Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа
Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства
интеграции. Необходима комплексная оценка готовности ребёнка к школе.
Комплексный показатель готовности к школе должен учитывать не только интеллектуальную зрелость, но и зрелость в эмоциональной и социальной сфере. Йерасик предлагает анализировать следующие показатели школьной зрелости:
- в интеллектуальной сфере: концентрация внимания, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к новым знаниям и трудным занятиям, способность понимания на слух, способность к управлению тонкими движениями рук;
-в эмоциональной
сфере: учебная мотивация (
-в социальной сфере: способность выполнять социальную роль ученика, потребность общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам группы.
Тест Йерасика-Керна
по диагностике готовности
Возраст
6-7 лет является переходным
Н. И. Гуткина
отмечает, что именно произвольность
поведения определяет
Традиционный
психологический подход к
Показатель обучаемости показывает возможности ребёнка по усвоению новой информации и новых умственных умений. Ещё Л. С. Выготский указывал, что важен не только наличный уровень развития ребёнка, но более важны его потенциальные возможности, и обучение возможно не только на основе созревших психических функций ребёнка, а обучение можно начинать, когда эти функции ещё только начинают свой основной цикл развития, учитывая зону ближайшего развития ребёнка.
Компьютерный пакет» Готовность к школе», разработанный Н. И. Улановской (Психологический институт РАО) диагностирует следующие параметры готовности:
1-личностное и социальное развитие:
А) сформированность отношения к себе как к школьнику;
Б) сформированность отношения к взрослому как к учителю;
В) преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов;
Г)
критичность к своим действиям,
Д) запас знаний по ориентировке в окружающем мире;
Е)
динамические характеристики
2-развитие произвольности:
А)
умение самостоятельно
Б)
умение действовать по
В) умение действовать по устной инструкции взрослого;
Г)
умение подчинить свои
3-интеллектуальное развитие:
А)
развитие общего интеллекта (проводят
тестирование по «
Б)
развитие пространственных
В)
умение ориентироваться на
Г)
развитие знаково-
4-развитие
отдельных психических
А) развитие речи;
Б)
умение считать, читать и
В) развитие тонких движений руки.
Это пакет методик проводят в начале учебного года и конце 1-го класса. Используются методики:
2- « Лабиринт
» (ребёнок управляет
3-« образец и правило » и « оценка критичности» - умение исправить свою ошибку (на материале методики «Образец и правило»);
4- беседа о школе.
3.1 Ориентационный
тест школьной зрелости Керна-
Для
выполнения заданий ребёнку
Задание 1.
Нарисуй
какого- нибудь мужчину. Так, как
сможешь.( Больше никаких пояснений,
помощи или привлечении
Оценка рисунка:
1 бал
(наилучший результат)
2 балла – выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способам.
3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла
– примитивный рисунок с
5 баллов (наихудший результат) – отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечности.
Каракули.
Данное
задание оценивает общий
Задание 2.
Копирование
слов, написание письменными буквами:
Оценка результатов.
1балл
- хорошо и полностью разборчиво
скопирован написанный образец.
2 балла
– разборчиво скопирован
3 балла – явная разбивка надписи на два минимума. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла
– с образцом совпадают хотя
бы 2 буквы. Воспроизведенный
5 баллов – каракули.
Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движение тонкой моторики руки.
Задание 3.
Срисовывание группы точек: «
. . .
. . .
. . .
.
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребёнок должен нарисовать.
Во время выполнения ребёнком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребёнок, перекладывает карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и. т. п.
Оценка результатов:
1балл – совершенное
2 балла – число и расположение
точек должно соответствовать
образцу. Можно не учитывать отклонения не более трёх точек на половину зазора между строкой и колонкой.
3 балла – рисунок в целом
соответствует образцу, не
4 балла – контур рисунка не
соответствует образцу, но
всё же состоит из точек.
Размеры образца и число точек
не учитываются. Иные формы,
например линии, не
5 баллов – каракули.
Итоги:
находится суммарное число
Если сумма баллов равна 3 – 6 баллов – готовность к школе выше средней, если сумма 7 – 11 баллов – средняя зрелость, если 12 - 15 – готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Результат
тестового испытания можно
Тест
Керна – Йерасика можно
3. 2. Тест «Диагностика уровня
развития поступающих в