Педагогическая конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Работа содержит 1 файл

Баныкина С. Педагогическая конфликтология отывок из книги).doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Предложенная автором концепция гипологизации конфликтов, свойствен­ных современному школьному социуму, базируется на изучении литературных источников, научно-исследовательской деятельности значительного числа специалистов-конфликтологов, материалах собственного опыта педагогической работы и проведенных автором исследований.

инструментария, необходимого для разрешения конфликтных ситуаций в со­временной школе.

    отработка теоретических основ и понятийного аппарата педагогической конфликтологии;

    проведение мониторинговых исследований по выявлению причин и усло­вий возникновения конфликтных ситуаций в школьных социумах;

    объединение усилий ученых-исследователей и педагогов-практиков в раз­работке организационно-методических и технологических вопросов, обес­печивающих практическую применимость конфликтологической теории;

    создание банка педагогических конфликтов, их аналитика и систематиза­ция;

    разработка технологических способов упреждения и разрешения реальных педагогических конфликтов;

    организация деятельности конфликтологических служб в школах Россий­ской Федерации [27];

    обучение школьников и молодежи основам конфликтологических знаний и умений в результате осуществления специализированных образователь­ных программ и тренингов;

    содержание и методика преподавания конфликтологии как самостоятель­ного предмета в образовательных учреждениях, вузах, институтах повыше­ния квалификации;

    система подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образо­вательных учреждений в области педагогической конфликтологии;

    подготовка новых специалистов-конфликтологов для образовательной сфе­ры;

    разработка различных дидактических форм обучения педагогов и руково­дителей конфликтологическому знанию;

    создание программ, методических рекомендаций для проведения конфлик­тологического ликбеза среди родителей учащихся, оказание педагогической помощи в комфортизации общения в семье и др.

В заключение хочу заметить, что, по прогнозам ученых, конфликтность в обществе в XXI веке будет возрастать. Потому еще более актуальной ста­новится задача: поставить определенные ограничительные рамки проявлению

конфликтности в обществе, находя для этого приемлемые способы и средства; научиться жить с конфликтом, кулътуризируя его.

Данное понятие введено известным российским ученым Шепелем В.М. в 1992 году в моно­графии «Управленческая антропология»

1.       Гостев В. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтоло­гии // Психологический журнал. Т. 17. №2. М.: Наука, 1996. С. 114.

2.       Киршбаум Э.М. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций. Дис. ... к. п. н. Л., 1986. С. 48.

3.       Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. № 9. 1993. М.: На-Ука. С. 52-57.

4.       Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 49.

5.       В гносеологическом плане уточним: «школьные конфликты» понятие более широкое, чем «педагогические конфликты», как по пространству протекания, так и по субъектам их участников.

6.       Смирнова Е. Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах // Гуманизация образования. Теория. Практика. СП6: СПГУПМ, 1994.С. 75-79.

7.       В период с 1995-1997 г.г. автором проведен контент-анализ прессы по проблемам образования («Учительская газета», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Педагогический калейдоскоп», «Педагогический поиск» и др. издания).

8.       Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образова­ния. Теория. Практика. С.-Петербург: СПГУПМ, 1994. С. 9.

9.       Петровская Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994. С. 52.

10.   Учитель, школа, общество // Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. С. 174.

11.   Учитель: крупный план // Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.: СПГУПМ, 1994. С. 109.

12.   Гражданское самочувствие учителей Московской области. Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 1994. С. 11.

13.   Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 1991. N°4. С. 11.

14.   Кон И. Молодежь и общество // Магистр, 1992. Январь. С. 3.

15.   Воронин Г. Л. Конфликты в школе. Социологические исследования, 1994, № 3. С. 94.

16.   Козырев Ю. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философия и социоло­гическая мысль, 1992, № 2. С. 14.

17.   Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед. агенство, 1995.

18.   Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. № 3. 1993. М.: Наука. С. 52-57.

19.   Гражданское самочувствие учителей Московской области // Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 1997. С. 16.

20.   Далее все эмпирические данные приводятся по материалам этих исследований (рук. исследо­ваний к. п. н. Баныкина С. В., исп к. эк. н. Свистун С. П.).

21.   Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. С. 28.

22.   Там же. С. 167.

23.   Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвя­зи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. С. 42-47.

24.   Сухошинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. С. 151-163; Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. С. 177-186.

25.   Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 56-63.

26.   О создании и организации деятельности конфликтологической службы в школе.

27.   Баныкина С. В. Российская модель конфликтологического образования // Сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выл. 14, 1999. С, 65-79.



Информация о работе Педагогическая конфликтология