Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
описание основных психолого-педагогических методов, способов и приёмов достижения эффективности уроков английского языка в средней школе на основе анкетирования и анализа проведённых занятий на практике.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6
Глава 1. Понятие педагогического мониторинга
1.1. История возникновения термина………………………………..…………………….6
1.2. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8
1.3. Педагогический мониторинг успеваемости на уроках английского языка………..9
Глава 2. Характеристика современного урока
2.1. Урок как основная форма обучения………………………………………………….10
2.2. Типология и структура урока………………………………………………………....11
2.3. Требования к современному уроку…………………………………………………...13
2.4. Характеристика современного урока иностранного языка…………………………14
Глава 3. Анализ урока как звено учебного процесса
3.1. Понятие педагогического анализа урока……………………………………………..16
3.2. Аспектный подход к анализу урока…………………………………………………..17
Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе………………………………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24
1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31
Результаты
и выводы: анализируя результаты,
можно сделать вывод, что самым признанным
методом повышения эффективности уроков
является внедрение инновационных педагогических
технологий. Также с целью повышения эффективности
урока применяются мультимедиа-системы.
Большинство отметили увлечённое преподавание,
так же как педагогический такт и мастерство
педагога как неотъемлемую часть эффективного
урока. Никто не выделил такой критерий,
как новизна урока. Возможно, исходя из
того, что существует большое количество
более эффективных путей и методов. Однако
многие преподаватели отмечали, что все
перечисленные в анкете критерии важны
и во взаимодействии на уроке дают высокие
результаты.
Цель: дать оценку всем параметрам урока, сравнить полученные результаты первичного и заключительного анализов.
Описание: аспектный анализ уроков проводился при посещении уроков английского языка в 8«А» классе. Все посещённые мной 5 уроков в этом классе проводила учащаяся-практикант. Обеспечение условий для проявления интереса учеников к уроку было оценено в баллах на наличие или отсутствие на данном уроке названных в схеме анализа признаков. Знак «+» был поставлен в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (то есть степени выраженности аспекта). Такой вариант аспектного анализа урока имеет количественную оценку. Максимальное количество баллов, которое учитель может набрать по оценке урока - 40. Соответственно, уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи - создание условий для повышения эффективности урока английского языка - может быть высоким (31-40 баллов) и низким (1-9 баллов). Сама учащаяся, которая проводила уроки в данном классе, принимала участие в проведении данной диагностики с целью анализа и исправления ошибок в методике проведения урока, а также с целью повышения качества последующих уроков.
Таблица 2.1 – Анализ урока как один из аспектов педагогического мониторинга урока (первичная диагностика)
|
Таблица 2.2 – Анализ урока как один из аспектов педагогического мониторинга урока (заключительная диагностика)
|
Результаты и выводы: средний школьный возраст - это как раз тот возраст, в котором отмечается снижение познавательной активности учащихся к учебе. Поэтому именно этот возраст был выбран для проведения аспектного анализа урока. Итак, после посещения первого урока в 8«А» классе анализ этого урока показал следующие результаты (как видно из таблицы 1): практикант набрала всего 20 баллов, что позволяет считать уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи средним. В целом, структура урока соответствовала тематическому плану, основные дидактические цели урока были достигнуты. Однако практиканту не удалось использовать различные методы обучения на уроке, а также реализовать основные дидактические принципы. Например, на данном уроке при объяснении нового материала можно было использовать наглядность в виде пояснительных схем или рисунков (принцип наглядности). Отсутствовала активизация пройденного материала (принцип прочности) и т.д. Кроме того, на уроке часть нарушалась дисциплина, что было вызвано отсутствием интереса у ребят к новой теме.
Следующий этап исследования проводился уже на заключительном уроке и показал более высокие результаты. По его итогам практикант набрала уже 37 баллов, что говорит о высоком уровне решения педагогической задачи урока.
Такие аспекты урока как, соблюдение основных принципов дидактики; воспитание в процессе урока; выбор методов обучения; работа учащихся на уроке, на этот раз были ярко выражены и, соответственно, высоко оценены. Практикант использовала на уроке множество наглядных материалов, применила разнообразные методы обучения и воспитания (беседа, видеометод, частично-поисковый метод, метод игры, соревнование). Класс активно работал в течение всего урока. Обобщение и подведение итогов показало высокий уровень усвоения классом материала урока.
В результате можно сказать, что на последнем уроке были созданы более благоприятные условия для проявления познавательной активности учеников по сравнению с первым уроком. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение аспектного анализа уроков позволит учителю сосредоточить внимание на оценке тех сторон учебного занятия, над которыми следует поработать, что будет способствовать повышению эффективности урока.
Таким образом, такой метод, как анкетирование позволил не только узнать мнение опытных людей в данном вопросе, но и помог собрать ценную информацию о предмете исследования и на её основе сделать выводы. А проведённый мной анализ урока как один из аспектов педагогического мониторинга, позволил подтвердить выдвинутую в данном исследовании гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной школе в виду снижения учебно-познавательной мотивации школьников необходимо внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий и методов с целью повышения его эффективности. Одним из таких методов является диагностика и прогнозирование состояния педагогического процесса или, другими словами, педагогический мониторинг. В последнее время педагогический мониторинг всё больше приобретает свою популярность в методике преподавания, в том числе и иностранного языка.
Анализ литературы по данной проблеме позволил изучить исторический аспект применения педагогического мониторинга, выявить причины необходимости его внедрения, рассмотреть способы его реализации, а также показать возможности использования данной диагностики на уроках английского языка как действенного средства повышения его эффективности.
Таким образом, актуальность темы данного исследования, её практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач поставленных в начале исследования:
Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данного научного исследования: систематическое использование педагогического мониторинга на уроках английского языка будет способствовать повышению эффективности процесса обучения.
Подводя
итоги проделанного исследования, нужно
сказать, что в настоящее время
существует объективная необходимость
в педагогическом мониторинге уроков,
поэтому работа в этом направлении
будет продолжена, а имеющиеся
на данный момент материалы будут успешно
применены в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкеты преподавателей колледжа
Информация о работе Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка