Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК…………………………………………12
2.1. Платные услуги библиотек как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров………………………………………...13
2.2. Виды платных услуг в библиотеке……………………………….…...15
2.2.1. Платные услуги педагогических и учебных библиотек……………………………………………………………………..….17
2.2.2. Платные услуги школьных библиотек…………………….…..19
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКИ…………………………………………………….………..……23
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2. Правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг………………………………………………………………………………28
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗАТО СЕВЕРСК…………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     В практической работе библиотек следует  учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве  и смежных правах» (1993г.), который  к объектам авторского права относит производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.

    Действие  авторского права распространяется практически на большую часть продуктов информационной деятельности библиотек.

    При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное  произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях,

     В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются информационные процессы, в том числе и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

     В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

     Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в котором говорится, что «информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации».

     Серьезным источником дополнительного финансирования библиотек может стать информационное обеспечение бизнеса. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в России» от 12 мая 1995 г. предусматривает внедрение системы информационного обеспечения малого бизнеса в России.

     В этой связи библиотекам важно  включиться в создаваемый в России рынок бизнес-информации. Для этого  должен быть использован информационный потенциал фондов научных и публичных  библиотек, их материально-технические  и кадровые ресурсы.

     Наряду  с законами инициативную хозяйственную деятельность библиотечных учреждений регулируют и подзаконные акты, нормативные документы. Одним из таких документов является «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Положением определено, что в качестве основной деятельности организации культуры может быть деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ в различных формах и видах, возможна и другая, предусмотренная уставом деятельность, в том числе и предпринимательская. В то же время любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью используется на развитие и совершенствование организаций культуры.

     Положение четко определяет источники финансирования организаций культуры: бюджетные  ассигнования и другие поступления  от учреждений; доходы от платных форм культурной деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, завещанные средства, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Среди приоритетных целей бюджетного финансирования предусмотрены: оплата труда штатных  и привлекаемых по договорам работников; содержание зданий, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; комплектование библиотечных фондов, научно-методическая деятельность, оснащение современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта. В то же время запрещается не целевое использование бюджетных средств, например, приобретение ценных бумаг и так далее.

     Доходы  организации культуры, поступающие  из различных источников, в том  числе от предусмотренной уставом  деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательства, а  также целевых добровольных пожертвований, включаются в общий доход организации и образуют ее единый фонд финансовых средств. Из него осуществляются расчеты по обязательствам, выплачиваются проценты за кредит, другие текущие расходы. Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития. Средства из данного фонда не должны использоваться для оплаты труда и денежных вознаграждений.

     Планирование  предпринимательской деятельности, учет полученных от нее средств ведутся  обособленно. Отсюда видно, что «Положение» способствует установлению в организациях культуры эффективного хозяйственного механизма и в полной мере распространяется на библиотечные учреждения.

     Отдельные виды платного обслуживания, осуществляемые библиотеками, требуют лицензирования, т. е. получения официального документа, разрешающего осуществление указанного вида деятельное и определяющего условия его осуществления. К числу таких видов деятельности библиотек можно отнести образовательную деятельность (организация различных курсов: изучение иностранного языка, повышение компьютерной грамотности, показ кино и видеофильмов и т. д.). Порядок лицензирования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1994 г.). Библиотеки могут получить лицензию на ту или иную деятельность косвенным путем - за счет привлечения партнера по кооперации, т. е. в рамках договора о совместной деятельности с хозяйствующими субъектами, имеющими данную лицензию. 
 
 

      3.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ 

      Основой работы библиотек образовательных учреждений по предоставлению платных услуг являются законы «О библиотечном деле» и «Об образовании». В первом законе в целях социально-творческого развития библиотек декларируется их право на осуществление хозяйственной деятельности при условии, что это не наносит ущерба осуществлению основных функций. В законе оговорено, что условия использования библиотечных фондов определяются на основе договоров с юридическими и физическими лицами.

      Закон «Об образовании» и утвержденные изменения и дополнения к нему содержат статьи о платных дополнительных образовательных услугах государственного и муниципального образовательных учреждений и их предпринимательской деятельности.

      Платные услуги в законе рассматриваются  только как педагогические, как-то: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

      В законе «Об образовании» в пунктах  о платных услугах и предпринимательской  деятельности нет упоминаний о хозяйственной  деятельности библиотек образовательных  учреждений, что затрудняет их усилия в этом направлении.

      Работа  по платному библиотечному обслуживанию в образовании сдерживается также  проблемами, связанными с юридическим  оформлением финансовых документов, трудоемкостью финансового учета, отсутствием методических материалов и субъективизмом бухгалтерских работников.

      И такое положение дел можно  понять, поскольку в письме Минобразования России «О соблюдении законодательства Российской Федерации в области  образования при предоставлении платных дополнительных образовательных  услуг в общеобразовательных учреждениях» от 23.08.2000 № 22-06-922 говорится: «Неквалифицированное оформление документации, необходимой для организации платных услуг, приводит к финансовым и иным нарушениям, в том числе к принудительному сбору наличных денежных средств родительскими комитетами, попечительскими советами и др.».

      При организации платных услуг в  библиотеке необходимо учитывать, что  их наличие и порядок предоставления обязательно указываются в уставе образовательного учреждения. В лицензии должно быть зафиксировано право образовательного учреждения на какие-либо виды платных услуг.

      Оказание  платных услуг в библиотеке регулируется также Положением «О платных услугах, сопутствующих основной уставной деятельности Российской национальной библиотеки». Согласно данному положению.

      Библиотека  утверждает по согласованию с Федеральным  агентством по культуре и кинематографии правила пользования библиотекой, устанавливает особый режим хранения и использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним.

      В целях более полного удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей, повышения комфортности и полноценности  их обслуживания, а также получения  дополнительных финансовых источников для укрепления материально-технической базы, материального стимулирования сотрудников Библиотека предоставляет физическим и юридическим лицам комплекс платных услуг (библиотечных, библиографических, информационных, издательских, сервисных). Оказание платных услуг не является основной деятельностью РНБ и осуществляется за счет рационального или дополнительного использования рабочего времени без снижения объема и качества основной деятельности.

      Платные услуги предоставляются пользователям  РНБ в режимах локального доступа  в подразделениях при их посещении, удаленного доступа через службы электронной доставки документов, межбиблиотечного абонемента и международного межбиблиотечного абонемента, через интернет-магазин.

      Перечень  платных услуг составлен с  учетом бесплатности основной финансируемой  из бюджета деятельности, потребительского спроса и возможностей Библиотеки; систематически корректируется в контексте текущей конъюнктуры и фиксируется в Прейскуранте информационно-библиотечных с указанием их цены за единицу измерения.

      Ценовая политика, проводимая в РНБ, основана на изучении существующих запросов и потенциальных потребностей пользователей, учитывает потребительскую значимость услуг Библиотеки, а также учитывает цены и качество аналогичных услуг других организаций.

      Библиотека  устанавливает самостоятельно цены на предоставляемые пользователям платные услуги, заключает с юридическими и физическими лицами договоры на оказание услуг по профилю деятельности. Цены на услуги могут быть прейскурантными или договорными (цена определяется Протоколом согласования договорных цен на услуги, которые являются неотъемлемой частью договора с заказчиком). Базовые цены на услуги складываются с учетом себестоимости услуги и планируемой прибыли. Окончательная (продажная цена) устанавливается путем корректировки базовой цены коэффициентами, которые учитывают потребительский спрос, приоритетность в обслуживании, срочность выполнения заказа, полноту, точность поиска, степень сложности исполнения заказа, а также уровень цен на аналогичные услуги в других библиотеках. Коэффициенты приведены в примечаниях к Прейскуранту.

      В зависимости от сроков, объемов и  состава работ, предоставление услуг  может быть разовым или многократным. Оплата за оказываемые услуги осуществляется потребителем наличными деньгами (для  физических лиц) или безналичным перечислением (для физических и юридических лиц). На отдельные виды услуг может устанавливаться предоплата. Денежные расчеты с населением при оказании библиотеками платного обслуживания производится на основании циркулярного письма МК РФ №01-125/16-29 от 03.07.1997г. «О способах денежных расчетов с населением при оказании платных услуг библиотеками», в котором разъясняется постановление Совета Министров Правительства РФ от 30.07.1993г. №745 о возможности применения в библиотеках, как контрольно-кассовых машин, так и квитанций. Форма квитанции (Ф.10 по ОКУД 0504510) утверждена приказом МФ РФ №70н от 26.08.2004г.. Квитанция является документом строгой отчетности, и их учет ведется в соответствии с письмом МК РФ от 13.04.2000г. №01-67/16-21 (извлечения) «Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы МК РФ, утвержденные 05.04.1999г. МК РФ и согласованные с Министерством финансов 12.04.2000г.».

Информация о работе Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки