Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

описание основных психолого-педагогических методов, способов и приёмов достижения эффективности уроков английского языка в средней школе на основе анкетирования и анализа проведённых занятий на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6
Глава 1. Понятие педагогического мониторинга
1.1. История возникновения термина………………………………..…………………….6
1.2. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8
1.3. Педагогический мониторинг успеваемости на уроках английского языка………..9
Глава 2. Характеристика современного урока
2.1. Урок как основная форма обучения………………………………………………….10
2.2. Типология и структура урока………………………………………………………....11
2.3. Требования к современному уроку…………………………………………………...13
2.4. Характеристика современного урока иностранного языка…………………………14
Глава 3. Анализ урока как звено учебного процесса
3.1. Понятие педагогического анализа урока……………………………………………..16
3.2. Аспектный подход к анализу урока…………………………………………………..17
Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка
4.1. Характеристика системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20
4.2. Пути и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе………………………………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24
1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...………….. 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА ………………………………………………...………. 6

Глава 1. Понятие педагогического  мониторинга 

1.1. История  возникновения термина………………………………..…………………….6

1.2. Неуспеваемость  в школе как педагогическая проблема……....………………..…....8

1.3. Педагогический  мониторинг успеваемости на уроках  английского языка………..9

Глава 2. Характеристика современного урока

2.1. Урок как  основная форма обучения………………………………………………….10

2.2. Типология  и структура урока………………………………………………………....11

2.3. Требования  к современному уроку…………………………………………………...13

2.4. Характеристика  современного урока иностранного языка…………………………14

Глава 3. Анализ урока как  звено учебного процесса

3.1. Понятие педагогического  анализа урока……………………………………………..16

3.2. Аспектный  подход к анализу урока…………………………………………………..17

Глава 4. Изучение факторов, влияющих на эффективность  урока иностранного языка

4.1. Характеристика  системы взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность урока………………………………………………………………………………………....20

4.2. Пути и  методы повышения эффективности  урока английского языка в  современной школе………………………………………………………………………………………...22

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ ……………………………………….……………………… 24

  1. Анкетирование преподавателей……………………………………………………….24
  2. Аспектный анализ уроков «Педагогическая диагностика качества урока»………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……...28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….…….....30

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..…......31

 

Введение

     Значение  изучения иностранного языка бесспорно. На сегодняшний день, несмотря на довольно высокий уровень развития методической науки, эффективность обучения иностранному языку, особенно в массовой школе, требует значительного повышения. Возникает множество проблем при обучении и, прежде всего, к ним относится проблема воспитания интереса к учению - одна из ключевых дидактических проблем. На протяжении истории педагогики эту проблему неоднократно поднимали как иностранные, так и отечественные педагоги: Г.Песталоцци, И. Гербарт, Дж. Дьюи, И.Подласый, И.Харламов, А.Маркова и многие др. Наиболее остро этот вопрос стал на современном этапе развития образования, т.к. социальный заказ общества в области обучения иностранных языков продолжает расти. Поэтому не случайно, что главным условием развития системы образования становится повышение требований к его качеству, в том числе к показателям эффективности уроков иностранного языка. Компенсировать недостатки в обучении иностранному языку и достичь желаемой цели можно за счет разработанных в методической науке подходов, методов и технологий обучения. Поэтому в современных условиях актуальной задачей, стоящей перед школой, является выбор и проработка таких педагогических технологий, которые могли бы не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствовали бы формированию у учащихся непосредственного интереса к изучению языка. В то же время это приведёт к повышению профессионального уровня учителя. Актуальность изучения педагогического мониторинга эффективности урока продиктована и тем фактом, что в методике преподавания иностранного языка назрела необходимость пересмотра привычных методов контроля в отношении учебного взаимодействия и заменой их описательной оценкой, которая позволяла бы учащимся видеть собственные достижения и недостатки в процессе овладения ими иностранным языком.

       Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы данной исследовательской работы: «Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка».

     Поэтому целью данной работы является: изучение путей, направлений, методов повышения эффективности урока английского языка в школе; создание оптимальных условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса по английскому языку, способствующих повышению уровня учебной мотивации учащихся.

    Объектом исследования является мониторинг урока английского языка.

    Предметом исследования является изучение успеваемости учащихся на уроках английского языка.

     В данном исследовании выдвигается следующая гипотеза: систематическое использование педагогического мониторинга на уроках английского языка будет способствовать повышению эффективности процесса обучения.

    Цель  потребовала решения ряда задач:  
1. Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. На  основе анализа литературы выявить  общую характеристику современного  урока английского языка, его  недостатки и требования к  его проведению.

3. Установить  факторы, влияющие на эффективность и результативность урока английского языка.

4. Рассмотреть  современные педагогические технологии  и методы обучения английскому  языку, как способы повышения  эффективности урока иностранного  языка.

  5. Определить последовательность проведения опытного обучения  и провести анализ  результатов.

    Базой исследования является СШ № 55.

   Успешное  решение поставленной цели и задач  в соответствии с гипотезой данного  исследования потребовало обращения  к следующим методам научного исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, дидактической и методической литературы по данной проблеме исследования.

2. Беседа  с учителями и учащимися.

3. Анкетирование  среди учителей.

4. Наблюдение  и анализ уроков английского  языка в школе. 

  Работа  структурно представлена введением, пояснительной  запиской, практической частью, заключением, списком использованной литературы, приложением. 

 

Глава 1. Понятие педагогического мониторинга

    1. История возникновения термина

     Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы среднего образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности. Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. Стоит отметить, что именно в школе обучение иноязычному учебному взаимодействию является наиболее сложным и вместе с тем важным вследствие отсутствия или чересчур скудных знаний об организации подобной деятельности на родном языке. Поэтому в настоящее время на смену привычной контрольно-регулировочной деятельности в учебном процессе и диагностике пришёл новый термин - педагогический мониторинг качества образования. Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему человека, по мнению не только суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. А такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное образование. В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг. Тем не менее, как зарубежные, так и отечественные методисты говорят о недостаточной разработанности педагогического мониторинга как методической категории и методики его организации. [19, с. 95]

     Во  все времена прогрессивные педагоги отводили большое место в педагогическом процессе изучению учащихся, что является основой диагностической деятельности, которая позже получила название мониторинга. Сам термин «педагогический мониторинг» вошёл в обиход в 1994-1995гг. В сфере лингводидактики этот термин используется пока не достаточно широко. Понимание педагогического мониторинга объединяет взгляды отечественных педагогов и зарубежных лингводидактов и включает в себя не только методы объективной количественной, но и описательной оценки, проводимой в отношении творческих работ учащихся. В этом смысле педагогический мониторинг выступает как инструмент сбора и обработки информации, необходимой не только для регулирования учебного процесса, но и для осознания и корректировки учителем целей обучения в зависимости от условий протекания учебного процесса и социального заказа общества на образование, что является отправной точкой педагогического проектирования. Другими словами, суть педагогического мониторинга заключается в сборе информации о субъекте мониторинга; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте; в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании и формировании личности. Таким образом, обобщая всё вышесказанное, дадим определение: педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг занимает важное место в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой находится воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния «перерабатываются» в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования; он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определённых результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные «сдвиги» в развитии, образовании и формировании личности школьника. Таким образом, педагогический мониторинг присутствует на всех этапах педагогического процесса и играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. [18, с. 41]

     Система показателей педагогического мониторинга  может включать в себя следующие  группы:

  1. сформированность общеучебных умений и навыков;
  2. успеваемость и качество обучения по отдельным предметам;        
  3. удовлетворение образовательных потребностей; 
  4. воспитанность учащихся;
  5. состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
  6. системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой и т. д.

   В данной исследовательской работе более подробно рассмотрим второй из вышеперечисленных показателей: педагогический мониторинг успеваемости и качества обучения учащихся школы на уроках английского языка на старшем этапе.

    1. Неуспеваемость в школе как педагогическая проблема

     Прежде  чем перейти к педагогическому мониторингу успеваемости учащихся на уроках английского языка, обратимся к одной из наиболее острых проблем учебно-воспитательного процесса.

     В процессе оценивания учащихся иногда возникает проблема неуспеваемости или отдельных неудач в учебной деятельности некоторых учащихся. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям учебного заведения.

     Предупреждение  неуспеваемости – это, прежде всего, понимание причин плохого усвоения учебного материала. Систематическая неуспеваемость ведёт к педагогической запущенности, под которой понимают комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям общества и учебного заведения.

     Причины неуспеваемости:

  • запущенность в знаниях;
  • отсутствие достаточной работоспособности, прилежания, прилежания у детей;
  • неумение выделять существенные признаки в материале, отличать главное от второстепенного;
  • отсутствие интереса к предмету, отсюда невнимательность, нежелание слушать и т.д.;
  • неблагополучное положение в семье, в кругу сверстников;
  • несформированность отношения к знаниям, к обучению как к ценности.

Информация о работе Педагогический мониторинг эффективности урока английского языка