Общение-заигрывание,
как показывают наблюдения, возникает
в результате; а) непонимания педагогом
стоящих перед ним ответственных - педагогических
задач; б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения с классом и одновременно
желания наладить контакт с учащимися.
Как видно, определенную роль играет и
незнание технологии общения, отсутствие
у педагога нужных приемов общения.
Такие
стили общения, как устрашение, заигрывание
и крайние формы общения-дистанции,
опасны еще и потому, что при
отсутствии у педагога профессиональных
навыков общения могут укорениться
и "въесться" в творческую индивидуальность
преподователя, а порой становятся штампами,
усложняющими педагогический процесс
и снижающими его эффективность. [10; 204
с.]
Психолог
К.Н. Волков выявил следующие требования,
которые предъявляет студент к преподователю
в качестве обязательных условий для возникновения
чувства доверия: контактность, умение
легко и гибко вступать в общение с учащимися,
демократизацию стиля руководства, предполагающую
сочетание уважения к личности каждого
учащегося с необходимой требовательностью;
понимание, терпение, разнообразие интересов,
умение идти в ногу со временем, эрудиция,
чуткость, способность к сопереживанию
- одним словом, все то, что может открыть
душу подрастающего человека навстречу
воспитателю.
В
продуктивных стилях общения реализуется
логика общения, подсказанная в свое время
А.С. Макаренко: я не столько педагог, сколько
старший, который руководит жизнью своих
воспитанников при их же участии. Такой
подход, естественно, предполагает дружественное
общение преподователя с учащимися на
основе увлеченности совместной деятельностью.
Стиль
общения непосредственно влияет
на атмосферу эмоционального благополучия
в коллективе, которая, в свою очередь,
во многом определяет результативность
учебно-воспитательной деятельности.
Наиболее плодотворный процесс воспитания
и обучения обеспечивается именно надежно
выстроенной системой взаимоотношений.
Но
мы в своем исследовании будем
опираться на классификацию стилей,
предложенную А.К. Маковой и А.Я. Никоновой.
В
основу различия стиля были положены
следующие основания: содержательные
характеристики стиля (преимущественная
ориентация преподователя на процесс
или результат своего труда, развертывание
преподователем ориентировочного и контрольно
и оценочного этапов в своем труде); динамические
характеристики стиля (гибкость, устойчивость,
переключаемость и др.); результативность
(уровень знаний и навыков учения у учащихся,
а также интерес учащихся к предмету).
На основе этого ими было выделено 4 стиля
педагогического общения:
1.
Эмоционально – импровизационный
стиль (ЭИС). Преподователя с отличает
преимущественная ориентация на процесс
обучения. Объяснение нового материала
такой преподователь строит логично, интересно,
однако в процессе объяснения у него часто
отсутствует обратная связь с учащимися.
Во время опроса преподователь с ЭИС обращается
к большому числу учащихся, в основном
- сильных, интересующих его, опрашивает
их в быстром темпе, задает неформальные
вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается,
пока они сформулируют ответ самостоятельно.
Для преподователя с ЭИС характерно недостаточно
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса. Для отработки на уроке он выбирает
наиболее интересный учебный материал;
менее интересный материал, хотя и важный,
он оставляет для самостоятельного разбора
учащимися. В деятельности преподователя
с ЭИС недостаточно представлены закрепление
и повторение учебного материала, контроль
знаний учащихся. Преподователя с ЭИС
отличает высокая оперативность, использование
большого арсенала разнообразных методов
обучения. Он часто практикует коллективные
обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания
учащихся. Для преподователя с ЭИС характерна
интуитивность, выражающаяся в частом
неумении проанализировать особенности
и результативность своей деятельности
на уроке.
2.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС).
Для преподователя с ЭМС характерны
ориентация на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса, высокая оперативность, некоторое
преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Ориентируясь как на процесс, так и на
результаты обучения, такой преподователь
адекватно планирует учебно-воспитательный
процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный
материал, внимательно следит за уровнем
знаний всех учащихся (как сильных, так
и слабых), в его деятельности постоянно
представлены закрепление и повторение
учебного материала, контроль знаний учащихся.
Такого преподователя отличает высокая
оперативность, он часто меняет виды работы
на уроке, практикует коллективные обсуждения.
Используя столь же богатый арсенал методических
приемов при отработке учебного материала,
что и преподователь с ЭИС, преподователь
с ЭМС в отличие от последнего стремится
активизировать учащихся не внешней развлекательностью,
а прочно заинтересовать особенностями
самого предмета.
3.
Рассуждающе-импровизационный стиль
(РИС). Для преподователя с РИС характерны
ориентация на процесс и результаты обучения,
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса. По сравнению с преподователями
эмоциональных стилей преподователь с
РИС проявляет меньшую изобретательность
в подборе и варьировании методов обучения,
не всегда способен обеспечить высокий
темп работы, реже практикует коллективные
обсуждения, относительное время спонтанной
речи его учащихся во время уроков меньше,
чем у преподователей с эмоциональным
стилем. Преподователь с РИС меньше говорит
сам, особенно во время опроса, предпочитая
воздействовать на учащихся косвенным
путем (посредством подсказок, уточнений
и т.д.), давая возможность отвечающим детально
оформить ответ.
4.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС).
Ориентируясь преимущественно на результаты
обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный
процесс, преподователь с РМС проявляет
консервативность в использовании средств
и способов педагогической деятельности.
Высокая методичность (систематичность
закрепления, повторения учебного материала,
контроля знаний учащихся) сочетается
с малым, стандартным набором используемых
методов обучения, предпочтением репродуктивной
деятельности учащихся, редким проведением
коллективных обсуждений. В процессе опроса
преподователь с РМС обращается к небольшому
количеству учащихся, давая каждому много
времени на ответ, особое внимание уделяя
слабым учащегосям. Для преподователя
с РМС характерна в целом рефлексивность.
[6; 308 с.]
2.3
Выводы
Таким
образом, мы видим, что стиль является
важной характеристикой педагогического
общения. Необходимо подчеркнуть, что
стиль общения педагога с учащимися
– это категория социальная и нравственная.
Наиболее плодотворно общение на основе
увлеченности совместной деятельностью.
Этот тип общения складывается на основе
высоких профессионально – этических
установок, на основе его отношения к педагогической
деятельности в целом. Овладение основами
педагогического общения – это творческая
задача преподователя. Он должен решать
ее, находя свой индивидуальный стиль
общения.
Добавим,
что педагогическое общение как
форма учебного сотрудничества есть
условие оптимизации обучения и
развития личности самих учащихся.
Оно определяется тройной ориентированностью:
личностной, социальной, предметной. Педагог,
работая с одним обучающимся над освоением
какого-либо учебного материала, всегда
ориентирует его результат на всех присутствующих
в группуе, и наоборот, работая с группуом,
т.е. фронтально, воздействует на каждого
обучающего. Поэтому можно считать, что
своеобразие педагогического общения,
являясь всей совокупностью названных
характеристик, выражается в органическом
сочетании элементов личностно-ориентированного,
социально-ориентированного и предметно-ориентированного
общения. При этом педагогическое общение,
включающее все перечисленные элементы,
имеет принципиально новое качество. [5;
238 с.]
Заключение
Профессия
педагога – одна из важнейших в
современном мире. От его усилий
зависит будущее человеческой цивилизации.
Профессиональный педагог - это единственный
человек, который большую часть
своего времени занимается воспитанием
и обучением студентов.
Одна
из сложных проблем современной
высшей школы - проблема педагогического
общения.
Под
педагогическим общением обычно понимают
профессиональное общение преподавателя
с учащимися в процессе обучения
и воспитания, направленное на решение
определенных педагогических задач
и реализацию педагогических функций.
Между категориями «общение»
и «деятельность» существует диалектическая
взаимосвязь. Более того, можно утверждать,
что существуют виды деятельности,
которые принципиально строятся
по законам общения. Очевидно, педагогическая
деятельность — одна из них. Межличностные
отношения в учебной группе должны
формироваться педагогом целенаправленно
в процессе педагогического общения.
При этом на определенных — высших
— стадиях ведущим источником
становится саморазвитие коллектива.
Но на начальных этапах центральное
место в формировании высокого уровня
межличностных отношений принадлежит
педагогу. Эмпирически установлены
различия в структуре общения
преподавателей различного уровня педагогического
мастерства. Так в структуре воздействий
преподвателей высокого уровня на первом
месте стоят воздействия организующего
характера, а у преподавателя
низкого уровня — дисциплинирующего.
При этом организующие воздействия
в структуре взаимодействия преподавателей
низкого уровня занимают последнее
ранговое место. Широта репертуара вербальных
воздействий педагога на учащихся также
связана с уровнем деятельности
педагога и с уровнем понимания им личности
учащегося. Отношение продолжительности
речи преподавателя к продолжительности
речи учащихся в течение занятия варьирует
от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения
больше 4. Чем более высок уровень профессионализма
педагога, тем меньше диспропорциональность
этого соотношения. Эффективное педагогическое
общение всегда направлено на формирование
позитивной «Я-концепции» личности, на
развитие учащегося уверенности в
себе, в своих силах, в своем потенциале.
Позитивное отношение к личности учащегося
и система приемов поощрения являются
важной стороной педагогического общения.
Однако само поощрение может быть как
эффективным, так и неэффективным. [5; 146
с.]
Педагогическое
общение должно быть эмоционально комфортным
и личностно развивающим. Профессионализм
общения педагога состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения
из-за различий в уровне подготовки, способности
помогать студентам обрести уверенность
в общении в качестве полноправных партнеров
педагога. Для педагога важно помнить,
что оптимальное общение - не умение держать
дисциплину, а обмен с студентами духовными
ценностями. Общий язык с учащимися это
не язык команд, а язык доверия.[11; 367 с.]
Устная
речь является основным средством педагогического
общения. Слово педагога должно воздействовать
на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать потребность
поисковой деятельности.
В
системе профессионального педагогического
общения взаимодействуют вербальные
(речь) и невербальные средства общения
(жесты, мимика).
Правильное
использование средств и техники
поможет педагогу избежать многих трудностей
при общении. Можно узнать о том,
как сделать свою речь более выразительной,
как правильно планировать и
готовиться к педагогическому общению,
о том, как управлять мимикой
и жестами.
Педагогическое
общение в обучении и воспитании
служит инструментом воздействия на
личность обучаемого. Педагогическое
общение – целостная система
(приемы и навыки) социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых,
содержащая в себе обмен информацией,
воспитательные воздействия и организацию
взаимоотношений с помощью коммуникативных
средств. Кроме обычных функций,
специфика педагогического общения
порождает еще одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного процесса,
организаторскую функцию взаимоотношений
педагога с воспитуемыми и выступает
как средство решения учебных
задач. Современная педагогика и практика
работы лучших преподователей доказали,
что эффективное обучение сегодня, причем
обучение радостное, трудное, но победное,
возможно только на позициях педагогики
сотрудничества. Педагогическое общение
как социально - психологический процесс
характеризуется такими функциями: познание
личности, общей информацией, организация
деятельности, обмен ролями, сопереживание,
самоутверждение. [3; 214 с.]
Гипотеза
подтверждена «Общение в педагогической
деятельности выступает как средство
решения учебных задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного процесса
и как способ организации взаимоотношений
педагога и учащихся, обеспечивающий
успешность обучения и воспитания,
и именно поэтому педагогическое общение
можно назвать творчеством».