Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение нормативно правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность библиотек, а также деятельность по оказанию платных услуг, изучение вопроса о ее достаточности на современном этапе.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия библиотечных услуг и платных услуг, как неотъемлемой их составляющей;
2. установить виды платных услуг и способы их оказания;
3. изучить нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг в библиотеках
4. проанализировать деятельность, в том числе и платную, на примере Центральной городской библиотеки ЗАТО Северск, а также правовые документы, которыми руководствуется данная библиотека в своей работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ……………………..…..…9
2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК…………………………………………12
2.1. Платные услуги библиотек как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров………………………………………...13
2.2. Виды платных услуг в библиотеке……………………………….…...15
2.2.1. Платные услуги педагогических и учебных библиотек……………………………………………………………………..….17
2.2.2. Платные услуги школьных библиотек…………………….…..19
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКИ…………………………………………………….………..……23
3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек……………23
3.2. Правовые основы работы библиотек по предоставлению платных услуг………………………………………………………………………………28
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗАТО СЕВЕРСК…………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

      – выдача книг и периодических изданий из фонда читального зала на вечернее и ночное время 17.00 до 9.00 часов), санитарные и выходные дни;

      – копирование материалов;

      – обслуживание сторонних пользователей  платным залоговым абонементом;

      – подготовка, распространение и предоставление в пользование информационных и библиографических изданий, указателей, пакетов информационных материалов по заявкам организаций и частных лиц;

      – выполнение заявок на тематические подборки литературы;

      – поиск и отбор информации из библиографических  баз данных по запросу и запись на дискету пользователя;

      – продажа списанной из фонда литературы по договорным ценам;

      – заключение договоров с организациями  и предприятиями на обслуживание библиотечно-информационной продукцией.

      Во  многих библиотеках используются регулирующе-воспитывающие меры, в том числе штраф за нарушение правил пользования библиотекой, порчу изданий и др.

      Некоторое применение в вузовских и педагогических библиотеках получила продажа через  свой книжный киоск научной, методической и учебной литературы по различным отраслям знаний, в частности изданий того учреждения, при котором библиотека находится.

      Интересен опыт внедрения некоторыми вузовскими библиотеками «Пресс-абонемента» и  «Абонементного проката аудиовизуальных  материалов».

      Абонентом «Пресс-абонемента» может стать любой пользователь, принявший долевое участие в оплате подписки на определенное периодическое издание или оплативший ее. Абонент пользуется правом преимущественного и бесплатного обслуживания на абонементе. Пользователи, не являющиеся абонентами, обращаются к фондам пресс-абонемента за установленную плату. Такая форма платных услуг способствует расширению репертуара выписываемой библиотекой периодики за счет внебюджетных поступлений.

      Фонд  абонемента аудиовизуальных материалов приобретается на средства, поступающие из внебюджетных источников. Вузовские библиотеки, практикующие аудио- и видеопрокат, констатируют, что он может приносить доход только при условии большого и качественного выбора материалов.

      В публикациях по этой теме отмечается следующее. Во-первых, пользователи заинтересованы в дальнейшем расширении спектра платных услуг и готовы платить за оперативность, качество и комфортность. Во-вторых, введение платных сверхнормативных услуг – это стимул для четкой, организованной работы, повышения профессионального уровня библиотекарей, поскольку для оказания некоторых из них требуются дополнительные знания и умения.

      Сейчас (и это отмечается в документах Министерства) в образовании все  более актуальной становится проблема повышения деловой активности и предприимчивости администраций и сотрудников образовательных учреждений, обучения их методам работы в условиях рыночных отношений.

      Для активизации работы библиотек по внедрению платных услуг в  приложении к письму Минобразования России от 23.01.2002 № 27-31/11 приводится «Примерный перечень дополнительных платных услуг в библиотеках начального профессионального образования»:

      1. Библиотечное обслуживание предприятий  и организаций города на договорной  основе.

      2. Запись в библиотеку и обслуживание в читальном зале специалистов города.

      3. Пользование литературой сверх  установленного срока.

      4. Библиографическое обслуживание  преподавателей, мастеров производственного  обучения материалами по тематике, не связанной с учебным процессом  и производственной практикой.

      5. Организация выездных выставок, обзоров.

      6. Копирование печатных материалов, утраченных страниц.

      7. Переплет изданий.

2.2.2. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

 

      Сведений  о платных услугах непосредственно  в школьных библиотеках очень немного. Применяются в основном следующие формы услуг: обслуживание фондами школьной библиотеки посторонних читателей через залоговый абонемент, ночной абонемент особо дефицитных изданий (журналов по шитью, вязанию и др.), продажа списанных учебников и дублетной, устаревшей литературы. Экономический эффект, конечно, достигается небольшой.

      Слабое  распространение платных услуг  в школьных библиотеках можно  объяснить отсутствием информации и неразработанностью этой проблемы и, как следствие, незнанием их работниками нормативного документного оформления платной работы и поступающих средств. Немаловажным оказывается и нелояльность администрации учебного учреждения и такого рода начинаниям библиотекарей. Зачастую не разворачиваются платные услуги и из-за моральной неготовности самих библиотекарей  заниматься  такой  деятельностью.

      В.К.Клюев  считает, что библиотекари отторгают  зачастую любой «библиотечный бизнес»  в силу альтруистического профессионального  сознания.

      Естественно, далеко не все формы платных услуг  и обслуживания реальны в стенах школьных библиотек. Однако некоторые, например «Пресс-абонемент» или форма ночного абонемента, могут успешно применяться.

      Возможно, в школьных библиотеках получит  распространение залоговый абонемент. Эта не доходная часть платного обслуживания, но применение залоговой практики позволяет значительно увеличить использование малоэкземплярных и остродефицитных материалов, повысить их обращаемость и одновременно надежно защитить документные носители информации от утраты при выдаче за стены читального зала. Следует помнить, что залоговая сумма должна покрывать полуторную (150%) стоимость выданных материалов.

      В школьных библиотеках, как и везде, могут применяться штрафные санкции, которые должны быть закреплены в  соответствующем положении и грамотно оформлены.

      При организации платных услуг необходимо понимание основ маркетинга. В  ситуации школьной библиотеки маркетинг  можно сформулировать как четкое выявление, определение устойчивого  спроса учащихся, педагогов, родителей  на вполне конкретные услуги.  

      РАБОТА  С УЧЕБНИКАМИ –  ПЛАТНАЯ УСЛУГА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:     

      Однозначно  можно утверждать, что устойчивым спросом всех участников образовательного процесса школы является потребность  в учебниках. Постоянный рост цен  на учебную литературу заостряет проблему доступности учебников для учащихся.

      По  заказу министерства образования проведено  исследование обеспеченности общеобразовательных  учреждений учебной литературой. В  нем констатируется: «Подавляющее большинство  школ, за исключением школ-интернатов, решают проблему обеспечения новыми учебниками за счет привлечения родительских средств, которые являются самым распространенным, а в отдельных случаях единственным источником внебюджетного финансирования закупки новой учебной литературы».

      Как никогда актуален вопрос, касающийся выработки надежных организационно-финансовых схем, поскольку порядок использования финансовых средств определен только в самых общих чертах. Предлагается, например, такой вариант: перевести решение этого вопроса в плоскость платного обучения, нацеливая родителей на оплату закупки учебников. Но это противоречит существующим законом.

      Рекомендации  по результатам этого исследования предлагают не только закупку новых  учебников, но и использование гибких схем обеспечения школ уже имеющимися в наличии учебниками: «внедрение системы аренды учебников, создание обменных пунктов или обменно-резервных фондов учебной литературы; предоставление возможности приобретения родителями учеников подержанных учебников; скупка школьными библиотеками подержанных, но пригодных по своему состоянию книг у учеников по сниженной цене; перераспределение закупленных, но невостребованных книг между школами; доукомплектование школьных библиотек учебниками и пособиями за счет обменов между школами или заимствования учебников на договорной основе; создание на базе библиотек общеобразовательных учреждений обменных фондов, предоставляющих возможность обмениваться через библиотеку учебниками».

      Суть  наиболее привлекательной формы  – аренды учебников – заключается  в том, что библиотеки выдают школьникам комплекты за небольшую, символическую плату (3,5,10 руб. за экз.), а на собранные деньги докупают недостающие учебники. При таком подходе удешевляются учебники для учеников и пополняются фонды школьных библиотек. Естественно, на каждую разновидность схемы закупки или обмена необходимо разработать юридически грамотные положения, утверждаемые директором и согласованные с попечительским советом.

      В такой ситуации реально представить  такую деятельность как платную  услугу школьной библиотеки, поскольку результаты исследования в некоторых регионах показали предпочтительность организации этой работы именно школьными библиотекарями. Ведь именно они более других категорий педагогических работников проинформированы о полном ассортименте необходимых учебников.

      Вполне  естественно, что подобный труд должен оплачиваться либо фиксированной надбавкой  к заработной плате, либо определенным процентом от стоимости закупленных  книг.

      Проблема  заключается в должном оформлении этой работы.  
 
 
 
 
 
 
 

3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В БИБЛИОТЕКЕ 

      3.1. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек 

     В законе «О библиотечном деле» библиотекам  дано право осуществлять хозяйственную  деятельность в целях расширения предоставляемых услуг и социально-творческого развития коллектива при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности. Определены и направления хозяйственной деятельности библиотек. Основными из них являются:

     - использование библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

     - участие на конкурсной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;

     - осуществление в установленном порядке сотрудничества с библиотечными учреждениями и другими организациями иностранных государств, в том числе ведение международного книгообмена, участие в реализации международных библиотечных и иных программ;

     - реализация документов из своих фондов, не пользующихся спросом в данной библиотеке.

     Разрешено также совершать иные действия, не противоречащие законодательству.

     Законодательной базой хозяйственной деятельности библиотечных учреждений являются Гражданский  кодекс Российской Федерации, Федеральный  Закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (от 29 декабря 1995 г.), Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1995 г.), а также ряд нормативных документов, прежде всего, «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.

     Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет  право некоммерческим организациям (к ним относятся и библиотеки) осуществлять предпринимательскую  деятельность, если она не наносит  ущерба в выполнении основных функций. Кодекс упорядочивает оформление договорных отношений библиотечных учреждений с юридическими и физическими лицами, определяет юридические положения в связи с нанесением имуществу библиотеки вреда. Кодекс определяет правовую поддержку и защиту со стороны государства качества выполняемых работ. По отношению к библиотекам это требование означает оказание пользователям услуг высокого качества и оперативности.

     В связи с пристальным вниманием  налоговых органов к средствам, зарабатываемым библиотеками, библиотечным работникам необходимо знать и использовать в своей практике Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (декабрь 1995 г.), где четко записано, что прибыль государственных и муниципальных библиотек, полученная от их основной деятельности, не подлежит налогообложению.

Информация о работе Правовое обеспечение дополнительной платной деятельности библиотеки