Подготовка детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства

Работа содержит 1 файл

курсовая подготовка детей к школе.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

интеграции. Необходима комплексная оценка готовности ребёнка  к школе.

  Комплексный  показатель готовности к школе  должен учитывать не только  интеллектуальную зрелость, но и зрелость в эмоциональной и социальной сфере. Йерасик предлагает анализировать следующие показатели школьной зрелости:

- в интеллектуальной  сфере: концентрация внимания, рациональный  подход к действительности, логическое  запоминание, интерес к новым  знаниям и трудным занятиям, способность понимания на слух, способность к управлению тонкими движениями рук;

  -в эмоциональной  сфере: учебная мотивация (желание  учиться, а не играть), эмоциональная  устойчивость;

  -в социальной  сфере: способность выполнять социальную роль ученика, потребность общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам группы.

  Тест Йерасика-Керна  по диагностике готовности ребёнка  к школе включает три задания: 

  1. рисование человека;
  2. копирование письменного предложения;
  3. срисовывание группы точек, что позволяет диагностировать уровень зрительно-моторной координации, волевые качества, произвольность и  концентрацию внимания, общую интеллектуальную зрелость ребёнка, но квалифицированно провести и проинтерпретировать результаты данного теста может лишь опытный психолог-диагност.

   Возраст  6-7 лет является переходным критическим  возрастом, поэтому известный  психолог Д. Б. Эльконин отмечал,  что при психодиагностике детей  в переходном возрасте следует  учесть новообразования прошедшего возрастного периода, т. е. оценить сформированность игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, развитие наглядно-образного мышления и воображения, а также диагностировать зачатки учебных новообразований: уровень развития общих представлений, осведомлённости, способность к элементарным логическим выводам.

  Н. И. Гуткина  отмечает, что именно произвольность  поведения определяет успешность  обучения ребёнка. Произвольность поведения включает: умение ребёнка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться  правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивом, наличие внутренней позиции школьника.

  Традиционный  психологический подход к оценке  готовности ребёнка к школе  базируется на следующем положении: дети 6-7 лет в среднем способны выполнять определённый набор интеллектуальных заданий на определённом уровне, и если результаты тестирования ребёнка не хуже возрастного норматива интеллектуального развития- он готов к школе. Тест Витцлака позволяет оценить уровень интеллектуального развития, уровень речевого развития и уровень обучаемости ребёнка, на основе чего можно определить как степень готовности ребёнка к школе, так и степень задержки в развитии ребёнка, если она имеется.

  Показатель  обучаемости показывает возможности ребёнка по усвоению новой информации и новых умственных умений. Ещё Л. С. Выготский  указывал, что важен не только наличный уровень развития ребёнка, но более важны его потенциальные возможности, и обучение возможно не только на основе созревших психических функций ребёнка, а обучение можно начинать, когда эти функции ещё только начинают свой основной цикл развития, учитывая зону ближайшего развития ребёнка.

  Компьютерный  пакет» Готовность к школе», разработанный  Н. И. Улановской (Психологический институт РАО) диагностирует следующие параметры  готовности:

  1-личностное  и социальное развитие:

     А)  сформированность отношения к  себе как к школьнику; 

     Б)  сформированность отношения к  взрослому как к учителю; 

     В) преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов;

     Г)  критичность к своим действиям,  знаниям, умение найти свои  ошибки;

     Д)  запас знаний по ориентировке  в окружающем мире;

     Е)  динамические характеристики поведения  (импульсивность, заторможенность);

  2-развитие  произвольности:

     А)  умение самостоятельно выполнять  последовательность действий;

     Б)  умение действовать по заданному  наглядному образцу; 

     В)  умение действовать по устной  инструкции взрослого; 

     Г)  умение подчинить свои действия  правилу; 

  3-интеллектуальное  развитие:

     А)  развитие общего интеллекта (проводят  тестирование по « Прогрессивным  матрицам Равена « -2 серии   по 12 матриц);

     Б)  развитие пространственных представлений  и наглядно-образного мышления;

     В)  умение ориентироваться на систему  признаков;

     Г)  развитие знаково-символической  функции;

  4-развитие  отдельных  психических  процессов: 

     А)  развитие речи;

     Б)  умение считать, читать и наличие  учебных навыков;

     В)  развитие тонких движений руки.

  Это пакет  методик проводят в начале  учебного года и конце 1-го  класса. Используются методики: 

  1. « Прогрессивные матрицы Равенна »- для оценки общего интеллекта;

   2- « Лабиринт  » (ребёнок управляет компьютерной «мышкой » в лабиринте) – диагностируются тонкие движения руки, наглядно-образное мышление, пространственное воображение, умение выполнять действие по инструкции взрослого;

   3-« образец  и правило » и « оценка  критичности» - умение исправить  свою ошибку (на материале методики «Образец и правило»);  

  4- беседа  о школе.

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

3.1 Ориентационный  тест школьной зрелости Керна-Йерасика.

 

    Для  выполнения заданий ребёнку даётся  лист машинописной нелинованной  бумаги и карандаш. На обороте  листа в верхней левой части помещён образец письменных букв 2-го задания, в нижней левой части – образец группы точек.  

  

 

    Задание  1.         

 

    Нарисуй  какого- нибудь мужчину. Так, как  сможешь.( Больше никаких пояснений,  помощи или привлечении внимания  к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если ребёнок нарисовал женщину, то его просят нарисовать и мужчину. Если ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину, это может быть связано с неблагополучием в семье ребёнка.)       

       Оценка рисунка:

   1 бал  (наилучший результат) выставляется  при выполнении следующих условий:  нарисованная фигура должна иметь  голову, туловище, конечности, причем  голова с туловищем соединена  шеей и недолжна быть больше  туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой, шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом, т.е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющей частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.  

   2 балла  – выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способам.

   3 балла  – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней. 

   4 балла  – примитивный рисунок с головой  и туловищем. Конечности нарисованы  только одной линей каждая. 

   5 баллов (наихудший результат) – отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечности.

Каракули.

    Данное  задание оценивает общий интеллектуальный  уровень ребёнка. 

 

   Задание  2.

   Копирование  слов, написание письменными буквами:  «Посмотри, здесь что-то  написано. Ты попробуй написать точно также». Предлагается скопировать фразу «Он ел суп», написанную письменными буквами, а не печатными буквами. Если ребёнок умеет читать и пишет фразу печатными буквами, то надо ему предложить скопировать  образец иностранных слов, также написанными письменными буквами.       

   Оценка  результатов.

    1балл - хорошо и полностью разборчиво  скопирован написанный образец.  Буквы превышают размер букв  образца не более чем в два  раза. Первая буква по высоте  явно соответствует прописной букве. Буквы чётко написаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

    2 балла  – разборчиво скопирован образец,  но размер букв и соблюдение  горизонтальной линии не учитываются.

    3 балла – явная разбивка надписи на два минимума. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

    4 балла  – с образцом совпадают хотя  бы 2 буквы. Воспроизведенный образец  всё ещё создаёт строку надписи.  

    5 баллов  – каракули.

     Диагностируется  сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движение тонкой моторики руки.

     

     Задание  3.

      Срисовывание группы точек: «Посмотри,  здесь нарисованы точки. 

          . . .

          . . .

          . . .

          .

       Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребёнок должен нарисовать.     

       Во время выполнения ребёнком  задания надо следить за его  действиями и делать пометки.  Обратить внимание, какой рукой  рисует ребёнок, перекладывает карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и. т. п.    

       Оценка результатов:       

       1балл – совершенное копирования  образца. Допускается         незначительное отклонения одной  строчки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение недолжно быть более чем в двое. Рисунок должен быть параллелен образцу.             

      2 балла – число и расположение  точек должно соответствовать        

образцу. Можно  не учитывать отклонения не более трёх точек на половину зазора между строкой и колонкой.  

      3 балла – рисунок в целом  соответствует образцу, не превышая  его в ширине и высоте более  чем вдвое. Число точек может  не соответствовать образцу, но  их недолжно быть больше 20 или  меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов. 

        4 балла – контур рисунка не  соответствует  образцу, но  всё же состоит из точек.  Размеры образца и число точек  не учитываются. Иные формы,  например линии, не допускаются.  

    5 баллов  – каракули.    

    Итоги:  находится суммарное число баллов  по трём заданиям.

Если сумма  баллов равна 3 – 6 баллов – готовность к школе выше средней, если сумма 7 – 11 баллов – средняя зрелость, если 12 - 15 – готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.   

     Результат  тестового испытания можно рассматривать  как основания для заключения  о школьной зрелости и нельзя  интерпретировать как школьную  незрелость (возможны случаи, когда  способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохой результат).  

     Тест  Керна – Йерасика можно применять  как в группе, так и индивидуально.  

 
 

      3. 2. Тест «Диагностика уровня  развития поступающих в                    начальную школу»  Г.Витцкала.

Информация о работе Подготовка детей к школе