Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Провести изучение планирования физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.

Задачи исследования:

1.Провести изучение литературы по проблеме планирования физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников;
2.Провести опытно-практическое исследование с группой детей дошкольного возраста по оценке влияния физкультурно-оздоровительной работы на повышение уровня физического развития дошкольников;
3.Провести сравнительный анализ опытно-практической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.2.СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.3. ВИДЫ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 21
2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ 27
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Ч 21033 Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     3. Подбирать следует такое сочетание упражнений, которое создавало бы условия для наибольшей двигательной активности ребенка, так как только при этом условии ребенок может успешно развиваться. Бездеятельность и роль наблюдателя на физкультурных занятиях могут вызвать у ребенка скуку. Высокая двигательная активность – возрастная особенность детей, способствующая развитию всех функций организма.

     4. Благоприятное влияние упражнений на организм ребенка возможно лишь при целесообразной смене моментов напряжения и расслабления, физической нагрузки и отдыха. Поэтому надо подбирать такие сочетания движений, при которых дети не только активно упражняются, но и имеют перерывы для восстановления сил.

     5. Без многократных повторений невозможно сформировать динамические стереотипы, составляющие физиологическую основу двигательных навыков. Повторения еще в большей мере необходимы для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходят развитие двигательных способностей, закрепление достигнутого и создание предпосылок для дальнейшего прогресса.

     6. Следует принимать всякий раз одно упражнение за ведущее, на которое педагог должен обращать основное внимание. К этому упражнению целесообразно подбирать другие (из хорошо известных, ранее разученных детьми), исходя из приведенных выше требований и конкретных задач занятия. Таким образом можно установить определенное соотношение новых, малоизвестных, вновь разучиваемых детьми упражнений с упражнениями, в которых происходит совершенствование движений. (12, с. 276)

     Тематическая  рабочая программа. Среди многочисленных документов оперативного планирования наиболее важным является тематическая рабочая программа.

     Программа не определяет последовательности изучения разделов и, естественно, тем внутри разделов. Такая последовательность программного материала определяется на местах в конкретном дошкольном учреждении с учетом особенностей, присущих этому учреждению. Весь объем учебного материала распределяется по разделам и темам по принципу от простого к более сложному. Номера тем в каждом разделе программы (прыжки, метания, лазание и т. д.) целесообразно обозначать по порядку от младших групп дошкольников к старшим (сквозная нумерация). Это вносит четкую определенность при планировании последующих документов и исключает путаницу в определении средств для каждого возрастного периода обучения.

     К разработке данного документа следует  отнестись наиболее ответственно, так как поверхностный подход к учету особенностей формирования у детей системы знаний, умений и навыков может существенно снизить эффективность педагогического процесса, а в ряде случаев привести к отрицательным результатам.

     Среди большого количества факторов, влияющих на качество разработки тематической программы, следует учитывать наиболее существенные:

     1) анатомо-физиологические и психологические особенности детей различного возраста;

     2) особенности развития движений детей конкретных возрастных групп;

     3) уровень физического развития и физической подготовленности детей в группах дошкольного учреждения;

     4) наличие ограничений в выполнении упражнений детей после болезни;

     5) состав и структуру наиболее сложных технически физических упражнений и степень воздействия их на опорно-двигательный аппарат ребенка;

     6) степень сложности упражнений для определения количества повторений их на двух, трех и более физкультурных занятиях;

     7) логическую последовательность распределения упражнений по темам рабочей программы с учетом:

     • нарастания трудности по технике выполнения и физической нагрузке;

     • положительного и отрицательного переноса эффекта от предыдущих упражнений на последующие в процессе формирования умений и навыков;

     • объема двигательных заданий в одном занятии, обеспечивающего хорошую восприимчивость детей в процессе освоения движений (осмысливание, свежесть восприятия, эмоциональный фон и др.);

     • возможности изучения техники ряда упражнений в первой части занятия (выполнения упражнений в движении, размещение в колонне по одному и т.п.), например ходьба, бег, равновесие. Поэтому разрабатывать содержание тем таких видов упражнений следует с учетом форм организации;

     8) материальное обеспечение физкультурных  занятий (габариты зала, оборудование, инвентарь и др.). (11, с. 421)

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование планирования физкультурно-оздоровительной  работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников

2.1. Выявление уровня физического развития детей

     Диагностика уровня физического развития дошкольников проводилась по трем блокам:

     1) развитие физических качеств.

     2) сформированность двигательных навыков.

     3) врачебно-педагогическое наблюдение.

     Первый  блок (развитие физических качеств) включал тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и комплексно характеризуют развитие физических качеств детей. А именно: челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа за 30 сек.

     Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по три). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется по обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его, по команде «Марш!» поочередно переносят кубики в свой обруч (кладут, а не бросают!). Положив последний (третий) кубик в обруч, дети встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста. Испытуемым предоставляется две попытки, учитывается время лучшей попытки в секундах (4).

     Прыжок  в длину с места. Ребенок встает у линии старта, касаясь ее носками, подседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Учитывается расстояние от линии старта до места соприкосновения пяток с грунтом. Результат оценивается в сантиметрах по лучшему прыжку из трех попыток. (4)

     Подъем  в сед из положения  лежа на спине. Ребенок садится на мат, ноги согнуты в коленях под углом 90°, стопы находятся под нижней рейкой гимнастической стенки, руки на груди скрестно. Из исходного положения ребенок ложится на спину, коснувшись лопатками мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед, касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!» ребенок старается делать сгибание-разгибание тела как можно быстрее на протяжении 30 секунд. Подсчитывается число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок коснулся пальцами перекладины гимнастической стенки). (3)

     Определяя уровень развития физических качеств, следует помнить, что у детей 5-6 лет основные компоненты структуры физических качеств тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно. В этой связи отдельные тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости.

     Второй  блок – определение степени сформированности двигательных навыков. В этот блок, на основании перечисленных выше положений, целесообразно включить следующие упражнения: прыжки через короткую скакалку на двух ногах, метание малого мяча в цель удобной рукой и отбивание мяча одной (удобной) рукой.

     Прыжки  через скакалку. Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков на двух ногах через короткую скакалку за 30 секунд. Количество выполненных прыжков заносится в протокол. (3)

     Метание теннисного мяча в  цель (удобной рукой). Метание в обруч диаметром 50 см, высота до центра цели – 1,5 м с расстояния 3 м. В протокол заносится число попаданий в обруч из 5 попыток. (3)

     Отбивание мяча. Ребенку предлагается отбивать мяч от пола удобной рукой на протяжении 30 секунд. Фиксируется количество ударов об пол. При потере мяча ребенок подбирает мяч и снова выполняет отбивание до истечения времени. Разрешается небольшое продвижение ребенком в сторону мяча. В протокол заносится общее количество ударов об пол за 30 секунд. (3)

     Данные  упражнения входят во все общеобразовательные  программы, как дошкольные, так и  школьные, не требуют сложного и  дорогого оборудования, позволяют быстро провести тестирование. Прыжки через скакалку – наиболее предпочтительное упражнение для девочек. Метание в цель – вид движений более предпочтительный для мальчиков. Поэтому низкие результаты в одном виде могут компенсироваться высокими результатами в другом.

     Для формирования навыка отбивания мяча от пола используются подготовительные и подводящие упражнения, которые осваиваются детьми уже с младшей группы. Отбивание мяча является важным элементом игры в баскетбол, который изучают в школе. Эти упражнения любят выполнять как мальчики, так и девочки.

     Одним из важных характеристик выбранных  упражнений является то, что они  демонстрируют уровень освоения движений, который соответствует  возможностям детей старшего дошкольного  возраста и характеризует их физическую готовность к школе. Кроме того, успех в формировании этих навыков в значительной степени зависит от профессиональной компетентности педагога, что позволяет оценить его деятельность.

     Для оценки уровня физического развития дошкольников используется 6-балльная шкала (от 0 до 5 баллов). При этом результаты, относящиеся к «возрастной норме», оцениваются в диапазоне от 1 до 4 баллов (в зависимости от индивидуальных особенностей детей). 0 баллов характеризует результаты, которые не достигают нижнюю границу «возрастной нормы». В 5 баллов оцениваются результаты, превышающие верхнюю границу «возрастной нормы развития детей данного возраста». (11)

     Баллы, набранные ребенком отдельно в первом блоке тестов, характеризующем развитие физических качеств, и втором блоке  заданий, показывающем степень сформированности двигательных навыков, суммируются. Сумма баллов первого блока определяет уровень развития физических качеств. Сумма баллов второго блока – степень сформированности двигательных навыков. По каждому блоку ребенок может набрать за три теста от 0 до 15 баллов.

     Сумма баллов, равная от 0 до 2, говорит о  том, что ребенок не соответствует  «возрастной норме», должен быть отнесен  к «зоне риска», и о необходимости  выявить причину, влияющую на его  физическое развитие и подготовленность. Для выявления причины отставания в развитии ребенок должен пройти дополнительное тестирование у других специалистов (врачей, психологов и т.д.). Педагог должен учитывать эти знания при планировании индивидуального маршрута развития ребенка.

     Если  сумма баллов равна от 3 до 12, то можно говорить о развитии ребенка в соответствии с «возрастной нормой». Это означает, что дети могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе разрешенной в дошкольном учреждении. (11)

     Сумма баллов от 13 до 15 означает, что ребенок превышает «возрастную норму» по одному или нескольким показателям, т. е. можно говорить о наличии способностей к двигательной деятельности. При значительном превышении ребенком верхнего уровня норматива педагог может рекомендовать родителям пути развития его способностей в детско-юношеской спортивной школе. (11)

     Однако  следует помнить, что специалист по физической культуре не должен стремиться к тому, чтобы все дети показывали результаты «зоны способностей», так как это показатель индивидуальной двигательной одаренности ребенка, а превышение верхнего оптимального граничного уровня «зоны нормы» не ведет к повышению показателей здоровья детей (они такие же, как и в «зоне нормы»). Для того чтобы определить баллы, получаемые ребенком за выполнение того или иного теста, необходимо сравнить результат теста с рассчитанными показателями, представленными в таблице распределения результатов тестирования.

Информация о работе Планирование физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников