Подготовка детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства

Работа содержит 1 файл

курсовая подготовка детей к школе.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанностей родителей в ст. 38, 43.Конституции РФ, в главе 12 Семейного кодекса РФ «Об образовании». Успешное воспитание возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-  прежнему остаются  одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействии.

 Роль  семьи в подготовке детей к школе.

«подлинная школа  воспитания сердечности, душевности и  отзывчивости -  это семья - писал  В.А.Сухомлинский – отношение к  матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности. «Он называл ребёнка зеркалом семьи, в котором отражается нравственная чистота родителей (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. 1974 г.) Семья – это первая социальная среда, в которой ребёнок находится после рождения. Семейное воспитание осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных отношений, педагогическим влиянием людей разного пола, возраста и профессий, а так же чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль подготовки ребёнка к школе играет семья. Родители должны прививать положительные отношения к школе, к учёбе, рассказывая о них всё, не забывая вселять в ребёнка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Полезно подружить ребёнка с детьми, которые уже ходят в школу, причём учатся с удовольствием, познакомить с будущей учительницей (если это возможно), почитать рассказы о детях, которые хотят учиться. Желательно знакомить ребёнка с новой обстановкой и с новыми, интересными для него, людьми. Нельзя пугать ребёнка школой («Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»). Важно поддерживать интерес ребёнка к новым видам деятельности, к миру взрослых, к познанию окружающего мира, нужно помогать ребёнку самоутверждаться. Необходимо с раннего детства  приучить ребёнка к умственной деятельности, но не насильно,  считаясь с желаниями  и потребностями маленькой личности. Путей и средств для этого достаточно; это совместное чтение книги, заучивания стихотворений, познавательные беседы. Но главное – что бы всё это было эмоционально насыщено, интересно ребёнку.

 Не надо основным методом воспитания делать отрицательные  оценки – «не так» «не умеешь»  «не знаешь», «плохо», - дети от этого  могут озлобиться или разовьётся неуверенность, или боязнь новых  видов деятельности. Надо помнить, что главный путь воспитания, особенно в дошкольном возрасте, - воспитание успехом. Если взрослые замечают и даже отмечают небольшие достижения детей, они поддерживают в них уверенность в себе, повышают активность, воспитывают оптимизм.  

 Разумеется,  и отрицательные оценки нужны, но дозировка таких оценок должна быть разумной.

 А.С.Макаренко  советовал родителем: Надо стремиться к правильному воспитанию, чтобы  потом  не пришлось заниматься перевоспитанием.…Надо  предъявлять самые строгие требования к своему поведению. Ненужно надеяться не на какие рецепты и фокусы. Нужно быть серьёзным, простым и искренним… Главное в воспитательной работе заключается в организации жизнь и семьи с пристальным учётом мелочей.

 (Макаренко  А.С. Лекция о воспитании детей,  Минск 1978 год). Успех воспитания во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Родители должны понимать, что не только от детского сада, но и от них зависит насколько подготовленным придёт ребёнок в школу.  

 В каждой семье  свой уклад, свой достаток, свои взгляды на жизнь, общественные ценности, своё понятие о нормах и методах воспитания. Одни воспитывают лаской, другие – строгостью, в одних семьях детей опекали, в других полной мерой требуют с них. Одна из наиболее распространённых ошибок – это мелочная опека детей, полностью лишающая их самостоятельности. Как трудно придётся этим «неженкам» в школе.

 Дети избалованные родительской лаской, болезненно реагируют  на замечание учителей, отказываются идти в школу и. т. д. Во все подобных случаях ребёнок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведениям. Необходима регуляция поведения. Это, конечно, проходит с возрастом, по мере,  накопления жизненного опыта. Однако не малую роль здесь имеет семейное воспитание. Нужно учить детей подавлять агрессивные вспышки. Зная особенности своего ребёнка, родители могут скорее найти к нему подход и помочь учителю подобрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. Важно воспитывать и развивать волю детей. Для этого родители, давая хозяйственные поручения, должны ставить перед ним задачу, решение которых требует от детей волевого усилия.     

 Изучая роль семьи в жизни ребёнка и  его подготовки к школе, необходимо рассмотреть особенности современной  семьи. Стоит обратить внимание на то, что большинство матерей работают. Характерно и то, что число других членов взрослых семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребёнка в то время, когда матери работают, резко падает. Растёт количество разводов, а,  следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и уровень материнской обеспеченности в этих семьях низкий. Американский психолог У. Бронфенбреннер приводит яркий пример, демонстрирующий дефицит общения детей с отцами. На вопросы анкеты отцы ответили, что тратят на общение со своими годовалыми детьми в среднем 15 – 20 минут в день. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с помощью микрофона, показали, что преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в день 2,7 раза, а их средняя продолжительность – 37,7 секунды. Затрудняют общения взрослого и ребёнка многие достижения цивилизации: появление компьютеров, дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр. Невольно приходят на память картины иной жизни, когда вся большая семья, обычно все три поколения жили вместе и собирались хотя бы 3 – 4 раза в день за одним большим столом. Разумеется,  в такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными. И, главное, всегда рядом с ребёнком был близкий человек. Современная цивилизация становится всё более неблагоприятной для психического прогресса ребёнка, увеличивается дефицит общения ребёнка с родителями. Итак, распад семьи, территориальное разделение жилых и деловых районов в городах, частые переезды с одного места жительство на другое, прерывающие соседские и родственные связи, поток телевизионных передач, работающая мама и другие проявления «общественного прогресса, согласно Бронфенбреннеру, уменьшают возможности и потребности в содержательном общении между детьми и взрослыми. Институт семьи, лелеемый веками человеческим обществом, разваливается на наших глазах, как карточный домик. Вместе с тем,  без семьи невозможно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, которое наши православные предки величали малой церковью. Только в полноценной семье человек должен быть по настоящему счастлив,  обрести мир души, равновесия, тишину сердца.                  

 Концепция модернизации в  России ребёнка, родителей и социума.

 Главная функция  подготовки ребёнка к школе –  обеспечения его психического развития, а не стремление его быстрее научиться  писать, читать, считать. Важнее не столько  уровень интеллекта и не объём  знаний, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Хотя если родители правильно, профессионально учат писать и читать, конечно,  при желании ребёнка, то этим стоит заняться.

 У каждого  ребёнка есть свой срок и свой час  достижения. Родители должны постоянно  поощрять ребёнка за его старания, за стремление узнать новое и научиться новому. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно.   Очень важно давать ответы на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится, избегая отрицательных оценок деятельности ребёнка. 

 

    ,

 

 

Введение:

 В жизни каждого  ребёнка наступает пора, когда  он должен пойти в школу. Этого  важного момента ждут, к нему готовятся. Родители, близкие родственники, воспитатели  с волнением думают о том, как  будут учиться их  воспитанники, каких успехов сумеют добиться. Волнуются, конечно,  и дети. Одним очень хочется в школу, их привлекает иная, более взрослая жизнь. Другие относятся к школе настороженно, а третьи боятся новой обстановки. Будут ли школьные годы счастливыми для ребёнка, станет учение для него радостью или обузой, во многом зависит от того, насколько ребёнок подготовлен к школе в детском саду и семье. Особое значение подготовки детей к школе приобрела в последнее время. Вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс изменения в эту проблему: рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки на ряду с ухудшающимся  здоровьем детей (что связанно и экономической, экологической, социальной обстановкой) и ростом школьных проблем заставляют детский сад, школу и родителей находить варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребёнку, нормальную адаптацию и хотя бы частично разгрузила на начальных этапах обучения.   Однако на вопрос, чем и как учить до школы, пока нет однозначного ответа, да и вряд ли такой ответ возможен, Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу столь  велика, что скорее всего более эффективным могут стать только индивидуальные программы подготовки. Л.С. Выготский писал так: «Ребёнок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, что бы начать какой то новый цикл обучения, недоступной для него до этого! Он способен это обучение проходить по какой то программе, но в месте с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой…  

 Исследования, проведённые в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребёнка к школе должна строиться с учётом психофизиологических закономерностей детей 6 – 7 лет, в противном случае можно не стимулировать развитие, а затормозить его. Поэтому важно помнить тезис Л. С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития за собой. Но обучать ребёнка возможно только тому, чему он уже способен обучиться.»  От того, каким придёт ребёнок в школу будет зависеть не только непосредственный успех обучения, но и дальнейшие развитие его личности, отношение к труду, другим людям, самому себе.

 Данная тема рассматривается во многих материалах и изучалась большим числом исследователей, такие как:Амонашвили Ш. А.,Буре Р. С.,Безруких М,М, Ефимова С. П, Каруле А. Я., Кувашова Н. Г., Петроченко Г. Г.,и многие другие. 

 Выбор данной темы не случаен. Для меня лично рассмотрение этой темы крайне важно, так как у  меня растёт сын, ему 4,5 года, хотя в  школу нам ещё рано, но,  читая  специальную литературу, стало понятно, что готовить ребёнка надо не за год до школы, а гораздо раньше. Я осознала, что заблуждалась в том, что чем раньше он научится читать и писать, тем легче для него, тем он будет развитей, лучше остальных. Главное, что мне удалось понять: нужно не пытаться,  скорее, научить его читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития моторики, особенно движений рук и пальцев.

 Исходя из всего вышесказанного, цель в том, что необходимо изучить проблемы подготовки детей к школе.

 Задачи данной курсовой работы по проблемам подготовки детей к школе, следующие:

    1. определить основные проблемы подготовки детей к школе.
    2. Выявить роль семьи в подготовке детей к школе.
    3. Определить методы и приёмы, определяющие готовность детей к школе.
    4. Сделать выводы и заключения.

 

Содержание

    Введение.

    Глава 1 Проблемы подготовки детей к школе.

    1.1.Цель  дошкольного образования - подготовка  детей к систематическому образованию.

  1.2.Особенности  физического развития детей 6-7 лет.

        1.3. Проблемы интеллектуальной и  психологической готовности к школе. 

        1.4. Роль семьи в подготовке  детей к школе.

    1.5. Методы  определения готовности детей  к школе.

    Глава 2 Практическая часть. 

    Заключение

    Список  литературы

 

    Приложения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Метод определения  готовности детей к школе

 Сам ребёнок  готов к обучению не только  с рождения, но и до этого  момента. В одной из передач  американской телекомпании был  сюжет о том , как определяют  возможные трудности обучения  детей в школе. Наши физиологи  эту методику хорошо знают  и используют. Методика не сложна, но главное в том, что американцы тестировали годовалых детей. Действительно, причины школьных трудностей надо искать в раннем возрасте: в особенностях беременности и родов, первых месяцев жизни, в здоровье малыша. От того, как он родился, как рос и развивался до школы зависит многое. Бесспорно, чем лучше подготовлен ребёнок к школе, тем легче ему будет в обучении. А что значит» готов к школе»? Можно ли определить эту готовность и как это лучше сделать?    

  Специалисты  разного профиля предлагают немало критериев определения готовности к школе, но в основе их всех-тесты, позволяющие судить о функциональном и психическом развитии ребёнка, о состоянии его здоровья. Одни учёные считали достаточным достижение определённой степени морфологического развития - биологической зрелости, устанавливаемой по смене молочных зубов. Другие выявляли в качестве ведущего фактора умственное развитие. Третьи считали главным уровень психического развития. Большая часть исследователей используют комплекс

диагностических и психофизических методик. 

  Принято  считать, что готовность к школе  – это тот уровень морфологического, функционального и психического  развития ребёнка, при котором  требования систематического обучения  не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребёнка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения. Готовность к школе – это характеристика развития ребёнка, включающая определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно-моторной и

Информация о работе Подготовка детей к школе