Педагогика методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Что такое педагогика? Чем она занимается? Что исследует? Эти вопросы встают перед каждым, кто приступает к ее изучению. В работах по педагогике, учебниках педагогики, справочниках и энциклопедических изданиях можно встретить несколько различающихся между собой определений педагогики и ее предмета как науки.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Чалобаева Алишера 816 г.docx

— 95.90 Кб (Скачать)

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                   

                                             Педагогика

Что такое педагогика? Чем она  занимается? Что исследует? Эти вопросы  встают перед каждым, кто приступает к ее изучению. В работах по педагогике, учебниках педагогики, справочниках и энциклопедических изданиях можно  встретить несколько различающихся  между собой определений педагогики и ее предмета как науки.

Наиболее часто встречаются  следующие варианты определения  педагогики: педагогика – наука  о воспитании подрастающего поколения; педагогика – наука о воспитании человека.

Что касается определения ее предмета – области научного исследования педагогики, то также имеются несколько  заметно отличающихся суждений: предмет  педагогики – воспитание человека человеком; предмет педагогики - воспитательная деятельность.

Не отказываясь ни от одного из этих определений, остановимся на наиболее общем из них: педагогика – наука  о воспитании. Приняв во внимание все  основные стороны ее предмета, отраженные в приведенных выше определениях, возьмем за основу определение: предметом  педагогики является воспитательная деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях лицами, специально уполномоченными  для этого обществом.

Конечным результатом любой  науки являются знания о сущности и особенностях протекания изучаемых  ею явлений. Педагогика как наука  о воспитании стремится понять сущность воспитания, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности, и, познав их, оказать определенное влияние  на его протекание в интересах  человека, общества.

В педагогике самым главным является воспитание, которое обеспечивает преемственную  связь между поколениями. Старшие  всегда передают младшим все свои знания и умения. Младшие в процессе своей жизнедеятельности сталкиваются с другими проблемами и трудностями, преодолевают их, тем самым, дополняя свои знания, приобретенные от старших. Их знания в дальнейшем будут передаваться следующему поколению.

История показывает, что человеческое общество в своем развитии прошло длительный путь, и на этом пути выделяются определенные этапы – общественно-исторические формации: первобытное бесклассовое общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое  и социалистическое общество.

В древней Греции, Риме, восточных  государствах жизненный опыт уже  имел значительный размер и требовал больше времени для передачи его  младшему поколению, что привело  к появлению школ.

В последующие исторические формации происходит дальнейшее развитие школ, появляются другие типы учебных заведений, отражающие потребности общества в  людях, лучше обученных и подготовленных профессионально к выполнению все  более сложного труда.

 

 

 

 

 

 


Как всякая наука, педагогика возникает  из потребности общества. Появление  педагогики – это ответ на потребность  общества в более эффективной  подготовке подрастающего поколения  к вступлению в жизнь. Эта потребность  возникла тогда, когда накопился  опыт воспитания, который нужно было осмыслить, чтобы выработать правила  и наставления по воспитанию молодежи, найти для воспитательной деятельности более разумные и рациональные формы. Вначале педагогическая мысль стала  оформляться в виде отдельных  суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении  учащихся к учителю и нормах их поведения, которые затем стали  носить характер советов, правил и рекомендаций.

Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов  на вопросы о цели существования  человека, его роли и месте в  обществе, подготовке к осуществлению  своего назначения в жизни.

Философская мысль значительное развитие получила уже в рабовладельческом  обществе.

Педагогика древнего мира была связана  с религией: в священных книгах, излагавших религиозные представления  о добре и зле и предписывавших верующим определенные нормы взаимоотношений  между членами семьи и общества, можно найти и своеобразные педагогические заповеди – наставления о правилах поведения и об отношениях между  людьми, детьми и родителями.

Вопросы воспитания и образования  на протяжении последующих веков  постоянно привлекали к себе внимание многих мыслителей, писателей, ученых, хотя некоторые из них и не занимались непосредственно воспитательной деятельностью. Они оказали влияние на развитие педагогической мысли своими яркими суждениями о природе ребенка, цели, путях и средствах его воспитания. В числе их писатели и мыслители  эпохи Возрождения Виторито да Фельтре (1378 – 1446) и Ф. Рабле (1494 – 1533), английский философ Дж. Локк (1632 – 1778) и др.

Оформление педагогики как научной  дисциплины связывается, прежде всего, с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Его  главный труд «Великая дидактика» по праву считается первой научной  книгой.

Большое значение для развития педагогической мысли и формирования педагогики как науки имели труды и  опыт практической педагогической деятельности выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746 – 1872) и немецкого  педагога А. Дистервега (1790 – 1866).

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный и прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной  России. Л.Н. Толстой (1820 – 1910) создавал школы для крестьянских детей, сам  написал ряд учебников, в том  числе знаменитую «Азбуку» и учебник  арифметики, стремился выразить протест  против формализма и казенщины

 

 

 

 


царской школы, призывал развивать  творческие способности детей, учил уважать личность каждого ребенка. Известный русский хирург и либеральный  общественный деятель Н.И. Пирогов (1810 – 1881) выступал с резкой критикой сословной  школы, стоял за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию, которое должно вести  к тому, чтобы ребенок «становился  человеком».

Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической науки  К.Д. Ушинского (1824 – 1870). Его педагогические взгляды изложены в капитальном  труде «Человек как предмет воспитания». Методическое воплощение они получили в ряде созданных им учебных книг, в их числе известные «Родное  слово» и «Детский мир», по которым  училось не одно поколение детей.

Деятельность прогрессивных и  ярких мыслителей и педагогов  прошло в условиях общества, разделенного на антагонистические классы, не получила поддержки правящих классов, в силу большая часть их проектов и предложений  не была реализована, а сами представители  прогрессивной педагогики часто  преследовались, подвергались гонениям.

В своей практической работе по организации  учебных заведений и осуществлению  в них обучения и воспитания правящие классы опирались на наиболее реакционные  и консервативные педагогические взгляды  и концепции, черпая в них аргументы  и обоснования для осуществления  своей антидемократической просветительной  политики. Так, идеологом немецкого  полуфеодального юнкерства был  консервативный немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776 – 1841). Его идеи об управлении детьми на основе подавления их воли широко использовались в период реакции  в конце XIX века в России. Неизменное внимание реакционеров привлекает и разработанная Гербартом система наказаний, включающая и лишение пищи, и лишение свободы. Знаменосцем теории, обосновывающей необходимость низкого уровня прикладными знаниями, умениями и навыками, являлся известный американский педагог-прагматик Дж. Дьюи (1859 – 1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем капиталистическом мире в конце XIX – начале XX вв.

Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика высшей школы, военная педагогика, история  педагогики, педагогика непрерывного образования, предметные методики обучения.

Кроме того, в структуру педагогических наук входит еще и специальная  педагогика, рассматривающая вопросы  воспитания слепых детей (тифлопедагогика), глухих и слабослышащих детей (сурдопедагогика), умственно отсталых детей (олигофренопедагогика).

Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой.

Совокупность отраслей педагогики и образуют единую систему педагогических наук. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией,

 

 

 


этикой, социологией, психологией, школьной гигиеной, опирается на их закономерности и рекомендации.

Педагогика входит в курс обучения преподавания в специальных педагогических учебных заведениях, колледжах, институтов и др. В нашем колледже педагогика изучается на втором курсе в цикле  психолого-педагогических дисциплин. Здесь мы рассмотрим изучение предмета педагогики по таблице, приведенной  ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Типовой учебный  план

   Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализаций государственных требований к минимуму содержания, и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования.

  Он определяет, обязательный перечень дисциплин и обязательный объем и времени для их реализации, виды и минимальную (дополнительную) продолжительность производственной практики, примерный перечень учебных кабинетов, лаборатории и мастерских.

  

В учебном плане предусматривается курсовое проектирование не более чем по трем дисциплинам, на весь период обучения.

 Виды производственной практики и их продолжительность определяется в соответствии с типовой единой практики по заданной специализации. График учебного процесса носит рекомендательный характер, может быть откорректирован в учебном заведении при длительном соблюдении продолжительности теоретического обучения, экзаменационных сессий, а также сроков проведения зимних каникул и завершающих форм обучения.

Предмет «Педагогика». Из приведенной  таблицы видно, что на изучение этого  предмета отводится 90 часов, из которых 60 на теорию, 30 на лабораторно-практические занятия. Курсовые работы во время изучения предмета не предусмотрены.

 

 

  Изучение предмета по семестрам происходит в следующем порядке:

В первом семестре 3 часа в неделю. Всего 18 недель;

Итого: 3 * 18 = 54 часов;

Во втором семестре 3 часа в неделю. Всего 12 недель.

Итого: 3 * 12 = 36 часов;

Всего получается 90 часов.

За время обучения должно быть проведено 3 контрольные работы.  После полного  прохождения курса студентами сдается  итоговый экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п



Наименование предмета

Распределение по семестрам

Мин. кол-во к/р

Кол-во часов

Распределение по курсам и  семестрами

Экзамен

зачеты

Курсовые проекты

Всего

Из них

1 курс

2 курс

3 курс

             

Теория

ЛПЗ

Курсовые проекты

 

1 сем 18

2 сем 12

     
                               

V.

Психолого-педагогические дисциплины

3

Педагогика

-

-

3

90

60

30

-

 

3

3

-

-

-




Выдержка из раздела «3. План учебного процесса» типового учебного плана                

                                      специализации 0313122

                     «V. Цикл психолого - педагогических дисциплин»

                                                                                                                   Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогика методы воспитания