Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа
Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства
Руководство по применению теста «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака.
Вводное задание.
«Постройка башни» (приложение 1).
Исходная
ситуация: В правильной
Инструкция:
Посмотрите внимательно на эти
картинки, они нам расскажут одну
историю. Она начинается с
Вопрос:
«Расскажи мне ещё раз коротко,
Экспериментатор, независимо от рассказа ребёнка, говорит: « Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Задание 1.
«Рассказ по картинкам» (приложение 2).
Исходная ситуация. В правильной
последовательности разложить
Инструкция: «А теперь скажи мне, какую историю расскажут нам эти картинки?» (после рассказа ребёнка убрать все картинки).
Вопрос: «Расскажи ещё раз коротко,
что делал мальчик?».
Ребёнок очень хорошо ухватил смысловую связь всех трёх картинок, акцентировав рассказ на главном. В резюме существенное было подчёркнуто правильно – 7 баллов.
Смысловая
нить между картинами хорошо
схвачена.Второстепенные
Смысловая
нить была ухвачена частично,
самостоятельно; правильно и полно,
но лишь между двумя
Мозаичное описание отдельных картинок, не обращена их связь между собой – 2 балла.
Рассказ не получается – 0 баллов.
Полученные баллы заносятся в
бланк регистрации результатов.
Задание 2.
Выучивание стихотворения(приложение 3). Алгоритм обучения :
«Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты должен хорошо запомнить и рассказать дома папе (бабушке…) .Сначала я расскажу его тебе целиком, а потом будем его учить. Слушай внимательно:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справится,
Потому что не ленюсь.
Сейчас я расскажу первую
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь…
А сейчас – ты».
Воспроизведено - правильно или нет.
Экспериментатор:
«Очень хорошо, но ещё не всё
правильно. Ты говорил: …А
А теперь я прочитаю ещё раз вторую часть, а ты повторишь за мной:
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
А теперь ты»
Воспроизведено- правильно или нет. Коррекция ошибок по аналогии с первой частью.
Очень хорошо.
Сейчас повторим всё
Воспроизведено правильно или нет. Коррекция по аналогии с первой частью .( Если ребёнок не смог правильно рассказать. То после 4-го повтора с ошибками оцените ответ ребёнка.)
Оцените
успешность ребёнка в
Обработка:
2а.
Красным карандашом отмечайте
ход заучивания стихотворения
на специальном бланке(
2б.
Оцените уровень ошибок в
Правильное полное воспроизведение | 8 баллов |
По смыслу правильное воспроизведение, перестановка слов, пропуск или добавление несущественных слов | 5 баллов |
Воспроизведение смысла своими словами | 3 балла |
Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь не ухвачена | 2 балла |
Набор бессмысленных слов или полный отказ | 0 баллов
|
2в Оценка реакции ребёнка на помощь экспериментатора в каждом из первых дополнительных повторов по первой или по всем трём частям заучивания. Если ребёнок не нуждается в помощи, оценка по этому параметру не производится:
Во второй попытке воспроизведения полностью использовал помощь, полученную после первой попытки воспроизведения | 4 балла |
Частично использовал помощь | 2 балла |
Не использовал помощь | 1 балл |
Задание 3.
Знание названий предметов (приложение 4).
Исходная ситуация: 9 картинок разложить в следующей последовательности на расстоянии 2 см друг от друга: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, что здесь лежит (указать на предметы слева направо)». После окончательного выполнения задания с ошибками обязательно указать ребёнку правильные названия предметов: «Это…».
Обработка: подсчитывается
Задание 4.
Процесс счёта.
Исходная ситуация: Те же 9 картинок лежат перед ребёнком на расстоянии 2 см друг от друга.
Инструкция: Ты должен мне сказать, сколько предметов здесь лежит». Если ребёнок не найдёт решение или даёт неправильный ответ, расширить инструкцию: «Ты можешь их сосчитать».
Обработка: используется следующая шкала оценок:
Задание 5.
Последовательность чисел.
Инструкция: «Посчитай дальше девяти, сколько сможешь». В случае затруднения в продолжении счёта с девяти разрешается начать считать сначала. Допускается самокоррекция. Дальше 21 считать не надо.
Обработка:
используется шкала оценок из
бланка регистрации
Задание 6.
Классификация.
Исходная ситуация: Положить перед ребёнком лист с тремя нарисованными корзинами (приложение 5).
Инструкция: «Вот три корзины. Мы хотим разложить в них эти предметы. В эту (показать) кладут фрукты, сюда овощи, а сюда - цветы (показать корзины). В эту корзину ты должен положить все фрукты, в эту- все овощи, а сюда - все цветы».
Обработка: подсчитывается
В конце обязательно исправить ребёнка, показав, как нужно раскладывать предметы правильно!
Задание 7.
Множества.
Исходная ситуация: правильное решение 6-ой задачи. Корзину с цветами закрыть листом бумаги.
Инструкция: скажи теперь,
пожалуйста, сколько
здесь всего
Первая помощь (если нет правильного ответа): два сорта фруктов взять из корзины, разложить в ряд (на расстоянии 1 см), на расстоянии10 см от фруктов разложить три сорта овощей: «Сколько здесь?»
Вторая помощь: приблизить овощи к фруктам: «Теперь тебе, наверное, будет, будет легче, и ты скажешь, сколько здесь». Если ответ опять ошибочный, то дополнить инструкцию: «Сосчитай».
Обработка: используется шкала оценок из бланка регистрации результатов.
Задание 8.
Сравнение (приложения 6-9).
Исходная ситуация: Выложить первую сравниваемую пару(приложение 6), потом убрать её и раскладывать другие пары(по порядку): железная дорога, гусь, кошка.
Инструкция: «Почему эта картинка(показать)
При затруднении выполнения инструкции можно варьировать её форму. При ошибочном решении помочь:»Что на этой картинке по-другому? А что здесь другое? Что в этой коляске, что в этой?»
Обработка: отметить
Задание 9.
Аналогии.
Инструкция: «У меня к тебе есть несколько вопросов, на которые ты наверняка ответишь:
Днём светло, а ночью?
Птица может петь, а что может собака?
Автомашина может ехать, а что может самолёт?
Одежда сделана из ткани, а из чего сделана обувь?
У кошки есть шерсть, а что есть у утки?
Голубь может летать, а что может рыба?»
Обработка: отметить правильные ответы во вспомогательной таблице на бланке регистрации результатов, просуммировать успехи и занести оценку в бланк.
Задание 10.
Дифференциация цвета и формы (приложение 10).
Исходная ситуация: положить перед ребёнком лист (приложение 10).
Инструкция (произносится спокойно
и с хорошей дикцией): « Здесь
перед тобой четыре полоски
(показать). Поищи внизу (обвести
карандашом все кусочки-