Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
описание основных психолого-педагогических методов, способов и приёмов достижения эффективности уроков английского языка в средней школе на основе анкетирования и анализа проведённых занятий на практике.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6
Глава 1. Понятие педагогического мониторинга
1.1. История возникновения термина………………………………..…………………….6
1.2. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8
1.3. Педагогический мониторинг успеваемости на уроках английского языка………..9
Глава 2. Характеристика современного урока
2.1. Урок как основная форма обучения………………………………………………….10
2.2. Типология и структура урока………………………………………………………....11
2.3. Требования к современному уроку…………………………………………………...13
2.4. Характеристика современного урока иностранного языка…………………………14
Глава 3. Анализ урока как звено учебного процесса
3.1. Понятие педагогического анализа урока……………………………………………..16
3.2. Аспектный подход к анализу урока…………………………………………………..17
Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе………………………………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24
1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31
10. Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
На основе этих параметров можно дать определение данному подходу к анализу урока. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Данный подход выступает средством управления качеством урока, поэтому может быть применим при посещении системы уроков по английскому языку в школе. [6, с. 364]
Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта, или опыта других (начинающих) учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается, прежде всего, на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. А.В.Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя, раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство». [20; c.164]
Глава 4. ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока
Проблема повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Важнейшим направлением совершенствования урока является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. В решении данной проблемы необходимо, прежде всего, четкое определение и постановка задач урока (и системы уроков), комплексное планирование учебно-воспитательных задач каждого урока, а также внедрение инновационных педагогических технологий и средств обучения. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательного интереса учащихся; особую значимость в целях повышения эффективности урока приобретает изучение индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, можно выделить целый рад факторов, влияющих на эффективность и результативность урока. С помощью данного исследования попытаемся выделить наиболее значимые из них.
Для начала, дадим определение понятию «эффективность». Слово «эффективность» в переводе с латинского - «effectos» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Под эффективностью урока понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям урока. Т.е. эффективность урока – это, прежде всего, показатель качества усвоения знаний, умений и навыков учащихся.
Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего занятия. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность занятия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять. Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. [3, с. 191]
Итак, можно сделать вывод о том, что важнейшим фактором, влияющим на эффективность и результативность урока, является качественная подготовка учителя к уроку. Многие педагоги отмечают, что эффективность урока прямо пропорциональна тому, как учитель будет к нему готов. Иными словами, эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). Однако к числу значимых условий обучения относятся также и профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. [9, с. 209] Поэтому вторым определяющим фактором нужно отметить мастерство проведения урока (творческую личность учителя). На мой взгляд, эти два фактора являются основными, наиболее важными компонентами урока (во взаимодействии друг с другом, безусловно), определяющие его эффективность.
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе
Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Каждое
требование из данного перечня является
важным качественным показателем эффективности
учебно-воспитательного
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных задач в современной школе является повышение эффективности учебного процесса путём:
-- повышения целенаправленности обучения;
-- усилением его мотивации;
-- применением современных
-- активизацией темпов учебных действий;
-- использованием новейших информационных
технических средств обучения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что, по вашему мнению, повышает эффективность уроков в целом?
(отметьте наиболее важные на ваш взгляд пункты)
______________________________
Стаж
работы по специальности: ________.
Цель: изучить мнение учителей о критериях эффективности урока.
Описание: итак,
в анкетировании приняли участие 15 преподавателей
колледжа различного стажа работы по специальности
по различным предметам. Основной целью
проведения анкетирования было: узнать
общее мнение о том, какие из данных критериев
имеют наибольшее влияние на эффективность
урока в целом. Исходя из результатов проведённого
анкетирования, была составлена таблица
критериев эффективности и процентное
соотношение отданных за каждый критерий
голосов.
Таблица 1.1 - Изучение критериев эффективности урока
№
п/п |
Критерии эффективности | Кол-во выборов данного пункта в % |
1. | Внедрение инновационных педагогических технологий (игровые, проектные методики, нетрадиционные уроки) | 100 |
2. | Обучение с применением мультимедиа-систем | 90 |
3. | Увлечённое преподавание | 90 |
4. | Педагогический такт и мастерство педагога | 90 |
5. | Создание ситуаций успеха (показ достижений обучаемых) | 80 |
6. | Чередование форм и методов обучения | 80 |
7. | Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами школьников | 80 |
8. | Взаимообучение (в парах, микрогруппах) | 70 |
9. | Создание атмосферы доверия, диалога | 60 |
10. | Соревнование | 40 |
11. | Создание положительного микроклимата в классе | 30 |
12. | Тестирование знаний, умений | 30 |
13. | Проблемное обучение | 20 |
14. | Новизна учебного материала | 0 |
Информация о работе Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка