2.Педагогическая характеристика принципов
воспитания и пути их эффективной реализации
в воспитательной работе.
Современная отечественная система
воспитания руководствуется следующими
принципами: общественная направленность
воспитания, единство сознания и поведения,
воспитание в труде, воспитание личности
в коллективе, сочетание педагогического
руководства с инициативой и
самодеятельностью учащихся, опора
на положительное в человеке, учет
возрастных и индивидуальных особенностей
школьников, единство воспитательных
воздействий
Общественная направленность
воспитанияПрогрессивные педагоги
понимали воспитание как «общественный
институт, призванный с нежного
возраста готовить людей с
помощью наставлений и примера,
убеждением и принуждением к
практической деятельности и
к неуклонному применению в
жизни усвоенных правил» (Г.
Сент-Джон). Со временем содержание
этого принципа менялось, приобретая
то большую общественную, то государственную,
то личностную направленность. В
отечественной педагогике он
также неоднократно изменялся.
От общего принципиального положения:
воспитание должно готовить человека
к активной общественной и
счастливой личной жизни –
сохранилось мало.Опираясь на
это принцип, большинство воспитательных
систем успешно проводят в
жизнь идеологические установки,
политические доктрины. Воспитание
ориентировано на поддержку и
упрочение государственного строя,
его институтов, органов власти,
формирование гражданских и социальной
качеств на основе принятых
и действующих в государстве
идеологии, конституции, законов.
Этот принцип требует подчинения
всей деятельности педагога задачам
воспитания и направляет деятельность
воспитателей на формирование
социально необходимого типа
личности. Как лицо, состоящее на
службе у государства, воспитатель
осуществляет государственный заказ
в сфере воспитания.
Если государственные и общественные
интересы при этом совпадают, а также
согласуются с личными интересами
граждан, то требования принципа естественно
вписываются в структуру целей
и задач воспитания. При рассогласовании
целей государства, общества и личности
реализация принципа затрудняется, становится
невозможной. У воспитателя недостает
конкретного фактического материала
для полноценного воспитания. Школа
– не госучреждение, а социальный
институт, призванная удовлетворять
образовательные запросы государства
в той же мере, как общества и
личности. Нарушение этого взаимодействия
приводит к застою школы. Школа как
общественно-государственный институт
не может жить только на государственном
дыхании. Рано или поздно общество вновь
должно прийти к ней на помощь. Должна
быть преодолена отчужденность общества
от школы и школы от общества,
изолированность школы от процессов,
происходящих в общественной жизни,
а также узость и корпоративность
профессиональных педагогов. Педагоги
будут осознавать себя не монополистами,
а лишь уполномоченными народа в
деле воспитания.
Для преодоления процесса огосударствления
школы в развитых странах создана
сеть частных (общинных) школ, реализующих
цели определенных слоев общества,
которые могут и не совпадать
с государственными. И несмотря на
то, что обучение в государственных
школах бесплатное, а в частных
– платное, население (от 50 до 80 – 85%
в разных странах) предпочитает платить
за возможность воспитания своих
детей на общественно-личностных ценностях.
Наша страна также постепенно включается
в это процесс.
Реализуя принцип общественной
направленности воспитания, педагоги
будут:
Добиваться практически-мотивированного
взаимодействия с воспитанниками, избегать
лозунговой педагогики, многословия, ибо
воспитание осуществляется, прежде всего,
в процессе полезной деятельности,
где складываются отношения между
воспитанниками, накапливается ценный
опыт поведения и общения. Однако,
чтобы деятельность (трудовая, общественная,
игровая, спортивная), к которой привлекаются
воспитанники, имела воспитывающее
значение, необходимо формировать у
них общественно ценные мотивы деятельности.
Если они высоконравственны, общественно
значимы, то и деятельность, в процессе
которой поступки совершаются, будет
иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств
сочетать организацию разнообразной
общественно полезной деятельности
с целенаправленным формированием
сознания воспитанников посредством
слова, нравственного просвещения.
Словесное воздействие обязательно
подкрепляется полезными практическими
делами, положительным социальным опытом
в общении и совместной деятельности
с другими людьми.
Вводить специальные школьные предметы
и наполнять соответствующим
содержанием другие школьные дисциплины.
Включать в общественные
процессы ребенка с раннего
детства, начинать гражданское
воспитание в юном возрасте. Чувство
социальной ответственности вырабатывается
несколько позже, в школе второй
ступени. На всех этапах формирования
социальных качеств будут заботиться
о соответствии преподносимых
знаний возрасту и уровню развития
учеников. Уже в школе первой
ступени дети легко усваивают
такие понятия, как «конституция»,
«власть», «авторитет», «закон»,
«ответственность», «правительство»
и др., если их формирование
осуществляется на конкретных
примерах, тут же подтверждается
практикой и закрепляется. Школа
второй и третьей степени закрепляет
и развивает необходимые понятия,
воспитывает убеждения, формирует
гражданские качества, привлекая
воспитанников к реальным социальным
процессам.
Преодолевать апатию, инертность,
социальное отчуждение молодежи. Для
этого необходимо добиваться ускорения
темпов социализации, которые в последние
десятилетия снизились. Часть молодых
людей не торопится принимать
на себя ответственность за судьбу
общества, своей семьи и даже свою
собственную. Уход от трудностей жизни,
безразличие к общественным делам
распространены повсеместно. В этом
повинны и общество, не предоставляющее
молодым людям надлежащих условий
для ускоренного развития, и система
воспитания, отводящая молодым людям
роль «недорослей», и семья, создающая
условия для иждивенчества, долгих
поисков своего места в жизни.
Единство сознания и поведения
Духовный
потенциал личности составляет сознание,
в которое включается весь запас
знаний и впечатлений человека, его
способность к их творческому
переосмыслению и переживанию. Показателем
зрелости сознания, прежде всего, является
реальный поступок, в основе которого
лежит стремление к достижению общественного
или личного идеала. Важно не то,
что человек думает или говорит
о себе, о своих намерениях, а
важно то, как он поступает в
каждом конкретном случае, как он относится
к другим людям, труду, общественной
собственности, требованиям социалистической
дисциплины. Однако между сознанием
и поведением нет однозначной
зависимости. Порой под влиянием
противоречивых жизненных обстоятельств,
как у взрослых, так и у детей
происходит разрыв между сознанием
и поведением. Противоречия между внутренним и внешним,
между сущностью и явлением объясняются
не только условиями жизни, но и просчетами
воспитания. Ребенок в таких случаях не
преодолевает объективные трудности и
собственные недостатки, а приспосабливается
к ним, его внешнее поведение не соответствует
внутреннему состоянию. «Разрыв между
словом и делом, в каких бы формах он ни
выражался, наносит ущерб и хозяйственному
строительству, но особенно – нравственному
воспитанию».
Для научного понимания воспитательного
процесса фундаментальное значение
имеет принцип единства сознания
и деятельности, согласно которому
сознание возникает, формируется и
проявляется в деятельности. Как
совокупность понятий, суждений, оценок,
убеждений сознание направляет поступки
и действия человека и одновременно
само складывается под влиянием поведения
и деятельности.
Как реально соотносятся сознание
и поведение?
Личность и все ее качества деятельны
по своей природе и способу
существования. Как основной способ
существования личности «поведение
есть очень сложный результат
не одного сознания, но и знания, силы,
привычки, ухватки, приспособленности,
смелости, здоровья и, самое главное,
- социального опыта». Отсюда можно
заключить, что сознание формируется
на основе целенаправленной организации
опыта подрастающего человека.
Социальный опыт складывается в
результате непосредственного взаимодействия
ребенка и действительности. Воздействуя
на окружающие его вещи и явления,
ребенок приобретает известное
знание о них и самом себе как
преобразующей силе. Вступая в
активные отношения с людьми, он
овладевает социальным поведением, утверждает
себя как личность. Совершенно очевидно,
что социальный опыт не может складываться
стихийно. Процесс его образования
требует планомерной воспитательной
деятельности общества. Выполняя поручение
общества, школа призвана моделировать
определенные общественные отношения
и тем самым помогать превращению
индивидуального детского опыта
в опыт социальный.
Для того чтобы сознание перешло
в акт поведения, необходимо преодолеть,
по словам А.С. Макаренко, «маленькую канавку»,
которая должна быть заполнена практическим
опытом, практической деятельностью. Путь
к единству сознания лежит через
цепь связующих элементов, цепь, которая
включает в себя реальные взаимоотношения,
организацию жизни учащихся на основе
их деятельности и общения. Реализовать
принцип единства сознания и поведения
– «организовать упражнение человека
в самых разнообразных солидарных
движениях, в преодолении препятствий,
в очень трудном процессе коллективного
роста». Длительные упражнения в правильном
поступке порождают навыки и привычки
требуемого поведения. Попутно заметим,
что привычка сама по себе еще не
есть свойство личности, но в определенных
условиях она может стать им. Это
происходит в том случае, если объединяются
однородные привычки. Такое интегрированное
образование, отражая неразрывную
связь субъективного и объективного,
всех сторон психического, обеспечивает
единство сознания и поведения. Оно
обладает большой широтой переноса,
функционирует не только в жестких,
строго определенных условиях, но и
в многообразных, постоянно меняющихся
ситуациях жизни и деятельности
воспитанников.
Воспитание в труде
Соединение обучения и
воспитания с общественно полезным,
производительном трудом – универсальная
основа воспитания. И это закономерно.
По определению А.М. Горького, никакая
другая сила не делает человека великим
и мудрым, как это делает сила
коллективного и свободного труда.
С юных лет человек должен
на собственном опыте убедиться,
что благодаря участию в общественном
производстве он получает моральное
право на удовлетворение своих запросов,
что своим трудом он создает нечто
большее, чем потребляемые им материальные
блага, - он становится гражданином, социально
активной личностью. Воспитание в труде
порождает новое отношение к
общественной собственности, освобождает
человека от низменной страсти обладания
вещами. Ценность вещи человека будут
определяться не тем, принадлежит она
ему лично или не принадлежит,
а тем, сколько труда, творческих
сил вложили в нее люди. Вне
отношения к труду нельзя ни постигнуть,
ни сформировать характер современного
человека.
«Труд в наши дни вошел
в школу, - писал В.А. Сухомлинский,
- но далеко не всегда вошел в душу
ребенка, подростка, юноши, девушки. Очень
обидно, что во многих школах работа
заняла лишь определенное место в
распорядке дня, но не стала тем, чем
она должна стать, - смыслом жизни,
источником вдохновения и радости
коллектива и личности. Трудовое вдохновение,
радость труда, одухотворение трудовым
творчеством – это могучая
духовная сила, которая сближает людей,
пробуждает в ребенке первое чувство,
на основе которого постепенно утверждается
гражданское достоинство, чувство
потребности в сближении с
другим человеком, в отдаче ему своих
духовных сил, в переживании ответственности
за другого человека. Это чувство
потребности в другом человеке, которое
порождается коллективным трудом, и
есть самое важное во всей трудовой
жизни коллектива».
Однако не всякий труд воспитывает.
«Нужно признать, - неоднократно подчеркивал
А.С. Макаренко, - что труд сам по себе,
не сопровождаемый напряжением, общественной
и коллективной заботой, оказался мало
влиятельным фактором в деле воспитания
новых мотиваций поведения». Воспитывают
социальное и интеллектуальное содержание
труда, его включенность в систему
общественно значимых отношений, организация
и идейно-нравственная направленность.
Воспитание личности в коллективе
Индивид становится личностью
благодаря общению и связанному
с ним обособлению. Отражая специфически
человеческую потребность в среде
себе подобных, общение представляет
собой особый вид деятельности, предметом
которой является другой человек. Оно
всегда сопровождается обособлением,
в котором реализуется человеком
присвоение общественной сущности. Общение
и обособление – источник социального
богатства личности.
Наилучшие условия для
общения и обособления создает
коллектив как высшая форма социальной
организации, основанная на идейной
общности и отношениях товарищеского
сотрудничества и взаимной помощи.
Таким образом, принцип воспитания
личности в коллективе обусловлен объективными
закономерностями развития ребенка
и соответствует природе демократического
общества.
Коллектив в непосредственно
ощутимой форме воспроизводит для
индивидуального сознания существенные
характеристики и особенности, присущие
общественной системе в целом. Будучи
единственно целесообразной формой
организации образа жизни и деятельности
учащихся, коллектив дает им то, что
они в нем ищут – богатство
и многообразие человеческих отношений,
нравственно-психологическую полноту
жизни, возможность полнокровной организации
личности. Он не поглощает, а раскрепощает
личность, открывает широкий простор
для ее всестороннего и гармонического
развития. Наше общество заинтересовано
в том, чтобы каждый человек стал
богатой индивидуальностью, которая
характеризуется единством личной
и общественной направленности.