Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

описание основных психолого-педагогических методов, способов и приёмов достижения эффективности уроков английского языка в средней школе на основе анкетирования и анализа проведённых занятий на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6
Глава 1. Понятие педагогического мониторинга
1.1. История возникновения термина………………………………..…………………….6
1.2. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8
1.3. Педагогический мониторинг успеваемости на уроках английского языка………..9
Глава 2. Характеристика современного урока
2.1. Урок как основная форма обучения………………………………………………….10
2.2. Типология и структура урока………………………………………………………....11
2.3. Требования к современному уроку…………………………………………………...13
2.4. Характеристика современного урока иностранного языка…………………………14
Глава 3. Анализ урока как звено учебного процесса
3.1. Понятие педагогического анализа урока……………………………………………..16
3.2. Аспектный подход к анализу урока…………………………………………………..17
Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе………………………………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24
1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Результаты  и выводы: анализируя результаты, можно сделать вывод, что самым признанным методом повышения эффективности уроков является внедрение инновационных педагогических технологий. Также с целью повышения эффективности урока применяются мультимедиа-системы. Большинство отметили увлечённое преподавание, так же как педагогический такт и мастерство педагога как неотъемлемую часть эффективного урока. Никто не выделил такой критерий, как новизна урока. Возможно, исходя из того, что существует большое количество более эффективных путей и методов. Однако многие преподаватели отмечали, что все перечисленные в анкете критерии важны и во взаимодействии на уроке дают высокие результаты. 

  1. Аспектный анализ уроков «Педагогическая  диагностика качества урока»

Цель: дать оценку всем параметрам урока, сравнить полученные результаты первичного и заключительного анализов.

Описание: аспектный анализ уроков проводился при посещении уроков английского языка в 8«А» классе. Все посещённые мной 5 уроков в этом классе проводила учащаяся-практикант. Обеспечение условий для проявления интереса учеников к уроку было оценено в баллах на наличие или отсутствие на данном уроке названных в схеме анализа признаков. Знак «+» был поставлен в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (то есть степени выраженности аспекта). Такой вариант аспектного анализа урока имеет количественную оценку. Максимальное количество баллов, которое учитель может набрать по оценке урока - 40. Соответственно, уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи - создание условий для повышения эффективности урока английского языка - может быть высоким (31-40 баллов) и низким (1-9 баллов). Сама учащаяся, которая проводила уроки в данном классе, принимала участие в проведении данной диагностики с целью анализа и исправления ошибок в методике проведения урока, а также с целью повышения качества последующих уроков.

Таблица 2.1 – Анализ урока  как один из аспектов педагогического  мониторинга урока (первичная  диагностика)  

п/п

Параметры (аспекты) анализа  урока Степень выраженности аспектов

(в  баллах)

4

ярко

3

средне

2

слабо

1/0

отсутствовал

1 Общая структура  урока   +      
2 Реализация  основной дидактической цели урока.   +      
3 Осуществление развития учащихся в процессе обучения.     +    
4 Воспитание  в процессе урока.     +    
5 Соблюдение основных принципов дидактики.     +    
6 Выбор методов  обучения.     +    
7 Работа учителя  на уроке   +      
8 Работа учащихся на уроке.     +    
9 Гигиенические условия урока.       +  
10 Некоторые специальные  задачи.         +

Таблица 2.2 – Анализ урока  как один из аспектов педагогического  мониторинга урока (заключительная диагностика) 

п/п

Параметры (аспекты) анализа  урока Степень выраженности аспектов

(в  баллах)

4

ярко

3

средне

2

слабо

1/0

отсутствовал

1 Общая структура урока +        
2 Реализация  основной дидактической цели урока. +        
3 Осуществление развития учащихся в процессе обучения.   +      
4 Воспитание  в процессе урока. +        
5 Соблюдение  основных принципов дидактики. +        
6 Выбор методов  обучения. +        
7 Работа учителя на уроке +        
8 Работа учащихся на уроке. +        
9 Гигиенические условия урока.   +      
10 Некоторые специальные  задачи.   +      

Результаты  и выводы: средний школьный возраст - это как раз тот возраст, в котором отмечается снижение познавательной активности учащихся к учебе. Поэтому именно этот возраст был выбран для проведения аспектного анализа урока. Итак, после посещения первого урока в 8«А» классе анализ этого урока показал следующие результаты (как видно из таблицы 1): практикант набрала всего 20 баллов, что позволяет считать уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи средним.  В целом, структура урока соответствовала тематическому плану, основные дидактические цели урока были достигнуты. Однако практиканту не удалось использовать различные методы обучения на уроке, а также реализовать основные дидактические принципы. Например, на данном уроке при объяснении нового материала можно было использовать наглядность в виде пояснительных схем или рисунков (принцип наглядности). Отсутствовала активизация пройденного материала (принцип прочности) и т.д. Кроме того, на уроке часть нарушалась дисциплина, что было вызвано отсутствием интереса у ребят к новой теме.

      Следующий этап исследования проводился уже на заключительном уроке и показал более высокие результаты. По его итогам практикант набрала уже 37 баллов, что говорит о высоком уровне решения педагогической задачи урока. 

Такие аспекты урока как, соблюдение основных принципов дидактики; воспитание в  процессе урока; выбор методов обучения; работа учащихся на уроке, на этот раз были ярко выражены и, соответственно, высоко оценены. Практикант использовала на уроке множество наглядных материалов, применила разнообразные методы обучения и воспитания (беседа, видеометод, частично-поисковый метод, метод игры, соревнование). Класс активно работал в течение всего урока. Обобщение и подведение итогов показало высокий уровень усвоения классом материала урока. 

     В результате можно сказать, что на последнем уроке были созданы  более благоприятные условия для проявления познавательной активности учеников по сравнению с первым уроком. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение аспектного анализа уроков позволит учителю сосредоточить внимание на оценке тех сторон учебного занятия, над которыми следует поработать, что будет способствовать повышению эффективности урока.

     Таким образом, такой метод, как анкетирование  позволил не только узнать мнение опытных  людей в данном вопросе, но и помог  собрать ценную информацию о предмете исследования и на её основе сделать выводы. А проведённый мной анализ урока как один из аспектов педагогического мониторинга, позволил подтвердить выдвинутую в данном исследовании гипотезу. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В современной школе в виду снижения учебно-познавательной мотивации школьников необходимо внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий и методов с целью повышения его эффективности. Одним из таких методов является диагностика и прогнозирование состояния педагогического процесса или, другими словами, педагогический мониторинг. В последнее время педагогический мониторинг всё больше приобретает свою популярность в методике преподавания, в том числе и иностранного языка.

    Анализ  литературы по данной проблеме позволил изучить исторический аспект применения педагогического мониторинга, выявить причины необходимости его внедрения, рассмотреть способы его реализации, а также показать возможности использования данной диагностики на уроках английского языка как действенного средства повышения его эффективности.

    Таким образом, актуальность темы данного  исследования, её практическая и теоретическая  значимость в современной системе  образования способствовали решению  ряда задач поставленных в начале исследования:

  • был представлен современный взгляд на проблему повышения требований к качеству образования;
  • была исследована и обоснована проблема внедрения педагогического мониторинга как необходимого метода повышения эффективности процесса обучения, в частности на уроках английского языка;
  • было разработано и проведено анкетирование преподавателей колледжа, что помогло сформулировать основные пути повышения эффективности уроков;
  • в ходе исследовательской работы был проведен анализ уроков английского языка в 8«А» классе, нацеленный на выявление качества проведения урока и уровень успеваемости школьников. Сравнение результатов проведённой в данном классе первичной и заключительной педагогической диагностики, т.е. мониторинга, позволяет сделать вывод том, что его систематическое использование на уроках английского языка оправдало себя. Педагогический мониторинг действительно способствует повышению эффективности процесса обучения, т.к. позволяет проанализировать и оценить урок с разных сторон, выявить его недостатки и учесть их в проведении последующих уроков.  

    Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки  гипотезы данного научного исследования: систематическое использование педагогического мониторинга на уроках английского языка будет способствовать повышению эффективности процесса обучения.

    Подводя итоги проделанного исследования, нужно  сказать, что в настоящее время  существует объективная необходимость  в педагогическом мониторинге уроков, поэтому работа в этом направлении  будет продолжена, а имеющиеся  на данный момент материалы будут успешно применены в дальнейшей профессиональной деятельности. 
 
 

 

Список литературы

  1. Аронов, М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок (для преподавателей и методистов техникумов) / М. Ф. Аронов. – Мн., 1994.
  2. Бабанский, Ю. К. Педагогика /  Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2001. – № 10.
  5. Зотов, Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984.
  6. Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.
  7. Каджасперова, Т.Н. Педагогика и психология в схемах. – М., 2002.
  8. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2004.
  9. Крупенин, А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов-на-Дону, 1995.
  10. Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. –     М.: Просвещение, 1981.
  11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
  13. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ П.И. Пидкасистый. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  14. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
  15. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Просвещение, 2002.
  16. Пуйман, С.А. Педагогика. – М., 2001.
  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии //Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998.
  18. Скаткин, М.Н., Лернер И.Я. Совершенствование процесса обучения. – М.: Советская педагогика, 1981.
  19. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: Совершенство, 1998.
  20. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1973.
  21. Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.
  22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971.
  23. Электронный ресурс: Национальный Интернет-портал Республики Беларусь http://www.adu.by .  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкеты  преподавателей колледжа

Информация о работе Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка