Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК…………………………………………12
2.1. Платные услуги библиотек как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров………………………………………...13
2.2. Виды платных услуг в библиотеке……………………………….…...15
2.2.1. Платные услуги педагогических и учебных библиотек……………………………………………………………………..….17
2.2.2. Платные услуги школьных библиотек…………………….…..19
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКИ…………………………………………………….………..……23
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2. Правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг………………………………………………………………………………28
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗАТО СЕВЕРСК…………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…44
Пользователь обращается в библиотеку с запросом, по которому он хочет получить литературу по интересующей его теме или конкретную книгу, или копию необходимой статьи, или библиографическую справку, или удовлетворить свое желание участвовать в том или ином библиотечном мероприятии, или просит «что-нибудь почитать» и т. д. Иными словами, он выражает свою информационную потребность в виде словесного запроса.
Задача библиотекаря — оказать помощь читателю. Для этого надо уметь увидеть, что скрывается за его запросом, что он думает получить и что ему на самом деле надо, то есть выяснить истинные информационные потребности читателя, скрывающиеся за словесной тканью запроса. Последнее означает, что предмет запроса не всегда становится предметом услуги, ибо пользователь подчас не понимает, что ему на самом деле нужно.
Именно поэтому умение уточнять неопределенные читательские запросы является обязательным компонентом профессиональной подготовки библиотекаря. Ему важно, во-первых, понимать причины возникновения таких запросов, которые могут быть связаны с вхождением читателей в новую для них проблематику; слабой их ориентацией в проблеме; необоснованным расширением или сужением темы запроса. Во-вторых, библиотекарь должен владеть приемами интервьюирования, позволяющими определять истинное содержание информационных потребностей читателей. Для этого используются анкеты, отражающие цель обращения к литературе или поиска фактических сведений; наличие одного-двух источников, уже известных читателю и соответствующих его запросу; установление понятий «выше» (родовых) и «ниже» (видовых) темы запроса, а также синонимических понятий; определение круга областей науки и практики, где могут создаваться и использоваться знания, методы, процессы, интересующие читателя.
Предметом библиотечной услуги могут быть: документы или их копии; библиографическая информация (списки, указатели литературы); факт или подборка фактов; тематические подборки и дайджесты (фрагменты текстов самых различных документов, выявленные и скомпонованные в соответствии с содержанием и логикой читательского запроса); консультации, облегчающие читателям самостоятельный поиск информации, работу с традиционными и электронными документами, и т. д.
Различные информационные потребности пользователей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг. Поэтому можно утверждать, что библиотечно-библиографическое обслуживание — это система взаимосвязанных между собой библиотечных услуг.
Услуга уникальна, неповторима, так как в ее создании каждый раз участвуют разные люди. Кроме того, она неотделима от библиотечной среды, в которой представляется. Услугой можно назвать лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности. Если библиотекарь трудился, но потребность не была удовлетворена, то услуга не была оказана. Здесь проблема оказания услуг выходит на проблему эффективности библиотечно-библиографической деятельности.
Содержание услуги несет в себе определенный познавательный, этический, этнический, эмоциональный потенциал. Это обеспечивается как посредством документов, которые содержат в себе названные выше составляющие, так и через общение библиотекаря с читателем.
В последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Их введение является сложной проблемой и требует учета специфики деятельности каждой конкретной библиотеки. При этом профессиональное библиотечное сообщество исходит из того, что библиотеки, и прежде всего публичные, ориентированы на реализацию бесплатного обслуживания. Публичные библиотеки должны предоставлять свои услуги на основе равенства доступа всех к информации, независимо от возраста, этнической принадлежности, вероисповедания, пола, языка или социального статуса.
К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:
2.
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК
Платные услуги (обслуживание) в библиотеке – конкретный позитивный результат или совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп потребителей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений.
Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значительных материальных затрат, связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т. д.
Большое практическое значение имеет работа (она еще не завершена) по созданию четкой и многоаспектной классификации библиотечных услуг. С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и/или материалов различают:
1. Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование:
а) в пределах библиотеки, в читальных залах;
б) на абонементе для чтения дома.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ).
Сточки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечной просветительской функции.
И,
наконец, с точки зрения ресурсов,
использованных для
оказания услуг, различают обслуживание
на базе только собственного фонда и СБА
и услуги с привлечением совокупных
информационных ресурсов общества. Последние
занимают все большее место, неизмеримо
расширяя возможности библиотеки и повышая
их престиж. Однако зачастую именно такие
услуги библиотеки вынуждены оказывать
на платной основе.
2.1.
ПЛАТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БИБЛИОТЕКИ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БИБЛИОТЕЧНЫХ
КАДРОВ
В современных условиях платная деятельность стала сложным многоплановым явлением и занимает заметное место в функционировании общедоступных библиотек. Доходы от неё, согласно данным отраслевой статистики, колеблются в диапазоне 6-7%. Анализ номенклатуры платных услуг библиотек позволяет выделить следующие составные части конечных результатов платной деятельности: платные формы по основной деятельности (не вошедшие в гарантированный минимум услуги, например, МБА), дополнительные платные услуги (образовательные, издательско-полиграфические и др.) и собственно библиотечное предпринимательство (лицензирование направления платной деятельности, например, тематические, коммуникационные услуги). Платная деятельность определяется, как самостоятельное направление работы библиотеки, осуществляемое по инициативе библиотечного коллектива за счет средств пользователей (полностью или частично), причем полученные доходы во всех случаях направляются на покрытие расходов, а также развитие как основной, так и дополнительной деятельности.
Самостоятельное, целенаправленное использование доходов, получаемых от реализации платных библиотечных продуктов, открывает перед библиотечным персоналом дополнительные возможности для новаторства и внедрения нововведений в практику работы библиотеки. Изучение практики оказания платных услуг в общедоступных библиотеках (договора, номенклатуры платных услуг и т.д.) свидетельствуют о том, что платная деятельность нередко превращается в своеобразный полигон, на котором в библиотеках отрабатываются новые технологии и создаются новые продукты.
В этом контексте, очевидно, что инновационное развитие платной деятельности, напрямую, зависит от профессиональной дееспособности библиотечного персонала. Так, например, усиление интеграции экономических процессов в библиотечно-информационную деятельность наиболее заметно проявилось именно в сфере платных услуг, и их горизонтальная диверсификация (освоение библиотеками других сфер и отраслей) требуют от библиотечных работников углубления экономических, правовых и новых технологических знаний, умений и навыков.
Знание основ экономики, права (гражданского, трудового, финансового и т.д.), технологий – педагогических, коммуникационных, маркетинговых, мультимедийных и др. – становится обязательным элементом профессиональной компетентности библиотечных кадров. Эффективность платной деятельности тем выше, чем больше число сотрудников обладает не узкой отраслевой, а широкой подготовкой. Именно поэтому часть продвинутых в платной деятельности библиотек определенную долю полученных от неё доходов направляет на повышение квалификации, доподготовку и переподготовку кадров, основываясь на разработанных в них персонал-стратегии.
Вместе
с тем движение вперед в этом направлении
имеет ограничения, связанные с мотивацией
кадров. Нужно отметить, что сегодня стало
крайне затруднительным в условиях реформирования
бюджетной сферы и введения казначейств,
использование полученных доходов. Но
еще более тормозят процесс неадекватные
современному развитию библиотек квалификационные
требования, являющиеся содержательной
основой тарификации оплаты труда.
Не предусмотренные ими, но востребованные
в современном библиотечно-информационном
процессе знания, умения и навыки, слабо
влияют на оценку труда библиотечных работников.
Все это ставит на повестку дня не только
вопрос о трансформации и возрастающей
сложности библиотечного труда и необходимости
иной системы его оплаты, но и нового стандарта
профессиональной компетентности.
Проведение такой работы позволит библиотечной
России легче интегрироваться в Европейское
библиотечно-информационное пространство.
2.2.
ВИДЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
В БИБЛИОТЕКЕ
Наиболее распространенными источниками нереализационных поступлений библиотеки являются:
–
«предоставление в аренду/
– штрафные санкции к пользователям;
– компенсационные выплаты за утрату или порчу фонда;
– невостребованные денежные залоги;
– посредническая деятельность;
– гранты благотворительных и других организаций;
– безвозвратные прямые дотации и пожертвования юридических и физических лиц и т.п.»
Источниками
нереализационных поступлений в
библиотеку являются экономическая
защита фонда и регулирующе-
Экономическая
защита библиотечного фонда
– разовые читательские залоги;
– залоговые абонементы;
– репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование и пр.) отдельных особо ценных, малоэкземплярных, пользующихся наибольшим спросом произведений печати по льготным ценам.
Под понятием «залог» в библиотечной практике понимается однозначно только денежный залог. Пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О библиотечном деле» фиксирует право библиотеки «определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий…».
Регулирующе-
Сейчас в библиотечной практике устойчиво укрепились виды платных услуг и обслуживания, которые оказались наиболее востребованы пользователями того или иного типа библиотек. Например, в практике вузовских и педагогических библиотек системы образования наибольшую популярность приобрели следующие виды платных услуг, платного обслуживания (расположение по степени популярности):
Информация о работе Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки