Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:44, курсовая работа
Цель исследования. Провести изучение планирования физкультурно-оздоровительной работы как средство повышения уровня физического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1.Провести изучение литературы по проблеме планирования физкультурно-оздоровительной работы как средства повышения уровня физического развития дошкольников;
2.Провести опытно-практическое исследование с группой детей дошкольного возраста по оценке влияния физкультурно-оздоровительной работы на повышение уровня физического развития дошкольников;
3.Провести сравнительный анализ опытно-практической работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.2.СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.3. ВИДЫ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 21
2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ 27
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
К урочным формам относятся:
К неурочным формам относятся:
Основными признаками урочных форм организации занятий, примером которых служит физкультурное занятие, являются: наличие квалифицированного педагогического руководства; определяемое программой содержание занятий с установкой на решение системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; оценка результатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному
расписанию; относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.
Неурочные формы организации занятий не обладают всеми этими признаками и не могут полностью решать задачи образования дошкольников в области физической культуры. (7, с. 73)
Особой
формой организации физкультурно-
Физкультурные занятия, так же как и все другие виды детской деятельности проходят в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. При организации обучения на занятиях по физической культуре я исключаю возможность перегрузки детей, не допускаю их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Надежность этих физиологических систем, особенно сердечно-сосудистой, к старшему возрасту хотя и повышается, а регуляция кровообращения со стороны центральной нервной системы становится более эффективной, дети все еще остаются достаточно уязвимыми при неадекватных воздействиях в процессе деятельности. (7, с. 74)
При организации занятий физической культурой в разных формах и условиях необходимо принимать все меры избегая травматизма детей. В большинстве случаев возникновение травм является следствием недостаточного контроля со стороны воспитателя за деятельностью детей на занятиях. Причинами травм могут быть неисправные, не соответствующие возрасту дошкольников физкультурные пособия, нередко – неудовлетворительная организация самого занятия, недостаточная страховка при выполнении ребенком упражнений, связанных с использованием физкультурного оборудования.
Для эффективного решения оздоровительных задач физического воспитания детей предпочтение в первую очередь следует отдавать тем методам, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм ребенка, способствуют закаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимизации двигательной активности. Санитарными нормативами предусматривается реализация двигательной активности детей 5–7 лет в объеме до 6–8 часов в неделю с учетом их состояния здоровья, времени года и графика работы детского сада.
Исключительно важную роль в повышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культуры выполняют занятия, организованные на воздухе. В холодный период года (в умеренных климатических условиях) такие занятия могут осуществляться при температуре воздуха до – 15°С в безветренную погоду и при соответствующей гигиеническим требованиям одежде детей. (15, с. 34)
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы – утренняя прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом.
Таким образом, рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребенку и осуществлении всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий. (15, с. 35)
Овладение технологией построения образовательного процесса дает возможность специалисту по физической культуре в полной мере решать задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в области физической культуры, рационально использовать время, отведенное для занятий физическими упражнениями, анализировать свою деятельность и деятельность детей, тем самым повышая эффективность своего труда.
Сложность деятельности специалиста по физической культуре дошкольников заключается не только в соединении теории и практики, но и в необходимости владения широким спектром педагогических умений, так как занятия в младшей группе значительно отличаются от занятий со старшими дошкольниками. Тем не менее существование общих педагогических положений облегчает педагогу процесс подготовки к проведению занятия и его анализ.
Планирование образовательной деятельности и контроль ее результатов – две стороны одного процесса.
Следует помнить, что эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от учета состояния здоровья детей и тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников.(1, с. 134)
Планирование – это достаточно сложный творческий процесс, определяющий в конечном итоге эффективность деятельности педагога. Следует учитывать, что выверенное, тщательно разработанное планирование не может без изменений и дополнений оставаться много лет. Есть много факторов, которые требуют постоянного обновления, совершенствования. Именно поэтому использование опубликованных в методических пособиях для воспитателей различных образцов конспектов занятий, разработанных с учетом среднестатистических условий и для среднестатистических детей, только на первых порах может оказать помощь специалисту по физической культуре. В дальнейшем такое косное отношение к «живому» педагогическому процессу, как правило, значительно тормозит физическое совершенствование дошкольников. (1, с. 135)
Самым существенным при разработке планирования является то, что весь педагогический процесс становится управляемым, контролируемым.
Планирование работы по физической культуре в дошкольном учреждении значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим разделам обучения и воспитания дошкольников (музыкальные занятия, занятия по рисованию, лепке и т. п.). Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие детей, их оздоровление.
В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:
1) физкультурные занятия;
2)
физкультурно-оздоровительные
3)
физкультурно-массовые
4) самостоятельная двигательная деятельность детей. Планируется также деятельность, опосредованно влияющая на эффективность физкультурно-оздоровительной работы: взаимодействие специалиста по физической культуре с работниками дошкольного учреждения (воспитателями, медицинским персоналом, музыкальным руководителем и др.) и родителями. (5, с. 58)
Правильно составленное планирование создает условия для качественного решения педагогических задач:
1) Соблюдаются основные принципы обучения (последовательность, постепенность, систематичность и т. п.).
2) Решаются следующие вопросы:
3) Обеспечивается равномерное прохождение материала в учебном периоде.
4) Учитывается преемственность (нет ли отрицательного переноса по навыкам и качествам).
5) Создается возможность проводить анализ пройденного материала.
Все документы планирования учебного процесса подразделяются на директивные и оперативные.
К директивным относятся:
1)
программа, включающая
2)
план, регламентирующий объем часов
разделов программы. К оператив
1)
план-график прохождения
2) тематическая программа;
3) квартальный план;
4)
конспект физкультурного
Программа. Работу по планированию учебного процесса специалист по физической культуре начинает с выбора программы. В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» 1985 г. широко используются новые программы: «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровый дошкольник» и др. Наряду со сходными положениями современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при выборе программ.
План, регламентирующий объем часов разделов программы. Для определения этого плана следует проанализировать возможности детей и условия занятий, сопоставить их с программными требованиями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном году изучению материала каждого раздела программы, то есть составить «сетку часов». Предусмотренное программой распределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий педагог по согласованию с руководством дошкольного учреждения может изменять объем времени, рекомендованный для освоения различных разделов программы.
Для планирования на длительный период необходимо учитывать следующие позиции.
1.
Рациональное сочетание разных
видов основных движений
2. Нельзя допускать односторонности в формировании двигательных навыков, т. е. обучения только лазанию, только прыжкам или метанию. Вместе с тем надо остерегаться разбросанности, бессистемности в упражнениях, нагромождения навыков и умений в процессе обучения. Это ведет к поверхностному и часто искаженному усвоению ребенком движений.