Педагогическое общение как особый вид творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю.

Работа содержит 1 файл

мой курсач.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

     Введение 

      В настоящее время на страницах  психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального  компонента. Отметим при этом, что  проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет  многовековую историю.

      Невербальный  компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия преподавателя с учащимися, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. [1; 592 с.]

      В общении складывается важная система  воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение  приобретает функциональный и профессионально  значимый характер. Оно выступает  в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции  общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в  компоненты профессионально-творческие.

     Трудно  себе представить общение, которое  бы совсем не несло познавательного  или воспитательного заряда. Тем  не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися  в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно  полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом  и учащимся внутри коллектива. Другими  словами, педагогическое общение - это  общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.

     Гуманизация системы образования, характеризующая  современный этап ее развития, предъявляет  высокие требования к общей и  профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

     Индивидуальный  стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие  своего стиля у профессионала  свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально  возможном раскрытии своей индивидуальности.

     Педагогическая  деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов выделяют три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других. Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

     Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического  общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и  называется "сначала умение, а  потом мастерство".

      Педагогическое  общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации, которыми педагоги порой овладевают стихийно. Но можно с уверенностью сказать – учиться педагогическому  общению нужно и необходимо. Именно в незаметной и кропотливой работе по познанию самого себя в общении с учащимися, освоению основ педагогического общения формируется творческая индивидуальность педагога. [6; 341 с.]

Цель: Раскрыть важность данной проблематики и определить, почему педагогическое общение можно отнести к творчеству.

Задачи: - Провести теоретический анализ проблемы педагогического общения, его структуры, функций, целей, содержания и средств.

- Раскрыть понятие  стиля педагогического общения,  его особенностей и видов.  Объект исследования: - педагогическое общение.

Предмет исследования: - общение между педагогом и учащимися.

Гипотеза:  Общение в педагогической работе очень важно. Из-за существования множества стилей, видов, функций а так же важности данной проблематики, педагогическое общение можно назвать творчеством или искусством.

Методологическая  основа: методологической основой исследования послужили положения деятельностного (Леонтьев А.А., Макаренко А.С.), системного (Кузьмин Н.В.), личностно-ориентированного (Якиманская И.С,).

Методы: - анализ литературы по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 

          Глава 1. Характеристики педагогического  общения

 

    1. Анализ  психолого – педагогической литературы по проблеме педагогического  общения
 

      Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн – Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А. И Щербакова и других доказали большое значение общения в труде педагога. По мнению А.А. Лобанова, "общение" как житейское понятие и "общение" как психолого–педагогическое понятие не совпадают по своему значению, что в определенной степени усложняет изучение этого феномена.

      Педагогическое  общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – С.3). Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний учащихся, т. к у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность в поведении. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к преподователю, а потом и к предмету.

      А.А. Леонтьев считал, что общение преподователя с учащимися должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать оптимизации учебно – воспитательного процесса.

      Требования  товарищеских отношений в советской  ВУЗе возникли с первых дней ее возникновения. За это ратовали известные педагоги того времени: Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, считая, что коллективное сотрудничество – основа общения преподователя и учащихся. Но, пожалуй, больше других эта проблема волновала А.С. Макаренко и В.С. Сухомлинского. Исходя из гуманной направленности высшей школы, А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении преподователя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения. [8; 112 с.]

      Много мудрых советов относительно педагогического  общения дал В.А. Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом – самое  слабое и наиболее уязвимое место  ВУЗа, он требовал от преподователя мастерского владения им: "… каждое слово, сказанное в стенах ВУЗа, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным…".В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания.

      Работы  многих советских педагогов, таких, как: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т. И  Гончаровой, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шатолова, М.П. Щетинина и других, было доказано, что эффективное обучение возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Все они говорят: преподователь идет на встречу учащимся, он стоит на точке зрения ребенка, как на платформе, с которой ведет за собой. [7; 431 с.]

      Понятие "педагогическое общение" стало  предметом специальных научно – педагогических исследований сравнительно недавно – в 70 – 80-ее годы 20 века.

      Проблемой изучения структуры педагогического  общения занимались Н.С. Трубецкой, А. Гардинер, Р.О. Якобсон, В.А. Артемов, Я. Яноушек и другие.

      В целом ряде работ (А.В. Бельский, В.А. Артемов, Л.Д. Ревтова, В.И. Кадомцев и  др.) были сделаны попытки классифицировать все многообразие речевых действий (речевых задач). Изучением функциональных единиц педагогического общения  занимались М.И. Лисина, Л.А. Харева, Т.С. Путиловская, А.К. Маркова, Т.А. Стежко, Л.Н. Никипелова.

      Также в педагогической деятельности достаточно активно исследуются затруднения  или трудности взаимодействия между  преподователем и учащимися с целью определения факторов, влияющих на затруднения, причины, их вызывающие и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Канн – Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.).  [10; 411 с.]

      1.2. Цели педагогического  общения

 

Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими партнерами ради общения. По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов). Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека. Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида. Для людей особенно важно именно социальное общение, ибо для них высока значимость чисто человеческого аспекта взаимодействия, непосредственной человеческой составляющей всех контактов между ними, без чего человек будет развиваться лишь как существо биологическое. Например, завтрак, обед или ужин не являются для каждого из нас лишь способом удовлетворения естественной биологической потребности в пище. Прием пищи мы стремимся сопроводить красивой сервировкой, заботимся об эстетическом оформлении каждого блюда, а также о гигиенических условиях и обстановке, в которой нам приходится есть. Сама процедура приема пищи довольно часто осуществляется не в одиночку, а в кругу родственников или друзей. При этом разговоры с окружающими становятся важными и неотъемлемыми атрибутами трапезы, а иногда играют более важную роль, нежели сама пища. Не случайно мы порой можем отказаться от еды, лишь бы не сидеть за одним столом с нежелательным для нас партнером.

      Суть  человеческого общения, очевидно, заключается  в том, чтобы даже при удовлетворении элементарных биологических потребностей оставаться человеком, т.е. заботиться также и о воплощении эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Но для этого нужно обеспечить формирование и развитие подобных потребностей как у учащихся, так и у взрослых, а это значит, что необходимо решать проблемы воспитания разумных человеческих потребностей.

      Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели прежде всего обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

      На  протяжении нескольких десятилетий  существования ВУЗа вся система образования имела явно выраженный государственный характер и была нацелена на выполнение определенного для того или иного периода социального заказа. В 20 - 30-е гг. в качестве такого социального заказа выступала и ликвидация безграмотности и борьба с детской беспризорностью; в 40 - 50-е гг. - подготовка трудовых резервов и защитников Отечества; в 60 - 70-е гг. - введение в стране обязательного всеобщего среднего образования. О наличии таких заказов свидетельствуют соответствующие постановления Коммунистической партии и Советского правительства. [2; 235 с.]

      Долгое  время традиционная педагогика была сосредоточена на образовательной подготовке учащихся, на совершенствовании содержательной и методической сторон учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших задач ВУЗа заключалась в вооружении учащихся так называемыми ЗУНами, т.е. знаниями, умениями и навыками. Все ВУЗы имели единый устав, были обязаны заниматься по типовому учебному плану и единому графику учебного процесса. Соблюдение этих требований обязывало всех преподователей продвигаться к изучению того или иного учебного предмета в едином ритме.

      Большое внимание уделялось воспитанию учащихся, которое также осуществлялось по соответствующим программам и рекомендациям, спускаемым сверху. Здесь у педагогов было больше возможностей для маневра при выборе содержания и форм конкретных мероприятий. Однако идеалы воспитания, воспитательные ориентиры, а часто и перечень обязательных мероприятий вместе с рекомендациями по их проведению формировались на верхних этажах государственной пирамиды и отражались в соответствующих педагогических изданиях.

Информация о работе Педагогическое общение как особый вид творчества