Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК…………………………………………12
2.1. Платные услуги библиотек как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров………………………………………...13
2.2. Виды платных услуг в библиотеке……………………………….…...15
2.2.1. Платные услуги педагогических и учебных библиотек……………………………………………………………………..….17
2.2.2. Платные услуги школьных библиотек…………………….…..19
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКИ…………………………………………………….………..……23
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2. Правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг………………………………………………………………………………28
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗАТО СЕВЕРСК…………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…44
В практической работе библиотек следует учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (1993г.), который к объектам авторского права относит производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.
Действие авторского права распространяется практически на большую часть продуктов информационной деятельности библиотек.
При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях,
В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются информационные процессы, в том числе и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.
В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в котором говорится, что «информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации».
Серьезным источником дополнительного финансирования библиотек может стать информационное обеспечение бизнеса. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в России» от 12 мая 1995 г. предусматривает внедрение системы информационного обеспечения малого бизнеса в России.
В этой связи библиотекам важно включиться в создаваемый в России рынок бизнес-информации. Для этого должен быть использован информационный потенциал фондов научных и публичных библиотек, их материально-технические и кадровые ресурсы.
Наряду с законами инициативную хозяйственную деятельность библиотечных учреждений регулируют и подзаконные акты, нормативные документы. Одним из таких документов является «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Положением определено, что в качестве основной деятельности организации культуры может быть деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ в различных формах и видах, возможна и другая, предусмотренная уставом деятельность, в том числе и предпринимательская. В то же время любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью используется на развитие и совершенствование организаций культуры.
Положение четко определяет источники финансирования организаций культуры: бюджетные ассигнования и другие поступления от учреждений; доходы от платных форм культурной деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, завещанные средства, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среди приоритетных целей бюджетного финансирования предусмотрены: оплата труда штатных и привлекаемых по договорам работников; содержание зданий, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; комплектование библиотечных фондов, научно-методическая деятельность, оснащение современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта. В то же время запрещается не целевое использование бюджетных средств, например, приобретение ценных бумаг и так далее.
Доходы организации культуры, поступающие из различных источников, в том числе от предусмотренной уставом деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательства, а также целевых добровольных пожертвований, включаются в общий доход организации и образуют ее единый фонд финансовых средств. Из него осуществляются расчеты по обязательствам, выплачиваются проценты за кредит, другие текущие расходы. Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития. Средства из данного фонда не должны использоваться для оплаты труда и денежных вознаграждений.
Планирование
предпринимательской
Отдельные
виды платного обслуживания, осуществляемые
библиотеками, требуют лицензирования,
т. е. получения официального документа,
разрешающего осуществление указанного
вида деятельное и определяющего условия
его осуществления. К числу таких видов
деятельности библиотек можно отнести
образовательную деятельность (организация
различных курсов: изучение иностранного
языка, повышение компьютерной грамотности,
показ кино и видеофильмов и т. д.). Порядок
лицензирования установлен Постановлением
Правительства Российской Федерации «О
лицензировании отдельных видов деятельности»
(1994 г.). Библиотеки могут получить лицензию
на ту или иную деятельность косвенным
путем - за счет привлечения партнера по
кооперации, т. е. в рамках договора о совместной
деятельности с хозяйствующими субъектами,
имеющими данную лицензию.
3.2.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
БИБЛИОТЕК ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
ПЛАТНЫХ УСЛУГ
Основой работы библиотек образовательных учреждений по предоставлению платных услуг являются законы «О библиотечном деле» и «Об образовании». В первом законе в целях социально-творческого развития библиотек декларируется их право на осуществление хозяйственной деятельности при условии, что это не наносит ущерба осуществлению основных функций. В законе оговорено, что условия использования библиотечных фондов определяются на основе договоров с юридическими и физическими лицами.
Закон «Об образовании» и утвержденные изменения и дополнения к нему содержат статьи о платных дополнительных образовательных услугах государственного и муниципального образовательных учреждений и их предпринимательской деятельности.
Платные услуги в законе рассматриваются только как педагогические, как-то: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
В
законе «Об образовании» в пунктах
о платных услугах и
Работа
по платному библиотечному обслуживанию
в образовании сдерживается также
проблемами, связанными с юридическим
оформлением финансовых документов,
трудоемкостью финансового
И такое положение дел можно понять, поскольку в письме Минобразования России «О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях» от 23.08.2000 № 22-06-922 говорится: «Неквалифицированное оформление документации, необходимой для организации платных услуг, приводит к финансовым и иным нарушениям, в том числе к принудительному сбору наличных денежных средств родительскими комитетами, попечительскими советами и др.».
При
организации платных услуг в
библиотеке необходимо учитывать, что
их наличие и порядок
Оказание платных услуг в библиотеке регулируется также Положением «О платных услугах, сопутствующих основной уставной деятельности Российской национальной библиотеки». Согласно данному положению.
Библиотека
утверждает по согласованию с Федеральным
агентством по культуре и кинематографии
правила пользования
В
целях более полного
Платные услуги предоставляются пользователям РНБ в режимах локального доступа в подразделениях при их посещении, удаленного доступа через службы электронной доставки документов, межбиблиотечного абонемента и международного межбиблиотечного абонемента, через интернет-магазин.
Перечень платных услуг составлен с учетом бесплатности основной финансируемой из бюджета деятельности, потребительского спроса и возможностей Библиотеки; систематически корректируется в контексте текущей конъюнктуры и фиксируется в Прейскуранте информационно-библиотечных с указанием их цены за единицу измерения.
Ценовая политика, проводимая в РНБ, основана на изучении существующих запросов и потенциальных потребностей пользователей, учитывает потребительскую значимость услуг Библиотеки, а также учитывает цены и качество аналогичных услуг других организаций.
Библиотека устанавливает самостоятельно цены на предоставляемые пользователям платные услуги, заключает с юридическими и физическими лицами договоры на оказание услуг по профилю деятельности. Цены на услуги могут быть прейскурантными или договорными (цена определяется Протоколом согласования договорных цен на услуги, которые являются неотъемлемой частью договора с заказчиком). Базовые цены на услуги складываются с учетом себестоимости услуги и планируемой прибыли. Окончательная (продажная цена) устанавливается путем корректировки базовой цены коэффициентами, которые учитывают потребительский спрос, приоритетность в обслуживании, срочность выполнения заказа, полноту, точность поиска, степень сложности исполнения заказа, а также уровень цен на аналогичные услуги в других библиотеках. Коэффициенты приведены в примечаниях к Прейскуранту.
В зависимости от сроков, объемов и состава работ, предоставление услуг может быть разовым или многократным. Оплата за оказываемые услуги осуществляется потребителем наличными деньгами (для физических лиц) или безналичным перечислением (для физических и юридических лиц). На отдельные виды услуг может устанавливаться предоплата. Денежные расчеты с населением при оказании библиотеками платного обслуживания производится на основании циркулярного письма МК РФ №01-125/16-29 от 03.07.1997г. «О способах денежных расчетов с населением при оказании платных услуг библиотеками», в котором разъясняется постановление Совета Министров Правительства РФ от 30.07.1993г. №745 о возможности применения в библиотеках, как контрольно-кассовых машин, так и квитанций. Форма квитанции (Ф.10 по ОКУД 0504510) утверждена приказом МФ РФ №70н от 26.08.2004г.. Квитанция является документом строгой отчетности, и их учет ведется в соответствии с письмом МК РФ от 13.04.2000г. №01-67/16-21 (извлечения) «Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы МК РФ, утвержденные 05.04.1999г. МК РФ и согласованные с Министерством финансов 12.04.2000г.».
Информация о работе Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки