Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Провести изучение планирования физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.

Задачи исследования:

1.Провести изучение литературы по проблеме планирования физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников;
2.Провести опытно-практическое исследование с группой детей дошкольного возраста по оценке влияния физкультурно-оздоровительной работы на повышение уровня физического развития дошкольников;
3.Провести сравнительный анализ опытно-практической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.2.СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.3. ВИДЫ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 21
2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ 27
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Ч 21033 Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Планирование  физкультурно-оздоровительной  работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

 

Содержание

 

Введение

     В нашей стране впервые создана  и успешно функционирует научно обоснованная система охраны здоровья, которая включает работу с детьми дошкольного возраста. Огромная заслуга в этом принадлежит русским и советским ученым, из которых в первую очередь следует назвать П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, СП. Летунова, В.В. Куколевского, Н.Д. Граевскую. Именно они заложили научные основы физиологического знания физической культуры и спорта, как с детьми, так с остальными возрастными категориями.

     Актуальность  работы. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. При оценке значения физической культуры в дошкольном возрасте важно учитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задач физического развития, образования и воспитания. Необходимо исходить из того, что повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Механизмы взаимосвязи двигательной активности и функциональных возможностей развивающегося организма раскрываются в исследованиях И.Аршавского, К. Андерсен, Г. Апанасенко и др.

     В работе с дошкольниками важно постоянно иметь в виду, что в этом возрасте еще продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. С этой точки зрения воспитателю, работающему с дошкольниками необходимо знать планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников. Воспитатель должен знать физиологические особенности данного возраста и своевременно оценивать показатели утомления детей, находящие выражение в изменении самочувствия, внимания, отношения к занятиям, в мимике, окраске кожи, в степени расстройства координации движений. При утомлении у дошкольников, как правило, отмечаются вялость движений, потеря желания заниматься, неточность выполнения упражнений.

     Гипотеза  исследования. Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников помогает содействовать прогрессивному изменению их физической подготовке, укреплению здоровья и профилактике утомления.

     Цель  исследования. Провести изучение планирования физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.

     Задачи исследования:

  1. Провести изучение литературы по проблеме планирования физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников;
  2. Провести опытно-практическое исследование с группой детей дошкольного возраста по оценке влияния физкультурно-оздоровительной работы на повышение уровня физического развития дошкольников;
  3. Провести сравнительный анализ опытно-практической работы.

     Объект  исследования: физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

     Предмет исследования: уровень физического развития дошкольников.

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

1.1. Психологические и физиологические особенности развития дошкольников

     Развитие внимания, памяти, воображения – эти три психических процесса в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. По сравнению с восприятием и мышлением, они долго не приобретают самостоятельности.

     Внимание  в младшем дошкольном возрасте тесно  связано с интересами ребенка к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким-то делом. На протяжении дошкольного детства время сосредоточения увеличивается от 10–20 мин до 1,5–2 ч. Так, игры младших дошкольников длятся 20–50 мин, а старшие дошкольники могут играть в заинтересовавшую их игру около полутора часов и могут продолжать ее с перерывами в течение дня и даже нескольких дней. Интерес поддерживается вовлечением в игру постоянно новых ситуаций, расширением опыта ребенка и воспроизведением в игре более сложных действий и взаимоотношений взрослых.

     Память. В младшем и среднем школьном возрасте память носит непроизвольный характер. Обычно школьники запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление. Количество запомненного материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам. Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

     1) сначала ребенок выделяет только саму задачу – запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами;

     2) ребенок выделяет сами приемы  запоминания;

     3) овладение средствами запоминания, формирование произвольного контроля над памятью. Развитие всех видов памяти тесно связано с воображением дошкольника. (9, с. 115)

     Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструктивной видах деятельности. Первоначально оно вплетено в игровую деятельность и неотделимо от игровых действий: ребенок скачет верхом на палочке, воображая лошадь и всадника, но ему трудно, а порой и невозможно, вообразить лошадь, если нет предмета, замещающего функции лошади. Ребенок не умеет мысленно преобразовывать одни предметы в другие, если он не действует с ними.

     Развитие  воображения в первую очередь касается игр в воображаемой ситуации и замещения – использования предметов-заместителей: палочка становится лошадкой, кубик – мылом, прутик – карандашом и т. д., причем один и тот же предмет может последовательно принимать на себя разные функции. Введение в игру; таких полифункциональных предметов позволяет ребенку перейти от манипуляций с конкретными предметами в материальном плане к «чистому действию».

     Общая линия развития мышления – от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане, с помощью внешних действий ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. Это путь наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной. Кроме того, в деятельности дошкольников формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования, что свидетельствует об овладении детьми знаковой деятельностью и становлении элементов понятийного мышления. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются функция планирования и контроль над собственными интеллектуальными действиями. (10, с. 111)

     Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

     Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

     В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

     Развитие  костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

     Мышечная  система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц. (10, с. 112)

     В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5–4 кг в младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) до 13 – 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища.

     Она увеличивается к 7 годам до 32–34 кг по сравнению с 15–17 кг в 3–4 года.

     Статическое состояние мышц называется мышечным тону с о м. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

     Мышечный  тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

     В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3–4-летнего до 92,3 г – у 6-7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.

     С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 – 85/60 мм рт. ст., а в возрасте 3–7 лет оно уже в пределах 80/50— 110/70 мм рт. ст.

     По  мере развития ребенка уменьшается  частота дыхания: к концу первого  года жизни она равна 30–35 в минуту, к концу третьего – 25 – 30, а в 4–7 лет – 22–26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.

     В процессе возрастного развития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.

     Исследования  показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год  жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития.

     Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение. (9, с. 95)

 

1.2.Средства  повышения уровня  физического развития дошкольников

     В общей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направленных на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личности, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест. Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает его к здоровому образу жизни.

     Успешность  решения задач физической культуры дошкольников возможна лишь при условии  привлечения детей к занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительный эффект. Разнообразные формы занятий обладают не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одна и та же форма может быть представлена в разных классификациях в зависимости от классификационного признака. В практике образования дошкольников целесообразно деление этих форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы могут быть урочными и неурочными. (11, с. 478)

Информация о работе Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников