Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
Описание работы
Что такое педагогика? Чем она занимается? Что исследует? Эти вопросы встают перед каждым, кто приступает к ее изучению. В работах по педагогике, учебниках педагогики, справочниках и энциклопедических изданиях можно встретить несколько различающихся между собой определений педагогики и ее предмета как науки.
Что такое педагогика? Чем она
занимается? Что исследует? Эти вопросы
встают перед каждым, кто приступает
к ее изучению. В работах по педагогике,
учебниках педагогики, справочниках
и энциклопедических изданиях можно
встретить несколько различающихся
между собой определений педагогики
и ее предмета как науки.
Наиболее часто встречаются
следующие варианты определения
педагогики: педагогика – наука
о воспитании подрастающего поколения;
педагогика – наука о воспитании
человека.
Что касается определения ее предмета
– области научного исследования
педагогики, то также имеются несколько
заметно отличающихся суждений: предмет
педагогики – воспитание человека
человеком; предмет педагогики - воспитательная
деятельность.
Не отказываясь ни от одного из
этих определений, остановимся на наиболее
общем из них: педагогика – наука
о воспитании. Приняв во внимание все
основные стороны ее предмета, отраженные
в приведенных выше определениях,
возьмем за основу определение: предметом
педагогики является воспитательная деятельность,
которая осуществляется в учебно-воспитательных
учреждениях лицами, специально уполномоченными
для этого обществом.
Конечным результатом любой
науки являются знания о сущности
и особенностях протекания изучаемых
ею явлений. Педагогика как наука
о воспитании стремится понять сущность
воспитания, объяснить, вскрыть определенные,
присущие ему закономерности, и, познав
их, оказать определенное влияние
на его протекание в интересах
человека, общества.
В педагогике самым главным является
воспитание, которое обеспечивает преемственную
связь между поколениями. Старшие
всегда передают младшим все свои
знания и умения. Младшие в процессе
своей жизнедеятельности сталкиваются
с другими проблемами и трудностями,
преодолевают их, тем самым, дополняя
свои знания, приобретенные от старших.
Их знания в дальнейшем будут передаваться
следующему поколению.
История показывает, что человеческое
общество в своем развитии прошло
длительный путь, и на этом пути выделяются
определенные этапы – общественно-исторические
формации: первобытное бесклассовое
общество, рабовладельческое общество,
феодальное общество, капиталистическое
и социалистическое общество.
В древней Греции, Риме, восточных
государствах жизненный опыт уже
имел значительный размер и требовал
больше времени для передачи его
младшему поколению, что привело
к появлению школ.
В последующие исторические формации
происходит дальнейшее развитие школ,
появляются другие типы учебных заведений,
отражающие потребности общества в
людях, лучше обученных и подготовленных
профессионально к выполнению все
более сложного труда.
Как всякая наука, педагогика возникает
из потребности общества. Появление
педагогики – это ответ на потребность
общества в более эффективной
подготовке подрастающего поколения
к вступлению в жизнь. Эта потребность
возникла тогда, когда накопился
опыт воспитания, который нужно было
осмыслить, чтобы выработать правила
и наставления по воспитанию молодежи,
найти для воспитательной деятельности
более разумные и рациональные формы.
Вначале педагогическая мысль стала
оформляться в виде отдельных
суждений и высказываний о содержании
и задачах воспитания, об отношении
учащихся к учителю и нормах их
поведения, которые затем стали
носить характер советов, правил и рекомендаций.
Истоки теоретической педагогической
мысли следует искать в недрах
философии, которая с давних времен
была известна как наука, занимающаяся
осмыслением жизни, поиском ответов
на вопросы о цели существования
человека, его роли и месте в
обществе, подготовке к осуществлению
своего назначения в жизни.
Философская мысль значительное развитие
получила уже в рабовладельческом
обществе.
Педагогика древнего мира была связана
с религией: в священных книгах,
излагавших религиозные представления
о добре и зле и предписывавших
верующим определенные нормы взаимоотношений
между членами семьи и общества,
можно найти и своеобразные педагогические
заповеди – наставления о правилах
поведения и об отношениях между
людьми, детьми и родителями.
Вопросы воспитания и образования
на протяжении последующих веков
постоянно привлекали к себе внимание
многих мыслителей, писателей, ученых,
хотя некоторые из них и не занимались
непосредственно воспитательной деятельностью.
Они оказали влияние на развитие
педагогической мысли своими яркими
суждениями о природе ребенка, цели,
путях и средствах его воспитания.
В числе их писатели и мыслители
эпохи Возрождения Виторито да Фельтре
(1378 – 1446) и Ф. Рабле (1494 – 1533), английский
философ Дж. Локк (1632 – 1778) и др.
Оформление педагогики как научной
дисциплины связывается, прежде всего,
с именем великого чешского педагога
Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Его
главный труд «Великая дидактика» по
праву считается первой научной
книгой.
Большое значение для развития педагогической
мысли и формирования педагогики
как науки имели труды и
опыт практической педагогической деятельности
выдающегося швейцарского педагога
И.Г. Песталоцци (1746 – 1872) и немецкого
педагога А. Дистервега (1790 – 1866).
Велик вклад в развитие педагогической
теории, внесенный и прогрессивными
педагогами и просветителями дореволюционной
России. Л.Н. Толстой (1820 – 1910) создавал
школы для крестьянских детей, сам
написал ряд учебников, в том
числе знаменитую «Азбуку» и учебник
арифметики, стремился выразить протест
против формализма и казенщины
царской школы, призывал развивать
творческие способности детей, учил
уважать личность каждого ребенка.
Известный русский хирург и либеральный
общественный деятель Н.И. Пирогов (1810
– 1881) выступал с резкой критикой сословной
школы, стоял за необходимость внесения
коренных изменений в общий подход
к воспитанию, которое должно вести
к тому, чтобы ребенок «становился
человеком».
Особенно велик вклад в развитие
отечественной педагогической науки
К.Д. Ушинского (1824 – 1870). Его педагогические
взгляды изложены в капитальном
труде «Человек как предмет воспитания».
Методическое воплощение они получили
в ряде созданных им учебных книг,
в их числе известные «Родное
слово» и «Детский мир», по которым
училось не одно поколение детей.
Деятельность прогрессивных и
ярких мыслителей и педагогов
прошло в условиях общества, разделенного
на антагонистические классы, не получила
поддержки правящих классов, в силу
большая часть их проектов и предложений
не была реализована, а сами представители
прогрессивной педагогики часто
преследовались, подвергались гонениям.
В своей практической работе по организации
учебных заведений и осуществлению
в них обучения и воспитания правящие
классы опирались на наиболее реакционные
и консервативные педагогические взгляды
и концепции, черпая в них аргументы
и обоснования для осуществления
своей антидемократической просветительной
политики. Так, идеологом немецкого
полуфеодального юнкерства был
консервативный немецкий педагог И.Ф.
Гербарт (1776 – 1841). Его идеи об управлении
детьми на основе подавления их воли широко
использовались в период реакции
в конце XIX века в России. Неизменное
внимание реакционеров привлекает и разработанная
Гербартом система наказаний, включающая
и лишение пищи, и лишение свободы. Знаменосцем
теории, обосновывающей необходимость
низкого уровня прикладными знаниями,
умениями и навыками, являлся известный
американский педагог-прагматик Дж. Дьюи
(1859 – 1952), чьи работы оказали заметное
влияние на развитие педагогической мысли
во всем капиталистическом мире в конце
XIX – начале XX вв.
Педагогика как наука подразделяется
на ряд научных отраслей: дошкольная
педагогика, педагогика школы, педагогика
профессионально-технического образования,
производственная педагогика, педагогика
высшей школы, военная педагогика, история
педагогики, педагогика непрерывного
образования, предметные методики обучения.
Кроме того, в структуру педагогических
наук входит еще и специальная
педагогика, рассматривающая вопросы
воспитания слепых детей (тифлопедагогика),
глухих и слабослышащих детей (сурдопедагогика),
умственно отсталых детей (олигофренопедагогика).
Сравнительным анализом развития педагогики
занимается ее отрасль, условно называемая
сравнительной педагогикой.
Совокупность отраслей педагогики
и образуют единую систему педагогических
наук. Педагогика в своем развитии
тесно связана с философией,
этикой, социологией, психологией, школьной
гигиеной, опирается на их закономерности
и рекомендации.
Педагогика входит в курс обучения
преподавания в специальных педагогических
учебных заведениях, колледжах, институтов
и др. В нашем колледже педагогика
изучается на втором курсе в цикле
психолого-педагогических дисциплин.
Здесь мы рассмотрим изучение предмета
педагогики по таблице, приведенной
ниже.
Типовой учебный
план
Типовой учебный план – это документ,
предназначенный для реализаций государственных
требований к минимуму содержания, и уровня
подготовки выпускных учебных заведений
средне специального образования.
Он определяет, обязательный перечень
дисциплин и обязательный объем и времени
для их реализации, виды и минимальную
(дополнительную) продолжительность производственной
практики, примерный перечень учебных
кабинетов, лаборатории и мастерских.
В учебном
плане предусматривается курсовое проектирование
не более чем по трем дисциплинам, на весь
период обучения.
Виды производственной практики и их
продолжительность определяется в соответствии
с типовой единой практики по заданной
специализации. График учебного процесса
носит рекомендательный характер, может
быть откорректирован в учебном заведении
при длительном соблюдении продолжительности
теоретического обучения, экзаменационных
сессий, а также сроков проведения зимних
каникул и завершающих форм обучения.
Предмет «Педагогика». Из приведенной
таблицы видно, что на изучение этого
предмета отводится 90 часов, из которых
60 на теорию, 30 на лабораторно-практические
занятия. Курсовые работы во время изучения
предмета не предусмотрены.
Изучение предмета по семестрам происходит
в следующем порядке:
В первом семестре 3 часа в неделю.
Всего 18 недель;
Итого: 3 * 18 = 54 часов;
Во втором семестре 3 часа в неделю.
Всего 12 недель.
Итого: 3 * 12 = 36 часов;
Всего получается 90 часов.
За время обучения должно быть проведено
3 контрольные работы. После полного
прохождения курса студентами сдается
итоговый экзамен.
№ п/п
Наименование предмета
Распределение по семестрам
Мин. кол-во к/р
Кол-во часов
Распределение по курсам и
семестрами
Экзамен
зачеты
Курсовые проекты
Всего
Из них
1 курс
2 курс
3 курс
Теория
ЛПЗ
Курсовые проекты
1 сем 18
2 сем 12
V.
Психолого-педагогические дисциплины
3
Педагогика
2г
-
-
3
90
60
30
-
3
3
-
-
-
Выдержка из раздела «3. План учебного
процесса» типового учебного плана