Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:59, курс лекций
Изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Предложенная автором концепция гипологизации конфликтов, свойственных современному школьному социуму, базируется на изучении литературных источников, научно-исследовательской деятельности значительного числа специалистов-конфликтологов, материалах собственного опыта педагогической работы и проведенных автором исследований.
инструментария, необходимого для разрешения конфликтных ситуаций в современной школе.
отработка теоретических основ и понятийного аппарата педагогической конфликтологии;
проведение мониторинговых исследований по выявлению причин и условий возникновения конфликтных ситуаций в школьных социумах;
объединение усилий ученых-исследователей и педагогов-практиков в разработке организационно-методических и технологических вопросов, обеспечивающих практическую применимость конфликтологической теории;
создание банка педагогических конфликтов, их аналитика и систематизация;
разработка технологических способов упреждения и разрешения реальных педагогических конфликтов;
организация деятельности конфликтологических служб в школах Российской Федерации [27];
обучение школьников и молодежи основам конфликтологических знаний и умений в результате осуществления специализированных образовательных программ и тренингов;
содержание и методика преподавания конфликтологии как самостоятельного предмета в образовательных учреждениях, вузах, институтах повышения квалификации;
система подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений в области педагогической конфликтологии;
подготовка новых специалистов-конфликтологов для образовательной сферы;
разработка различных дидактических форм обучения педагогов и руководителей конфликтологическому знанию;
создание программ, методических рекомендаций для проведения конфликтологического ликбеза среди родителей учащихся, оказание педагогической помощи в комфортизации общения в семье и др.
В заключение хочу заметить, что, по прогнозам ученых, конфликтность в обществе в XXI веке будет возрастать. Потому еще более актуальной становится задача: поставить определенные ограничительные рамки проявлению
конфликтности в обществе, находя для этого приемлемые способы и средства; научиться жить с конфликтом, кулътуризируя его.
Данное понятие введено известным российским ученым Шепелем В.М. в 1992 году в монографии «Управленческая антропология»
1. Гостев В. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. Т. 17. №2. М.: Наука, 1996. С. 114.
2. Киршбаум Э.М. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций. Дис. ... к. п. н. Л., 1986. С. 48.
3. Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. № 9. 1993. М.: На-Ука. С. 52-57.
4. Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 49.
5. В гносеологическом плане уточним: «школьные конфликты» понятие более широкое, чем «педагогические конфликты», как по пространству протекания, так и по субъектам их участников.
6. Смирнова Е. Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах // Гуманизация образования. Теория. Практика. СП6: СПГУПМ, 1994.С. 75-79.
7. В период с 1995-1997 г.г. автором проведен контент-анализ прессы по проблемам образования («Учительская газета», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Педагогический калейдоскоп», «Педагогический поиск» и др. издания).
8. Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С.-Петербург: СПГУПМ, 1994. С. 9.
9. Петровская Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994. С. 52.
10. Учитель, школа, общество // Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. С. 174.
11. Учитель: крупный план // Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.: СПГУПМ, 1994. С. 109.
12. Гражданское самочувствие учителей Московской области. Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 1994. С. 11.
13. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 1991. N°4. С. 11.
14. Кон И. Молодежь и общество // Магистр, 1992. Январь. С. 3.
15. Воронин Г. Л. Конфликты в школе. Социологические исследования, 1994, № 3. С. 94.
16. Козырев Ю. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философия и социологическая мысль, 1992, № 2. С. 14.
17. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед. агенство, 1995.
18. Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. № 3. 1993. М.: Наука. С. 52-57.
19. Гражданское самочувствие учителей Московской области // Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 1997. С. 16.
20. Далее все эмпирические данные приводятся по материалам этих исследований (рук. исследований к. п. н. Баныкина С. В., исп к. эк. н. Свистун С. П.).
21. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. С. 28.
22. Там же. С. 167.
23. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. С. 42-47.
24. Сухошинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. С. 151-163; Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. С. 177-186.
25. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 56-63.
26. О создании и организации деятельности конфликтологической службы в школе.
27. Баныкина С. В. Российская модель конфликтологического образования // Сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выл. 14, 1999. С, 65-79.