Подготовка детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства

Работа содержит 1 файл

курсовая подготовка детей к школе.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

              

Руководство по применению теста «Диагностика уровня развития поступающих в начальную  школу» Г. Витцлака.

 

     Вводное  задание. 

     «Постройка башни» (приложение 1).

     Исходная  ситуация: В правильной последовательности разложить перед ребёнком картинки на расстоянии 3 см друг от друга.  

     Инструкция: Посмотрите внимательно на эти  картинки, они нам расскажут одну  историю. Она начинается с первой  картинки (показать первую картинку). Маленькая девочка строит башню  из кубиков, она рада, потому что башня получается такая прямая и большая (показать на вторую картинку). Вдруг пришёл один озорной мальчик и ногой разрушил такую хорошую башню (показать на третью картинку). Девочка расстроилась потому что башни больше не стало, она заплакала горькими слезами (убрать все картинки).      

     Вопрос: «Расскажи мне ещё раз коротко,  что делала девочка …»

Экспериментатор, независимо от рассказа ребёнка, говорит: « Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому  она заплакала».

 

      Задание 1.

      «Рассказ по картинкам» (приложение 2).

      Исходная ситуация. В правильной  последовательности разложить перед  ребёнком картинки. 

      Инструкция: «А теперь скажи мне,  какую историю расскажут нам   эти картинки?» (после рассказа ребёнка убрать все картинки).   

      Вопрос: «Расскажи ещё раз коротко,  что делал мальчик?». Обработка  данных – используется следующая  шкала оценок ( в баллах): 

      Ребёнок очень хорошо ухватил  смысловую связь всех трёх  картинок, акцентировав рассказ на главном. В резюме существенное было подчёркнуто правильно – 7 баллов.   

     Смысловая  нить между картинами хорошо  схвачена.Второстепенные детали  и существенные описано равноценно. Резюмировав, ребёнок, на ряду  с существенным, добавил и второстепенные детали – 5 баллов.     

     Смысловая  нить была ухвачена частично, самостоятельно; правильно и полно,  но лишь между двумя картинками. В резюме подчеркнуты второстепенные  признаки – 3 балла. 

      Мозаичное описание отдельных  картинок, не обращена их связь между собой – 2 балла.

      Рассказ не получается – 0 баллов.

      Полученные баллы заносятся в  бланк регистрации результатов. 

     

      Задание 2.

       Выучивание стихотворения(приложение 3). Алгоритм обучения :

«Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты  должен хорошо запомнить и рассказать дома папе (бабушке…) .Сначала я расскажу его тебе целиком, а потом будем его учить. Слушай внимательно:

           Мне учиться очень нравится,

           Отвечать я не боюсь, 

            Я могу с задачей справится, 

           Потому что не ленюсь. 

       Сейчас я расскажу первую часть,  а ты повторишь за мной:

             Мне учиться очень нравится,

             Отвечать я не боюсь… 

  А сейчас  – ты». 

  Воспроизведено  - правильно или нет.

  Экспериментатор:  «Очень хорошо, но ещё не всё  правильно. Ты говорил: …А нужно:  … Я тебе ещё раз всё повторю,  ты теперь знаешь, как должно  быть правильно. Слушай внимательно(если  ребёнок не смог правильно  рассказать после 4-го повтора, то оцените его ответ).

   А теперь  я прочитаю ещё раз вторую  часть, а ты повторишь за  мной:

              Я могу с задачей справиться,

               Потому что не ленюсь.

     А  теперь ты»

    Воспроизведено- правильно или нет. Коррекция  ошибок по аналогии с первой частью.

  Очень хорошо. Сейчас повторим всё стихотворение.  Я расскажу тебе его ещё  раз, а ты  повтори его полностью(читается  первая и вторая часть) . А теперь  ты». 

  Воспроизведено  правильно или нет. Коррекция  по аналогии с первой частью .( Если ребёнок не смог правильно рассказать. То после 4-го повтора с ошибками оцените ответ ребёнка.)

   Оцените  успешность ребёнка в выучивании  стихотворения по критериям 2а, 2б, и 2в и занесите полученные  баллы в бланк регистрации  результатов. 

    Обработка:

     2а.  Красным карандашом отмечайте  ход заучивания стихотворения  на специальном бланке(приложение 3), просуммируйте количество ошибочных  репродукций и занесите оценку  в бланк регистрации результатов. 

     2б.  Оцените уровень ошибок в каждом  из первых воспроизведений одной или всех трёх частей(если в одной из трёх частей что-то воспроизведено ошибочно, полный балл уже не ставиться):

Правильное  полное воспроизведение  8 баллов 
По  смыслу правильное воспроизведение, перестановка слов, пропуск или добавление несущественных слов 5 баллов 
Воспроизведение смысла своими словами  3 балла 
Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная  смысловая связь не ухвачена 2 балла 
Набор бессмысленных слов или полный отказ  0 баллов   

      2в Оценка реакции ребёнка на помощь экспериментатора в каждом из первых дополнительных повторов по первой или по всем трём частям заучивания. Если ребёнок не нуждается в помощи, оценка по этому параметру не производится:

Во  второй попытке воспроизведения  полностью использовал помощь, полученную после первой попытки воспроизведения 4 балла 
Частично  использовал помощь 2 балла 
Не  использовал помощь 1 балл 

    Задание  3.

     Знание названий предметов (приложение 4).

Исходная ситуация: 9 картинок разложить в следующей последовательности на расстоянии 2 см друг от друга: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.

Инструкция: «Скажи, пожалуйста, что здесь лежит (указать  на предметы слева направо)». После  окончательного выполнения задания с ошибками обязательно указать ребёнку правильные названия предметов: «Это…».

       Обработка: подсчитывается количество  правильно названных предметов.  Результат заносится в бланк  регистрации результатов. 

       Задание 4.

       Процесс счёта.

Исходная ситуация: Те же 9 картинок лежат перед ребёнком на расстоянии 2 см друг от друга.

Инструкция: Ты должен мне сказать, сколько предметов  здесь лежит». Если ребёнок не найдёт решение или даёт неправильный ответ, расширить инструкцию: «Ты можешь их сосчитать».

Обработка: используется следующая шкала оценок:

  • счёт без видимых моторных компонентов (счёт глазами) -6 баллов.
  • Беззвучное проговаривание (движение губ) -4 балла.
  • Проговаривание тихим, но слышным шёпотом, либо с киванием головой – 3 балла.
  • Указывание пальцем на предмет при счёте (без прикосновения)-2 балла.
  • Прикосновение пальцем при счёте или передвижение предметов-1 балл.
  • Полный отказ-0 баллов.

           Задание 5.

   Последовательность  чисел. 

   Инструкция: «Посчитай дальше девяти, сколько сможешь». В случае затруднения в продолжении счёта с девяти разрешается начать считать сначала. Допускается самокоррекция. Дальше 21 считать не надо.

    Обработка:  используется шкала оценок из  бланка регистрации результатов. 

             Задание 6.

    Классификация. 

    Исходная  ситуация: Положить перед ребёнком  лист с тремя нарисованными  корзинами (приложение 5).

     Инструкция: «Вот три корзины. Мы хотим  разложить в них эти предметы. В эту (показать) кладут фрукты, сюда овощи, а сюда - цветы (показать корзины). В эту корзину ты должен положить все фрукты, в эту- все овощи, а сюда - все цветы».

      Обработка: подсчитывается количество  правильно расклассифицированных  объектов. Результат заносится в  бланк регистрации.  

В конце обязательно исправить ребёнка, показав, как нужно раскладывать предметы правильно!

               Задание 7.

       Множества.

        Исходная ситуация: правильное решение  6-ой задачи. Корзину с цветами  закрыть листом бумаги.

             Инструкция: скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего                                                                                                                                             предметов.

         Первая помощь (если нет правильного  ответа): два сорта фруктов взять из корзины, разложить в ряд (на расстоянии 1 см), на расстоянии10 см от фруктов разложить три сорта овощей: «Сколько здесь?»

          Вторая помощь: приблизить овощи  к фруктам: «Теперь тебе, наверное, будет, будет легче, и ты  скажешь, сколько здесь». Если ответ опять ошибочный, то дополнить инструкцию: «Сосчитай».

           Обработка: используется шкала  оценок из бланка регистрации  результатов. 

            Задание 8.

           Сравнение (приложения 6-9).

            Исходная ситуация: Выложить первую сравниваемую пару(приложение 6), потом убрать её  и раскладывать другие пары(по порядку): железная дорога, гусь, кошка.

            Инструкция: «Почему эта картинка(показать)выглядит  иначе, чем эта(показать)?» 

            При затруднении выполнения инструкции можно варьировать её форму. При ошибочном решении помочь:»Что на этой картинке по-другому? А что здесь другое? Что в этой коляске, что в этой?»

             Обработка: отметить соответствующие  успехи во вспомогательной таблице  в правом верхнем углу бланка регистрации результатов. Просуммировать и занести суммарную оценку в бланк.

             Задание 9.

             Аналогии.

            Инструкция: «У меня к тебе  есть несколько вопросов, на которые  ты наверняка ответишь:

Днём светло, а ночью?

Птица может  петь, а что может собака?

Автомашина может  ехать, а что может самолёт?

Одежда сделана  из ткани, а из чего сделана обувь?

У кошки есть шерсть, а что есть у утки?

Голубь может  летать, а что может рыба?» 

           Обработка: отметить правильные ответы во вспомогательной таблице на бланке регистрации результатов, просуммировать успехи и занести оценку в бланк.

            Задание 10.

            Дифференциация цвета и формы (приложение 10).

              Исходная ситуация: положить перед ребёнком лист (приложение 10).

             Инструкция (произносится спокойно  и с хорошей дикцией): « Здесь  перед тобой четыре полоски  (показать). Поищи внизу (обвести  карандашом все кусочки-вкладыши  внизу) то, что должно подойти  сюда (показать вырезанный кусочек на первой полоске). Посмотри сначала на все внимательно (пауза). Какой кусочек сюда подходит?» (Ещё раз показать). После решения задания, связанного с полоской номер один, перейти к следующей.

Информация о работе Подготовка детей к школе