Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
описание основных психолого-педагогических методов, способов и приёмов достижения эффективности уроков английского языка в средней школе на основе анкетирования и анализа проведённых занятий на практике.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6
Глава 1. Понятие педагогического мониторинга
1.1. История возникновения термина………………………………..…………………….6
1.2. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8
1.3. Педагогический мониторинг успеваемости на уроках английского языка………..9
Глава 2. Характеристика современного урока
2.1. Урок как основная форма обучения………………………………………………….10
2.2. Типология и структура урока………………………………………………………....11
2.3. Требования к современному уроку…………………………………………………...13
2.4. Характеристика современного урока иностранного языка…………………………14
Глава 3. Анализ урока как звено учебного процесса
3.1. Понятие педагогического анализа урока……………………………………………..16
3.2. Аспектный подход к анализу урока…………………………………………………..17
Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе………………………………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24
1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31
Эффективные средства устранения неуспеваемости:
Здесь нужно отметить, что педагогический мониторинг успеваемости позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся и предупредить неуспеваемость. [16, с. 124]
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе. Известно, что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.
Переход
на мониторинговый контроль над успеваемостью
и качеством знаний обусловлен:
• необходимостью в наглядной информации
о результатах успеваемости и качества
знаний;
• необходимостью организации системы
работы по прогнозированию результатов
образования в зоне ближайшего развития
школьников;
• недостаточностью организации управления
качеством образования;
• отсутствием диагностики затруднений
учащихся и учителей. [15, с. 337]
Педагогический
мониторинг
• предназначен для обеспечения педагога
и администрации качественной и своевременной
информацией, необходимой для принятия
управленческих решений;
• должен определять насколько рациональны
педагогические средства и методы, реализуемые
в педагогическом процессе;
• предполагает анализ причин несоответствия
качества образования обучающихся определенным
нормам;
• осуществляет поиск резервов повышения
эффективности учебного
процесса.
Таким
образом, проводимая диагностика успеваемости
учащихся на уроках английского языка,
анализ посещаемых учебных занятий,
используются для установления качества
содержания урока, его эффективности
и результативности. Поэтому мониторинг
учебных достижений учащихся является
одним из перспективных средств контроля
качества образования и показателем эффективности
современного урока, т.к. результаты учебно-познавательной
деятельности ребенка видны в динамике.
С помощью мониторинга можно ответить
на вопросы об эффективности той или иной
технологии обучения, выделить факторы,
влияющие на качество образования.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Таким образом, урок является ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Из вышесказанного можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.[1, с. 52]
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе.
Выделяются следующие типы уроков:
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного.
1. Комбинированный урок. Это наиболее распространённый тип уроков, существующих в практике работы школы. На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Эффективность и результативность этого типа урока зависит от чёткого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, как использовать занятие для разумной организации деятельности. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75—80% общего числа всех проводимых уроков. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.
2. Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
3. На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков совершенствования и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
4. Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
5. Уроки контроля и коррекции позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Обязательными
элементами всех охарактеризованных выше
уроков являются организационный этап
и подведение итогов урока. Организационный
этап предполагает постановку целей и
обеспечение условий для их принятия учащимися,
создание рабочей обстановки, актуализацию
мотивов учебной деятельности и формирование
установок на восприятие, осмысление,
запоминание материала. На этапе подведения
итогов урока фиксируется достижение
целей, определяется мера участия в их
достижении всех учащихся и каждого в
отдельности, делается оценка их работы
и определяются ее перспективы. [14, с. 45]
Урок
как организационная форма
Информация о работе Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка