Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:32, курсовая работа
В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю.
Вопросы развития учащихся не отвергались, но занимали не первоочередное место, они как бы отодвигались на задний план. Считалось, что развитие личности учащегося осуществляется главным образом через ту информацию, которую он усваивает, через приобретаемые им умения и навыки. Из этого следовало: чтобы решить задачу вооружения учащихся знаниями, в арсенале преподователя должны преобладать такие репродуктивные методы, как рассказ, показ, упражнение, с помощью которых педагог осуществляет доставку студенту необходимых "боеприпасов", т.е. знаний, умений и навыков.
Взаимодействие педагога со своими воспитанниками не может быть самоцелью. Прежде всего, оно должно способствовать ориентации воспитанника в мире ценностей, должно быть нацелено на оказание ему помощи в выстраивании собственной системы ценностей.
Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Это могут быть предметы, явления или их свойства, имеющие положительную значимость для личности, т.е. удовлетворяющие потребности личности, вызывающие положительные эмоции. Ценности играют очень важную роль в жизни человека: они намечают и интегрируют его позицию по отношению к разным объектам, помогают ему оценивать одни из них положительно, другие - отрицательно, а третьи - признать особо значимыми для себя. [1; 214 с.]
О каких ценностях может идти речь? Ведь сегодня, согласно действующим законам, в образовательных учреждениях запрещена идеологическая и политическая пропаганда какой-то одной партии. Однако деполитизация и деиделогизация образования вовсе не означают отказа от любых идеалов. Человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами как в воспитательной работе преподователя, так и в процессе самовоспитания учащихся. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении всей истории развития человеческих цивилизаций, выдержав испытание временем. Необходимо отметить, что процесс ориентации учащегося на те или иные ценности не проходит гладко. С одной стороны, каждый человек изначально, с момента своего рождения, находится в мире культуры и имеет возможности для взаимодействия с ней. С первых лет своей жизни он усваивает язык, знакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, приобщается к определенным правилам поведения, к существующим в обществе традициям и нравам. В своей деятельности, а также в своих поступках, мыслях и переживаниях студент имеет возможности опираться на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, на накопленный опыт общения и мировосприятия. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательных, практических и личностных задач. В то же время одно лишь присутствие человека внутри культурного пространства не гарантирует ему присвоения культурного опыта и ценностей культуры. Система ценностей у личности не возникает сама. Например, наличие книг в доме далеко не всегда приобщает учащихся и взрослых к чтению. Аналогично само по себе нахождение учащегося на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы природы или исторические факты.
Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый ин-териоризацией, включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности. Если личная встреча учащегося с культурной ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне учащегося и будет для него непонятной и ненужной. В результате "за бортом" сознания учащегося могут остаться и элементарные законы природы, и исторические события, и произведения литературы и искусства, и правовые нормы, и нравственные ценности общества. В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь. [9; 346 с.]
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (А.А. Лобанов).
Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения преподователь выступает перед учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с преподователем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.
В современной ВУЗе каждый педагог входит в состав конкретного методического объединения преподователей-предметников, классных руководителей, воспитателей группы продленного дня. Выступая перед своими коллегами на семинарах, конференциях, педагогических советах, преподователь информирует их о своем понимании сущности учебно-воспитательного процесса, делится опытом использования конкретных форм, методов и приемов в работе с учащимися.
Воспитательная
функция профессионально-
Благодаря общению с педагогом, в роли которого может выступать родитель, преподователь, тренер, студент получает возможности не только для присвоения определенной порции знаний о правилах взаимоотношений окружающих людей. Он погружается в сложный и противоречивый мир человеческих отношений и ощущает то, что испытывает взрослый: и удовлетворение от хорошо выполненной работы, и возмущение от чьей-то расхлябанности, и печаль от утраты близкого человека. [5; 212 с.]
"Когда наиболее ярко, наиболее интенсивно, наиболее глубоко происходит то, что мы выражаем словами: преподователь воспитывает своих питомцев? " - спрашивает В.А. Сухомлинский. И отвечает: "Тогда, когда чувства преподователя соприкасаются с чувствами питомца" [3; 223 с.]
Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в общении. Каждому человеку далеко не безразлично, с кем ему предстоит совместно учиться, трудиться, проводить свой досуг, создавать семью. Поскольку самочувствие человека во многом зависит от окружающих его людей, то необходимо хорошо знать этих людей: особенности их темперамента, характера, ценностных ориентации. Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого из своих учащихся, особенности его отношений к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой преподователь как специалист и как человек? Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.
В
педагогическом общении реализуется
функция организации и
Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражаемость учащихся, поднимается их настроение, возникает мажор в жизни класса. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним преподователем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающийся в практике парадокс, когда преподователь, обладающий огромными познаниями и способный решить самые сложные задачи из пособий для поступающих в вуз, бывает неинтересен своим учащегосям, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой студенческого коллектива и пользуется уважением учащихся.
Реализация потребности в контакте с другим человеком - не менее важная функция общения. Партнеры общаются не ради того, чтобы обязательно создать что-то материальное или решить какую-то жизненно важную проблему, а в силу явно выраженной потребности в контакте с другой личностью. Ведь люди ищут в общении возможности снять у себя психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами. Примером такого общения являются дружеские контакты, встречи давних друзей детства, бывших одноклассников. Партнеры получают удовлетворение от самого факта встречи с друзьями, от обмена воспоминаниями минувших лет, от возможности сравнить свои жизненные достижения с успехами своих сверстников. [4; 115 с.]
На практике нередки случаи, когда студент приходит к преподователю не за помощью по предмету, а "просто так", чтобы побыть со своим наставником некоторое время, поговорить с ним о чем-либо, чтобы "просто пообщаться". Сюда можно также отнести разговоры воспитателя с воспитанниками "по душам", "с глазу на глаз", в ходе которых осуществляется обмен личностными духовными ценностями. Современные студенти, несмотря на большое число контактов с окружающими, довольно часто испытывают дефицит именно такого общения. В педагогическом общении реализуется функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Это особенно характерно для общения родителей и учащихся, преподователей и учащихся, преподавателей и студентов. Миссия родителей и педагогов заключается именно в том, чтобы помочь своим учащимся и учащегосям приобщиться к своим взглядам, убеждениям, нравственным нормам, т.е. к тому, что является ценностями жизни взрослых.
В реальных жизненных ситуациях, особенно в тех, где взаимодействуют преподователь и студенти, очевидно определенное "неравновесие" партнеров, как бы ни были демократичны их отношения. Родитель или преподователь, как правило, обладает большим жизненным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его учащиеся или студенти. Такое преимущество дает определенные права на проявление своей компетентности как в конкретных областях научных знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладывает серьезные обязательства по качественному исполнению роли родителя или педагога. При этом важно соблюдать чувство меры. Не секрет, что порой родители и преподователя хотели бы ускорить многие процессы, чтобы учащиеся быстрее обучались, серьезнее относились к своим обязанностям, были бы более уважительны к старшим. Стремясь к ускорению подобных процессов, взрослые проявляют нетерпеливость, раздражительность по отношению к учащимся, допускают использование жестких средств и, как правило, лишь портят отношения с учащимися и не достигают желаемых результатов. Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные контакты родителей и учащихся, преподователей и учащихся, тем больше возникнет возможностей для приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям старших поколений.
Однако в качестве инициатора общения может выступать не только родитель или педагог, но и ребенок. Поэтому возможно также приобщение взрослого к опыту и ценностям учащегося. Особенно в тех сферах деятельности, где студент может быть компетентнее своих родителей и преподователей. Многие современные студенти лучше взрослых знают радиотехнику, владеют иностранными языками, умеют работать на персональном компьютере, добиваются высоких результатов в спорте и искусстве. В силу этого они способны поделиться со своими наставниками и специальными знаниями и умениями, и соответствующим опытом, трансформируя им свою систему ценностей. Мудрые родители и педагоги с большим интересом принимают на себя роль учащихся у своих учащихся, понимая, что благодаря этому между ними возникают дополнительные "точки соприкосновения".
В
ходе профессионально-
Ориентируясь на значимую для себя личность, студент усваивает как внешние атрибуты своего кумира (своеобразие одежды, прически, поведения), так и особенности его взглядов и убеждений (что сказал, какую позицию в споре занял, что любит, а чего терпеть не может). Через это он как бы присваивает себе ценности другого человека, постепенно приобщаясь к ним. Если кумиром учащегося становится преподователь, то студент усваивает не только внешние атрибуты его поведения, а также его нравственные представления о таких понятиях, как долг, ответственность, честь. Студент стремится делать то, что получило бы одобрение этого педагога, и не совершить того, что бы огорчило его. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся. [6; 332 с.]
В
ряде работ по педагогической технологии
выделяется несколько важных функций
именно профессионально-
Информация о работе Педагогическое общение как особый вид творчества