На фоне педагогических
требований воспитателя в развитом
коллективе формируется общественное
мнение, которое выполняет регулирующие
функции в системе коллективных
и межличностных отношений. Сила
и авторитет общественного мнения
тем выше и влиятельнее, чем больше
сплочен и организован ученический
коллектив. Он складывается не сам собой,
а под руководством учителей в
процессе и в результате совместных
«целесообразно организованных коллективных
движений» (А.С. Макаренко), которые вызывают
к жизни отношения взаимной ответственности
и зависимости, руководства и подчинения,
деловые и личные. Там, где школьники не
получают удовлетворения от коллективной
жизни и деятельности, образуя вакуум,
заполняемый стихийно возникающей структурой,
которая часто оказывается не поддающейся
педагогическому руководству и управлению.
Сочетание
педагогического руководства с инициативой
и
самодеятельностью учащихся
Все те социальные факторы,
которые обуславливают формирование
и развитие личности, вместе с тем
являются факторами, определяющими
ее социальную активность. Активность
личности социальна не только потому,
что она порождается той общественной
средой, в которой протекает ее
бытие. Она социальна по своей
природе. Вот почему социальная активность
– это не свойство, не признак, а
концентрированный показатель деятельной
сущности личности.
Может возникнуть вопрос: где
лежат истоки таких распространенных
явлений, как безынициативность, пассивность,
равнодушие и безучастность школьников?
Однозначно на этот вопрос не ответишь,
но можно определенно утверждать,
что такого рода явления есть результат
игнорирования детской активности
либо переоценки прямого педагогического
воздействия.
А.С. Макаренко в свое
время обосновал целесообразность
прогнозируемого оправданного риска
в воспитательной работе. Активизируя
самодеятельность учащихся, предоставляя
необходимую им самодеятельность, предъявляя
им высокие требования, педагог рискует,
что школьники могут менее
удачно, чем под непосредственным
его руководством, выполнить то или
иное задание. Но, не веря в творческие
силы ребенка, делая воспитательный
процесс бесконфликтным, он рискует
воспитать людей инертных, безвольных
и безответственных. «Нельзя закалить
человека, если не ставить перед
ним трудных задач, на которых
иногда можно и сорваться. Если вы
будете бояться, что он сорвется, не
поставите трудных задач –
значит, он сорвется обязательно» (А.С.
Макаренко).
Всемерно поощряя и
развивая инициативу и самодеятельность
школьников, необходимо постоянно корректировать
стиль отношений с ними в соответствии
с их возрастающей самостоятельностью.
В то же время следует избегать
идеализации сил и возможностей
детей, стихийности и самотека. Успех
дела здесь решает педагогическое руководство,
логика которого с необходимостью приводит
к построению и реализации педагогических
систем, рождающих творческую активность,
инициативу и самодеятельность учащихся.
С этой целью во всех сферах учебно-трудовой
и общественной деятельности они
должны быть по возможности поставлены
перед необходимостью делать выбор,
принимать самостоятельные решения,
активно участвовать в их выполнении.
На этой основе формируется новый
субъективный фактор – готовность
школьника к самовоспитанию.
Опора на положительное в человеке
Если педагог в своем
воспитаннике выявит хотя бы капельку
хорошего и будет затем опираться
на это хорошее в процессе воспитания,
то он получит ключ к душе ребенка
и достигнет хороших результатов.
Такие простые и емкие советы
воспитателям можно встретить в
старинных педагогических руководствах.
Мудрые педагоги настойчиво ищут даже
в плохо воспитанном человеке
те положительные качества, опираясь
на которые можно добиться устойчивых
успехов в формировании всех других
заданных целью воспитания качеств.
Требования принципа опоры на положительное
в воспитании просты: педагог обязан
выявлять положительное в человеке
и, опираясь на хорошее, развивать другие,
недостаточно сформированные или отрицательно
сориентированные качества, доводя их
до необходимого уровня и гармонического
сочетания.
Основа этого принципа
– известное философское положение
о «противоречивости» человеческой
природы. В человеке положительные
качества (любовь к животным, природная
доброта, отзывчивость, щедрость и др.)
могут легко уживаться и мирно
сосуществовать с отрицательными (неумение
держать слово, лживость, лень и т.п.).
Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно
«положительных» людей не бывает.
Добиваться, чтобы в человеке стало
больше положительного и меньше отрицательного,
- задача воспитания, направленного
на облагораживание личности.
Чтобы деятельность воспитателя
была успешной, приносила быстрые
и положительные результаты, нужно
соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе
недопустима конфронтация, борьба воспитателя
с воспитанником, противопоставление
сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие
воспитателя в судьбе воспитанника
дают положительные результаты.
Недопустимо акцентировать
внимание только на промахах и недостатках
в поведении школьников. Мастера
воспитания действуют как раз
наоборот – выявляют и поддерживают
положительное. Конечно, отрицательные
качества надо осуждать и исправлять.
Но главное все же – это формирование
положительных черт, которые прежде
других надо выявлять и развивать. Педагогически
всегда выгоднее опираться на положительные
интересы воспитанников (познавательные,
эстетические, любовь к природе, животным
и т.д.), с помощью которых возможно
решать многие задачи трудового, нравственного,
эстетического воспитания. Принцип
опоры на положительное связан с
выбором ведущего звена в воспитательном
процессе. Найти это звено в
каждом конкретном случае – задача
воспитателя.
Опора на положительное
имеет еще один аспект, который
можно обозначить как создание положительного
воспитательного фона. Сюда относятся
и жизнедеятельность воспитанников,
и стиль воспитательных отношений,
и даже «дух» (выражение К.Д. Ушинского)
учебно-воспитательных заведений. Спокойная,
деловая обстановка, где каждый занят
своим делом и не мешает другим,
где высокая организация труда
и отдыха способствует бодрому, уверенному
движению вперед, где и стены воспитывают,
потому что продуманы все мелочи
интерьера, где чувствуется слаженность
действий и заботливое отношение
друг к другу, не может оказывать
благоприятного воздействия.
Воспитанники, которым часто
напоминают об их недостатках, начинают
терять веру в себя, свои силы и возможности.
Опытные воспитатели не скупятся
на комплименты, щедро авансируют будущие
положительные сдвиги. Они проектируют
хорошее поведение, внушают уверенность
в успешном достижении высоких результатов,
оказывают доверие воспитанникам,
ободряют при их неудачах.
Принцип воспитания с опорой
на положительное наиболее полно
и последовательно раскрывается
в формуле А.С. Макаренко: к человеку
надо подходить с оптимистической
гипотезой пусть даже с некоторым
риском ошибиться.
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей школьников
Развитие ребенка, совершаясь
во времени, имеет свои внутренние закономерности,
определенную периодичность в смене
форм отражения. Один этап подготавливает
новый этап, качественно отличный
от первого, хотя и включающий в снятом
виде прошлый. Каждый возрастной период
связан с количеством прожитых лет,
со степенью созревания различных органов
и их функций, а также с накоплением
социального и познавательного
опыта, с типичными для каждого
возраста видами деятельности. Для
каждого возраста характерны свои особенности
в протекании сенсорных, интеллектуальных
и эмоциональных процессов. Однако
уровень развития не есть только результат
прожитых лет. Решающее влияние на развитие
в любом возрасте, особенно в детском,
оказывает система воспитательных
воздействий. Отсюда правомерно сделать
вывод, что воспитательный процесс
по содержанию, формам и методам
должен быть динамичным, строиться
с учетом этапов возрастного развития.
Возрастной подход к воспитанию,
прежде всего, предусматривает изучение
уровня воспитанности и социальной
зрелости детей, подростков и юношей.
Этот уровень зависит от многих факторов,
однако наибольшее значение среди них
имеет система общественных связей
и отношений, характерных для
каждого возраста. Изучая развитие
личности школьника в его связях
и взаимоотношениях с обществом
и коллективом, воспитатель использует
в своей работе данные о формировании
потребностей и интересов учащихся
разных возрастов, их установок, стремлений
и идеалов.
Эффективность воспитательной работы
снижается, если предъявляемые требования
и организационные структуры
отстают от возрастных возможностей
учащихся или непосильны для них.
Имеются случаи, когда педагоги обращаются
с подростками как с младшими
школьниками, игнорируя свойственные
этому возрасту рост самосознания,
стремление к самостоятельности, - словом,
те сдвиги и изменения, которые произошли
в развитии личности ученика.
На каждом возрастном этапе развития
образуются как общие свойства, присущие
определенной социальной общности, так
и специфические, индивидуальные особенности,
отличающие одного индивида от другого.
Причем с возрастом и развитием
человека все большее значение приобретают
индивидуально-типологические различия.
Дети одного и того же возраста
отличаются по типологическим особенностям
высшей нервной деятельности, физическому
и духовному развитию, способностям,
интересам, характерологическим чертам
и т.д. Цели и содержание воспитания
не могут следовать за индивидуальными
особенностями детей. К этим особенностям
приспосабливаются формы и методы
педагогической работы, с тем, чтобы
реализовать общую для всех цель
воспитания, обеспечить торможение тех
черт характера, которые не отвечают
или противоречат требованиям общества,
его прогресса, и, наоборот, развитие
и образование тех, которые представляют
определенную социальную ценность.
Индивидуальный подход требует
глубокого изучения сложного внутреннего
мира школьников и анализа сложившегося
у них опыта, а также тех
условий, в которых происходило
формирование их личности. Знание социальной
ситуации развития позволяет использовать
внутренние ресурсы личности в интересах
дальнейшего подъема всех ее сущностных
сил, ее потребностей, интересов, мотивации
поведения и деятельности.
Индивидуальная воспитательная работа
часто проводится не с теми, кто
выпадает из коллектива и противостоит
ему.
Но именно такую практику справедливо
критиковал А.С. Макаренко: «Мы ожидаем,
пока ученик совершит тот или иной
проступок, и тогда мы начинаем его
«воспитывать». Ученик, не совершающий
проступков, нас не занимает, куда он
идет, какой характер развивается
в кажущемся его внешнем порядке,
- мы не знаем, и узнавать не умеем».
При таком подходе создается
педагогическая иллюзия: раз ученик
ничего не совершает, значит, с ним
ничего особенного не происходит. Так
внутренние тенденции поведения
учащихся оказываются за пределами
внимания педагога. Воспитатель должен
видеть всех учащихся, каждого ученика
с его индивидуально своеобразным
путем развития. Только в этом случае
можно рассчитывать на успех воспитательной
работы.
Единство воспитательных воздействий
Это принцип называют также
принципом координации усилий школы,
семьи и общественности или, в
другом варианте, принципом совместной
деятельности учителей, общественных
организаций и семьи по воспитанию
подрастающих поколений. Он требует, чтобы
все лица, организации, общественные
институты, причастные к воспитанию,
действовали сообща, предъявляли
воспитанникам согласованные требования,
помогали друг другу, дополняя и усиливая
педагогическое воздействие. Если такое
единство и координация усилий не
достигаются, то участники воспитательного
процесса уподобляются крыловским персонажам
– Раку, Лебедю и Щуке, которые, как
известно, тянули воз в разные стороны.
Если воспитательные усилия не складываются,
а противодействуют, то на успех
рассчитывать трудно. Воспитанник при
этом испытывает огромные нервные перегрузки,
так как не знает, кому верить, за
кем идти, не может определить и
выбрать среди авторитетных для
него влияний правильные. Освободить
его от этой перегрузки, сложить
действие всех сил, увеличивая тем самым
влияние на личность, и требует
принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа
помогают воспитателям охватить все
стороны воспитательного взаимодействия.
Личность воспитанника
формируется под влиянием семьи,
товарищей, окружающих взрослых людей,
общественных организаций, ученического
коллектива и т.д. Среди этих многообразных
влияний немалая роль принадлежит
классному коллективу и личности
воспитателя, однако он всегда должен
помнить и о других сферах воспитательного
воздействия. Очень важно, чтобы
все требования были едиными и
не противоречили одно другому.
Огромная роль в формировании
личности принадлежит семье. Интимность
отношений, индивидуальность воздействий,
неповторимость подходов к воспитанию
в сочетании с глубоким учетом
особенностей детей, которых родители
знают значительно лучше воспитателей,
никакими другими педагогическими
воздействиями заменить нельзя. Недаром
большинство педагогов согласно
с формулой: по-настоящему в человеке
воспитано лишь то, что воспитано
в семье. Отсюда требование поддерживать
и укреплять связь с семьей,
опираться на нее при решении
всех воспитательных задач, тщательно
согласовывать воспитательные действия.