Подготовка детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка. Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического, психо - эмоционального напряжения, интенсивной умственной деятельности. Вот почему очень важно знать и понимать особенности развития детей в такой сложный период их жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается по-своему, но всё же есть и общее - это особенности, свойственные определённому возрасту. Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства

Работа содержит 1 файл

курсовая подготовка детей к школе.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 В процессе учебной  деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу.

 Итак, интеллектуальная готовность к школьному обучению связана со способностью обобщать,  сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные  признаки, делать выводы. У ребёнка должна быть определённая широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Очень хорошо если у ребёнка есть определённый круг знаний в области математики, родного языка, основах грамоты.

 В познавательном плане ребёнок к поступлению  в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего  свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,- в неё входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребёнка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребёнка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения, навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того  чтобы ребёнок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных  характеристик была у него достаточно развита.

 Ведущую роль в развитии ребёнка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идёт накапливание словарного запаса (6 – 7 лет запас слов ребёнка от 3 – 7тысяч), совершенствование грамматического строя речи. В 6 – 7 лет в речи значительно увеличивается  количество обобщающихся слов и сложных предложений. За год до школы ребёнок уже может,  осознано анализировать речь и звучание букв, очень любит играть в слова, рифмовать, составить простой рассказ по картинкам. Разумеется, уровень всех этих умений зависит от того, насколько окружающие внимательны к его речи и участвуют в его развитии. Если малыш слышит плохую речь по артикуляции, грамматически неправильную, грубую по интонации, то он усвоит её в таком же виде и с теми же дефектами. В трудном положении оказываются домашние дети. Бывает, что ребёнок говорит о физике или химии и то же время не знает ни одного стихотворения, не умеет составить рассказ по картинкам. Важным является развитие речи, как средство общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребёнка. Дошкольник активно общается не только с взрослыми, но и со сверстниками. Он привлекает к себе внимание, использует речь для организации совместной деятельности. У детей этого возраста формируется монологическая речь.  Наряду с функцией общения в этом возрасте речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь. Ребёнок учится словами планировать своё действие (Сейчас я сделаю это и это …) и. т. п. Появление внутренней речи изменяет всю структуру деятельности ребёнка, организует её.  

 В организации  занятий с детьми 6 – 7 лет необходимо учитывать возрастные особенности  внимания. В течение  всего дошкольного возраста развивается произвольное и непроизвольное внимание, повышается его устойчивость, увеличивается объём. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, жеста, игрушки заинтересовывает ребёнка. В дальнейшем он сам учится организовывать своё внимание. Ребёнок может быть внимателен в привлекательной ситуации, но с трудом сосредотачивается при выполнении неинтересной. Одна из самых острых проблем – трудность концентрации внимания. В возрасте 6 - 7 лет ребёнок ещё легко реагирует на посторонние привлекательные раздражители и быстро отвлекается. Именно по этому такое большое значение имеет для него показ яркой картинки, слайда, которые запоминаются гораздо легче, чем простой рассказ. Ещё в начале века русский педагог Е. Н. Водовозова предупреждала воспитателей: «Внимание – процесс в высшей степени сложный и трудный, весьма напряжённого состояния физических и умственных сил… Требовать от ребёнка продолжительного напряжения внимание значит истощать его и организм и периодически задерживать развитие внимания». Внимание поддерживается интересом, но и успехом, удовольствием, радостью удачи, поэтому важно создать такую ситуацию, чтобы дети это всё испытали. В процессе деятельности ребёнку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения внимания в этом возрасте невысока, но можно выработать такую реакцию путём чёткой инструкции, которую даёт детям взрослый. Ещё одной трудностью детей 6 – 7 лет является распределение внимание между разными видами деятельности. Например, когда воспитатель вынуждает ребёнка на выполнение двух разных действий - в игре. «Поймай мячик и назови слово». Такие сдвоенные задания вызывают сильнейшее напряжение и создают стресс. Итак,  поскольку трудности, с которыми дети на практике столкнуться в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботится в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.            

 Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. В дошкольный период происходят процессы, приводящие к формированию произвольной памяти. Становление запоминания как внутреннего процесса делает возможным переход к мысленному повторению, который формируется к 6 – 7 годам, Значения позволяют 6 – летнему дошкольнику не запоминать предлагаемое в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся и встраивать её в уже имеющеюся систему. Другими словами изменяется стратегия обучения. У детей с нарушениями речевого развития часто обнаруживаются и недостаточность  долговременной памяти. Причина - в затруднении ассоциативного обучения, причём с возрастом проблема имеет тенденцию к нарастанию. Фактически к 6-7 годам формируется не только механическая (запоминание по ассоциации), но и словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная память.

 Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в  школу обычно не возникает, так что  почти все дети, много и разнообразно играя,  в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые всё же могут возникнуть перед ребёнком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребёнку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

 Ещё большее  значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет  мышление. При поступлении в школу  оно должно быть развито и представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической. Однако на практике можно нередко столкнуться с ситуацией, когда,  обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребёнок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребёнок сносно может вести рассуждения, обладать хорошим воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков. К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее  недоразвитие ребёнка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребёнка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный, или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует,  прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.  

 Личностная  готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От неё зависят,  желание ребёнка учится и его успехи. Что бы ребёнок успешно учился, он должен стремиться  к новой жизни в школе, к «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появлении такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника, Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сровняться в положении со старшими. Стремление ребёнка занять новое социальное положение ведёт к образованию его внутренней позиции – позиции школьника. Первоначально детей привлекают новые атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, сиденье за партами, звонки, и лишь затем появляется желание учиться, узнавать, что то новое, получать за работу отметки (самые лучшие) и похвалу всех окружающих. Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует так же иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребёнка, безусловно,  должно преобладать над боязнью неудачи, В учении, общении, и практической деятельности дети должны проявлять как можно меньше тревожности.       

 Способности детей не обязательно должны быть сформированы к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают ещё активно развиваться. Важное другое, что бы в дошкольный период у ребёнка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить внимание. Это двигательные способности, в частности это те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей, конструирование, рисование, лепка. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых навыков, у ребёнка должна быть развита ещё одна способность, от которой более чем от других, зависят его будущие успехи – это работоспособность. Без неё врат - ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объёма знаний, на формировании сложных умений и навыков. 

 Не маловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты  характера ребёнка, в частности  его общительность, отзывчивость и  покладистость, а также волевые  черты личности: настойчивость, целеустремлённость, упорство. Очень важен определённый уровень взаимоотношений между сверстниками. Неумение общаться с одноклассниками, неконтактность, застенчивость, обиды, слёзы, а порой раздражение, ярость совсем не редки среди младших школьников. Особенно страдают те из них, кто не посещал детский сад, кто вырос с  взрослыми в атмосфере гиперопеки, мало встречался со сверстниками. Неумение общаться, как правило, ведёт к изоляции ребёнка в детском коллективе, создаёт неблагоприятный фон, оказывает негативное влияние на общее состояние и часто становится причиной школьных неудач, поскольку обучение носит коллективный характер, предполагающий взаимодействие и сотрудничество детей в совместной деятельности. Кроме того,  для ребёнка важны взаимоотношения с учителем. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы, предварительно подняв руку. Требования учителя выполняются, на его замечания не обижаются. При таком умении отнестись к  взрослому как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя. В последнее время в  связи с общей раскованностью отношений, снятием многих рамок общения, смягчается жёсткость некоторых требований школы, меняется стиль общения учителя и ученика, приобретает большую теплоту, открытость. Ещё один показатель личностной готовности к школе -  самооценка ребёнка. Учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребёнка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определённый уровень развития самосознания. Если ребёнок заявляет, что он «хороший», его рисунок» самый хороший» и поделка» лучше всех», нельзя говорить о личностной готовности к обучению. В тоже время самооценка других детей бывает занижена -  это результат постоянного недовольства взрослых. Неуспех, неудача, подчёркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая может привести к новым неудачам. Родители и педагоги очень часто не учитывают эмоциональную незащищённость, ранимость ребёнка.

 Формирование  личности в дошкольном периоде неотделимо от общих закономерностей психического развития. Переход от одной ведущей  деятельности к другой происходит в точках  получивших наименование кризисов. Основная симптоматика кризиса семи лет: потеря детской непосредственности, манерничание, симптом» горькой конфеты». У ребёнка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний. Школа- это особое учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведён к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобразование души и есть в собственном смысле слово воспитания. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится симптомом потери непосредственности: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент- ориентировка в том, что принесёт ребёнку осуществление той или иной деятельности. Согласно взглядам Д.Б.Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребёнок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода-  одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Л.С.Выготский утверждал, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребёнка в логике программы, до тех пор ещё нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

 В дошкольном возрасте центром процессов развития становится  сюжетно-ролевая игра. Овладение смыслом основных человеческих отношений -  это главное, что происходит в ролевой игре. Например, девочка  играет в» дочки-матери». Она качает куклу, пеленает, говорит ей ласковые слова. Она проигрывает чувство матери к своему ребёнку, Результат ролевой игры – эмоциональный опыт и способность ребёнка удерживать специфическое, задаваемое той или иной ролью отношения к действительности. Однако роль ученика в игре и роль ученика, который принимает на себя учащийся школы – это не одно и тоже. Последняя, как новая ведущая деятельность,  приходящая на смену ролевой игре, свидетельствует о том, что ребёнок перешёл на следующую возрастную ступень.

 Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает необходимый и  достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения  школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная  задача взрослых пробудить интерес  к учёбе у ребёнка, желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.             

Информация о работе Подготовка детей к школе