Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:57, курсовая работа
цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
- проанализировать отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей;
- рассмотреть систему работы социально-педагогической службы как основного института, осуществляющего сопровождение приемных семей на конкретном примере.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ..5
1.1. Понятие приемной семьи как формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей. ………………………………………..5
1.2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью………………………………………………..10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ ……………………………………………………………………….17
2.1. Отечественный опыт социально-педагогической поддержки
приемным семьям…………………………………………………………….17
2.2. Социально-педагогическая служба школы как основной институт
сопровождения приемных семей (на примере социально-педагогической службы СШ №4 г. Сморгонь)………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….28
Предпочтение отдается лицам, имеющим опыт воспитания детей.
На воспитание
в приемную семью передаются оставшиеся
без попечения родителей дети-
По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью:
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек.
Лица, желающие взять на воспитание ребенка в приемную семью, обращаются в районный, городской (областной) социально-педагогический центр по месту своего проживания.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, предоставляют с заявлением определенные «Положением о приемной семье» документы:
- справку
с места работы с указанием
должности и размера
- копию
свидетельства о заключении
- медицинскую справку о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, другой, заменяющий его документ.
На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее15 кв. м общей площади. Ребенку обязательно нужна собственная кровать. Место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.
Для
оценки личностных качеств, способностей
к выполнению обязанностей по воспитанию
детей психологи социально-
Орган опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей заключает с приемными родителями договор о передаче на воспитание ребенка (детей) в их семью, а также трудовой договор. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка в приемной семье.
Дети в приемной семье могут находиться до достижения ими совершеннолетия или поступления ребенка до наступления совершеннолетия в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании родителей приемный ребенок может быть ими усыновлен.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. А передача в приемную семью ребенка достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
При
передаче ребенка в приемную семью
до заключения договора с приемными
родителями составляется индивидуальная
программа реабилитации в приемной
семье, которая включает комплексное социально-медико-психолого-
Индивидуальная
программа реабилитации в приемной
семье составляется социально-педагогическим
центром на основании потребностей
ребенка, заключений и рекомендаций специалистов
медико-психолого-
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.
За ребенком, находящимся в приемной семье, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию, которая перечисляется на счет, открываемый на имя ребенка в кредитном учреждении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном содержании.
Приемные родители в соответствии Кодексом о браке и семье Республики Беларусь по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Приемный родитель имеет право:
1)
выразить свои предпочтения
2) вернуть ребенка органам опеки и попечительства до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые он не может решить;
3)
применять к ребенку
замечания,
запрет на развлечения,
лишение сладостей,
отказ от приобретения желаемой вещи,
наказание бездействием;
4)
предотвращать проявление
5)
предотвращать проявление
6)
препятствовать контактам
Обращаться
за помощью и консультацией по
проблемным ситуациям в социально-
Приемные родители обязаны:
1)
осуществлять психическую,
2)
предоставлять ребенку
3)
не делать различий в
4) разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишнего эмоционального привыкания;
5)
прививать ребенку уважение к
своей семье, готовность
6)
в соответствии рекомендациями
органа опеки поддерживать
7)
создавать условия для
8)
предоставлять в орган опеки
регулярные отчеты о
9) вести дневник наблюдения за ребенком;
10) регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию;
11) сотрудничать со специалистами СПЦ по повышению знаний в вопросах воспитания детей.
На содержание каждого
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей либо выделяются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, не6обходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом цен на товары и услуги.
Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемными родителям в течения действия срока договора, но не позже, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Приемные родители ведут учет
расходов в письменной форме
по приходу и расходу денежных
средств, выделяемых на
Имущество,
приобретенное для приемной семьи
за счет бюджетных средств, принимается
на баланс органом опеки и
Организация
и жизнедеятельность приемной семьи
осуществляется в соответствии с Кодексом
Республики Беларусь о браке и семье, Положением
о «приемной семье», утвержденным Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь,
Приказом Министерства образования Республики
Беларусь «Об утверждении формы договора
о передаче ребенка на воспитание в приемную
семью и образца удостоверения, выдаваемого
приемным родителям», Приказом Министерства
образования Республики Беларусь «Об
организации работы по созданию приемных
семей».
1.2. Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью
Данная форма устройства детей в семью, а также усыновление стали приоритетными в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективными с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходиться государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатном учреждении, оно никогда не заменит ребенку отца и мать, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9% имеют расстройство психо-неврологической сферы, около15% - страдают энурезом, около 5% - заболеваниями сердечно-сосудистой системы; около 20% - сколиозом, плоскостопием .
Среди объективных причин, затрудняющих работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются:
-
недостаточная социально-
-
закрепленность стереотипного
-
социальная незрелость и