Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК…………………………………………12
2.1. Платные услуги библиотек как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров………………………………………...13
2.2. Виды платных услуг в библиотеке……………………………….…...15
2.2.1. Платные услуги педагогических и учебных библиотек……………………………………………………………………..….17
2.2.2. Платные услуги школьных библиотек…………………….…..19
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКИ…………………………………………………….………..……23
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2. Правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг………………………………………………………………………………28
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗАТО СЕВЕРСК…………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…44
Департамент по культуре Томской области
Областное
государственное
Среднего профессионального образования
«Томский
областной колледж культуры и
искусств им. В.Я. Шишкова»
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
Курсовая
работа
Выполнила: ……………………………
…………………………………………
Научный руководитель:………………
………………………………………….
Томск 2009
Департамент по культуре Томской области
Областное
государственное
Среднего профессионального образования
«Томский
областной колледж культуры и
искусств им. В.Я. Шишкова»
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
Курсовая
работа
Томск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ
УСЛУГИ БИБЛИОТЕК……………………………………
2.1.
Платные услуги библиотек как
фактор развития
2.2.
Виды платных услуг в
2.2.1. Платные услуги
педагогических и учебных
2.2.2. Платные услуги
школьных библиотек…………………….…..
3. НОРМАТИВНАЯ
БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2.
Правовые основы работы библиотек по
предоставлению платных услуг…………………………………………………………………
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: «Платность» для библиотечной сферы - явление далеко не новое. Возникнув еще до революции, в зависимости от отношения к ней официальной власти, она - то появлялась, то исчезала вновь.
Точкой отсчета современного этапа развития дополнительной платной деятельности (ДПД) библиотек является перевод страны на рельсы рыночной экономики.
Рост дополнительной платной деятельности в государственных библиотеках происходит на фоне становления в библиотечной системе нового сегмента - библиотечных подразделений частных и корпоративных предприятий. Кроме того, процесс развития дополнительной платной деятельности в бюджетных библиотеках совпал по времени с интенсивным формированием новых производителей платных информационно-библиотечных услуг - организаций и учреждений неприбыльного, негосударственного сектора экономики. Все это приводит к конкуренции на рынке профильных платных услуг, обретению дополнительной платной деятельности предпринимательских черт, формированию на данном направлении библиотечной деятельности принципиально иных рыночных отношений и изменению функций, выполняемых каждым из участников процесса дополнительной платной деятельности: собственника-учредителя, библиотеки-производителя и потребителя платных продукции и услуг.
Роль библиотек как производителей и распространителей своей платной продукции и услуг также принципиально изменилось. Существенно возросла их самостоятельность, а отсюда и ответственность за результаты платной деятельности. Теперь именно библиотеке принадлежит инициатива в формировании видов, форм и направлений развития дополнительной платной деятельности, в определении номенклатуры платных продукции и услуг, а также цен на них. Инициатива «снизу» - это основная отличительная черта современного этапа развития дополнительной платной деятельности. Она имеет как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам, во-первых, относится ограниченность финансовых ресурсов. Средства, получаемые по каналам бюджетного финансирования, не позволяют удовлетворять постоянно растущую диверсификацию совокупного потребительского спроса. Во-вторых, экономически неэффективный и недостаточно гибкий хозяйственный механизм бюджетной сферы, затрудняющий реагирование библиотек на удовлетворение растущей персонизации потребительского спроса, проведение инновационной библиотечной политики. К существенным субъективным факторам относится, прежде всего, растущая экономическая заинтересованность библиотечных работников.
Качественно
изменились поведение и состав потребителей
дополнительной платной деятельности.
Из объекта воздействия
Заметно
трансформировался по сравнению
с предшествующими этапами
Наряду
с появлением нового платежеспособного
слоя потребителей предпринимателей,
корректируется давно сложившийся
состав пользователей платных
Формирование нового рыночного типа отношений в системе дополнительной платной деятельности библиотек проходит не гладко, в жесткой борьбе с ранее сложившимися стереотипами поведения всех ее участников.
Можно назвать целый ряд факторов, фрустирующих развитие дополнительной платной деятельности, к которым, в первую очередь, относятся:
а) недостаточно целостное и качественное нормативно-правовое обеспечение отношений в системе «учредитель-производитель» на уровне конкретных библиотечных образований на местах;
б) ограниченное развитие маркетинговой функции библиотек, а отсюда крайне редкое использование ими инструментария маркетинговых исследований;
в) фактическое отсутствие в библиотеках специалистов-марке-тологов, имеющих соответствующее профильное образование;
г)
неполная правовая обеспеченность отношений
в системе «потребитель-
Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.
Объект курсовой работы: платные библиотечные услуги.
Предмет курсовой работы: правовое обеспечение.
Гипотеза курсовой работы: предоставление платных услуг должно быть обеспечено комплексом нормативно-правовых документов.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе раскрываются общие понятия библиотечных услуг, понятие платных услуг библиотек, а также значение платных услуг для общего развития библиотечного дела, в том числе для развития профессиональной компетентности библиотечных кадров.
Во второй главе рассматриваются виды платных услуг в библиотеке,
платные
услуги педагогических и
В третьей главе изучается нормативная база по оказанию платных услуг библиотеки. А именно, правовые основы хозяйственной деятельности библиотек и правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг.
В четвертой главе рассматривается конкретный пример деятельности Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, виды, способы, порядок оказания платных услуг в данной библиотеке, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.
В заключении делаются выводы и итоги проделанной работы.
В
приложении представлены некоторые
документы по оказанию платных услуг,
с которыми можно столкнуться в библиотеке.
Услуга – это результат полезной деятельности, направленной на насыщение конкретной потребности; объект передачи или продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Библиотечная услуга — это результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки.
Библиотечно-информационные услуги – результат инициативной профессиональной деятельности, нацеленной на удовлетворение дополнительных потребностей и запросов пользователей средствами библиотеки. В их числе: приоритетный доступ к новым поступлениям, выдача фондовых документов из читального зала на дом, предоставление изданий конъюнктурной тематики, подбор документов по заявленным критериям, тематическое информирование, составление библиографических материалов, выполнение фактографических справок, аннотирование и реферирование, подготовка дайджестов, редактирование библиографических описаний, индексирование авторских работ.
Информация о работе Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки