Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Провести изучение планирования физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.

Задачи исследования:

1.Провести изучение литературы по проблеме планирования физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников;
2.Провести опытно-практическое исследование с группой детей дошкольного возраста по оценке влияния физкультурно-оздоровительной работы на повышение уровня физического развития дошкольников;
3.Провести сравнительный анализ опытно-практической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.2.СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.3. ВИДЫ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 21
2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ 27
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Ч 21033 Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Третий  блок включал в себя врачебно-педагогическое наблюдение.

     Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН) понимаются исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствования учебно-тренировочного процесса.

     Основные  задачи врачебно-педагогических наблюдений:

     1. Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного ребенка.

     2. Определение состояния здоровья  и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

     3. Оценка соответствия применяемых средств и выбору программы ее задачам и возможностям ребенка в целях совершенствования планирования и индивидуализации процесса при занятиях оздоровительной физической культурой.

     4. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после физических нагрузок.

     5. Оценка условий и организации лечебно-восстановительных занятий.

     Внешние признаки утомления

     Таблица 1

Наблюдаемые признаки и состояние  ребенка Степень выраженности утомления
небольшая значительная
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное  покраснение
Выражение лица Спокойное Напряженное
Потоотделение Незначительное Выраженное
Дыхание Несколько учащенное Резко учащенное, поверхностное
Движения Бодрые, задания

выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются
Самочувствие Хорошее, жалоб  нет Жалобы на усталость, небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему
Внимание Четкое, безошибочное

выполнение  указаний

Неточность  в выполнении команд, ошибки при смене направления движения
Пульс, уд/мин 110-150 160-180
 

     Таблица №1 представлена согласно рекомендациям (1) по физической культуре дошкольников.

 

2.2. Физкультурно-оздоровительная  работа с дошкольниками

     Исследование  данной работы проводилось на базе детского дошкольного учреждения № 167 г. Москвы, старшей группы в период осени 2010 года. В исследовании приняло участие 8 детей, из которых 5 мальчиков и 3 девочки в возрасте 5-6 лет с разрешения их родителей. Утверждено заведующим детским учреждением время для процедуры исследования и место удобное для обследования детей.

     Планирование  физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в режиме дня опирается на суточный объем необходимых для дошкольников движений в среднем 2-2,5 часа. В программу входили: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна.

     Утренняя  гимнастика. Утренняя гимнастика 8–10 мин – ежедневно, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах; совершенствует навыки отдельных движений. Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 5-6 упражнений, каждое из которых выполняется 6-8 раз.

     Первое  упражнение – подтягивания с подниманием рук вверх – в стороны на выдохе из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Дальше следуют упражнения для рук, ног, туловища.

     Построение  комплекса предусматривает поочередное  включение новых групп мышц в  работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений, например: сгибания с разгибанием, наклонов вперед с наклонами назад, наклонов вправо с наклонами влево, поворотов вправо с поворотами влево, вращения вправо с вращением влево и т.д.)

     Завершается гимнастика подскоками, танцевальными  шагами, бегом на месте с последующим  переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательными упражнениями. Утренняя гимнастика проводится в обычной одежде с музыкальным сопровождением. При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений.

     Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы

     Таблица 6

Упражнение Содержание
1 «Бегущие спортсмены». Бег на месте, руки согнуты в локтях под прямым углом, плечи свободно опущены вниз, движение рук вперед-назад
2 «Великаны» И. п. – стоя на носках, руки поднять вверх, потянуться. Ходьба на месте, тянуться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев
3 «Ветряная мельница» И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперед-назад
4 «Маятник качается» И. п. – ноги вместе, руки свободно вверху. 1 – 2 – руки вправо, наклон вправо, 3 – 4 – руки влево, наклон влево
5 «Ветер елочки качает» И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться налево, руки налево, 2 – то же направо, не останавливаясь
6 «Пружинка» И. п. – стойка, руки на поясе. 1–2–3 – медленно присесть, 4 — быстро вернуться в и. п.
7 Ходьба на месте  
8 Заключительное  слово педагога Преподаватель говорит о хорошем настроении, улыбках и желает всем позитивного  дня
 

     Физкультминутка. Длительность физкультурных минуток составляет 1–3 минуты. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех упражнений, повторяемых 4–6 раз. С помощью упражнений за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

     В физкультурные минутки входят:

     1) упражнения для напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей;

     2) упражнения для мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мышц кисти, благоприятствует развитию речи детей.

     3) упражнения для глаз.

     Физкультурные минутки необходимо проводить на всех занятиях. Исключение составляет рисование, когда прерывание творческого процесса может сказаться на его эффективности. В зависимости от вида учебной деятельности дети могут выполнять упражнения физкультминутки сидя или стоя.

     Физкультурная минутка для детей старшей группы «Листопад»

     Таблица 7

Упражнение Содержание
1 Под ногами листопад Ходьба на месте
2 Листья желтые лежат Наклоны вперед, раскачивание руками
3 Листья желтые лежат вправо-влево  – «гладим листья»
4 А под листьями шуршат Упор присев, пальцы «бегают» по полу
5 Шурш, Шуршиха Выпрямиться, полуприсед, присед
6 и Шуршонок Упор присев, пальцы «бегают» по полу
7 Папа, мама и  листенок Выпрямиться, полуприсед, присед
 

     Подвижные игры и упражнения между занятиями. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбуждающие детей, при небольшом количестве времени, недостаточном для восстановительных процессов, имеют отрицательное воздействие. Они снижают работоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность.

     За 7–8 минут перерыва дети играют в одну-две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового занятия.

     Подвижные игры и упражнения на прогулке. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно соответствующей возрастным особенностям, физической подготовленности и возможностям дошкольников. К доступным движениям можно отнести следующие виды:

  1. ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;
  2. медленная и быстрая ходьба по периметру площадки с изменением направления;
  3. бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;
  4. прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;
  5. броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели и т. д.;
  6. лазание, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы, заборчики и другие конструкции на игровой площадке; висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других конструкциях;
  7. ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой веревочки и т.д.);
  8. упражнения с предметами: с мячами, с обручами;
  9. упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх («Запрещенное движение», «Ровным кругом» и др.), в качестве составной части подвижных игр;
  10. подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий;
  11. эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием.

     Незавершенность формирования физиологических структур организма дошкольника и наличие в динамике его развития наиболее чувствительных к внешним воздействиям периодов диктуют необходимость реализации соответствующих возможностям ребенка средств и методов обучения и в процессе физического воспитания.

     Дети  дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью  пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми. В связи с тем, что формирование и рост всех отделов грудной клетки и позвоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структуры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям. У ребенка-дошкольника относительно слабо развиты связки и сухожилия, мелкие мышцы кисти руки, сила мышц у них также еще невелика и увеличивается только после четырех лет. У дошкольников младше четырех лет не развиты и такие качества, как точность движений, способность воспроизводить заданную программу движений во времени и пространстве. У мальчиков дошкольного возраста наблюдается относительная слабость паховых колец, что при напряжениях брюшного пресса предрасполагает к образованию грыжи.

Информация о работе Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников