно  растет. Отношение к приемных семья  весьма неоднозначною подавляющее  число приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов. Общественных формирований, соседей и в целом общества. Положительно относятся к созданию приемных семей журналисты, учителя, врачи, большинство местных органов власти, представители общественных организаций. Случаи негативного отношения к таким семьям наблюдаются  со стороны соседей.

     Таким образом, изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой – создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.

     Возникновение данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью связано с изменением государственной социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей.

     Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи,  форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям.

Информация о работе Приемная семья