Педагогическая конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Работа содержит 1 файл

Баныкина С. Педагогическая конфликтология отывок из книги).doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Многие ученые и педаго­ги полагают, что данный конфликт возникает в сфере эмоционально-субъ­ективного отношения учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности (М. М. Рыбакова), из-за целевых установок и цен­ностных ориентации (В. М. Афонькова, Н. И. Самоукина, С. М. Березин). Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство (М. Р. Битянова, С. М. Березин, Н. И. Самоукина), открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запре­дельно-этические конфликты у В. И.Журавлева), серьезные ошибки в такгике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.

Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса, к сожалению, слишком распространены в учительской среде. Лишь 10 % учителей обладают умением пристального и постоянного внимания к личности другого челове­ка, глубокого понимания ее, уважения, искренностью в выражении чувств и переживаний в межличностном общении.

В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П. П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педа­гогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключать­ся, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в "воспитании чело­века, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Все вышеуказанные тенденции в типологизации педагогических конфлик­тов касаются, в основном, конфликтов между учителем и учеником.

Правомерным является выделение некоторыми учеными типа педагогиче­ского конфликта, условно названного «организационным» или «структурным». Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса: отсут­ствие преемственности в содержании и организации обучения, существование четырех возрастных школьных периодов, как то: сложность адаптации к шко­ле первоклассников, переход из начальной школы в среднее звено, высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения у девятиклассников, неподготовленность учащихся 11-х классов к взрослой, самостоятельной жизни (Н. И. Самоукина, М. Г. Битянова). С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по 7-ми подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распре­делением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вы­званные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противо­речия с общественными нормами поведения и др. О серьезных упущениях в организации учебно-воспитательною процесса, являющихся одним из важ­нейших источников возникающих конфликтов в школе, пишут в своих работах С. В. Березин, Э. И. Бурнашева.

Интересными, на наш взгляд, являются исследования, в которых рассма­триваются основные факторы, влияющие на конфликтность в коллективе, Так, например, Р. С. Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчи­ненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосред­ственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь административные функции. По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева, можно выделить две основные группы факто­ров, влияющих на конфликтность (или несовместимость) в педколлективе. Это объективные характеристики коллективной деятельности, выражающиеся прежде всего в ее содержании и способах организации, и психологические особен­ности его членов, как функциональные, так и нравственно-коммуникационные.

Интересная типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Воро­ниным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учи­тель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Обобщая основные тенденции в построении типологии педагогических конфликтов, представленных в научной литературе, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъ­ектов учебно-воспитательного процесса нам представляется следующая типо­логия: «учитель-ученик», «учитель-администратор», «учитель-родитель», «учи­тель-учитель», «ученик-ученик». Признание данной типологии школьных кон­фликтов обусловлено следующим:

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить материалы бан­ка школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей, реальным способам упреждения и разрешения педагогичес­ких конфликтов [6]. Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъек­тов школьных конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в реальной школе.

В пределах указанной нами типологии школьных конфликтов представля­ется необходимым обозначить общие и специфические причины их возникно­вения.

Общие причины.

1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.

Сложные противоречия, происходящие в последнее десятилетие в поли­тической, экономической и духовной жизни страны существенно отразились на настроении и условиях работы отечественного учительства.

Так, например, сравнительный анализ общих характеристик удовлетво­ренности общественным признанием учителей и руководства школ показал, что процент полностью неудовлетворенных общественным признанием про­фессии учителя среди директоров школ равен 5,4 %, а среди учителей достигает 25 %. Полностью же удовлетворенных общественным признанием профессии учителя среди директоров школ – 19%, тогда как этот процент у учителей составляет 8,8 %.

Большинство из них на вопрос, удовлетворены ли вы зарплатой учителя, ответили: полностью неудовлетворены – 74,6 %, а полностью удовлетворенных среди опрошенных учителей своей заработной платой вообще нет.

Положение дел, связанных с материальным обеспечением учебно-воспи­тательного процесса, вызывает у респондентов определенную озабоченность и переживания, которые они высказывали в ходе проведения исследований. И учителя, и руководители школ, можно сказать, одинаково неудовлетво­рены (полностью или частично) оснащенностью современной школы (76 % и 77 %). Причем, директора эту проблему ощущают особенно остро. Можно предположить, что существующая материальная база не соответствует запросам современного учительства и времени.

2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.

«Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценно­стей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» четко зафик­сирован в Законе Российской Федерации об образовании. Однако идея гумани­зации нашла свою реализацию далеко не во всех проявлениях школьной жизни. Частичным подтверждением этого могут служить ответы учителей по измене­нию отношений внутри школы. По данным одного из исследований, касающих­ся проблем гуманизации, учителя считают, что они стали более уважительно относиться к ученикам (57 %), к своим коллегам (42 %), но при этом только 25 % отметили это явление среди школьников [7]. Создается парадоксальная ситуация: учителя стали более уважительно относиться к ребятам, которые отреагировали на это довольно слабо. Из этих данных напрашивается вывод, что возросшее уважение стимулируется лишь нормативной установкой самих учителей, а не реальной ситуацией, которая побуждала бы всех к отношениям иного рода.

Как показывает проведенный контент-анализ прессы [8], появляющиеся в последнее время многочисленные учебные заведения нового типа часто не соответствуют поставленным целям обучения и воспитания школьников, а предлагаемые гимназиями, колледжами, лицеями образовательные услуги нередко являются или непрофессиональными, или практически нереализо­ванными, или их уровень не отвечает одновременно интересам конкретной личности и общества в целом.

Разрушенное ученическое самоуправление, охватывавшее абсолютное боль­шинство детей и молодежи, «расплывчатость» функций или декларативный статус советов учебных заведений, формальное существование общественных организаций учителей не способствуют привлечению членов школьного со­циума к решению проблем образовательного учреждения, создают положение «непричастности» к управлению школой.

В реальной школьной жизни имеют место правовой нигилизм учителя, будничное попирание прав ребенка, например, права на выражение своего собственного мнения в устной или письменной форме, права на защиту своей чести и репутации. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства (например, незаконное увольнение или наказание учителя). Не случайно по данным вышеупомянутого социологического исследования, особую тревогу у опрошенных педагогов Подмосковья вызывает состояние правовой защищенности (89 %).

3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса.

Оно связано с несоблюдением общепринятых единых требований к уча­щимся, отсутствием преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педа­гогических инноваций. Большое влияние на конфликтность в школе ока­зывает несоблюдение психолого-педагогических требований к составлению расписания, неравномерное или несправедливое распределение учебной на­грузки, классного руководства, учебных кабинетов, переполненность классов учениками.

Обновление образования, касающееся сегодня прежде всего его информа­ционного компонента, практически «неизменным оставляет сущность обуче­ния: передача ЗУНов опирается преимущественно на отрицательные стимулы и является целостной системой принуждения к учению. Положение осложняет­ся тем, что такое обучение воспринимается как норма большинством учителей, руководителей школ, родителей» [9]. Все это, с одной стороны, негативно вли­яет на творческое самочувствие педагога. С другой стороны, это притупляет познавательный интерес учащихся, не позволяет им полностью реализовать свои способности, склонности.

4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.

Как правило, в школьном социуме формальные и неформальные отно­шения не бывают достаточно упорядочены. Неоптималъное сочетание едино­началия и демократических принципов управления, неравные возможности ролевого поведения участников учебно-воспитательного процесса, недостаточ­ное развитие неформальных педагогических связей в социуме не способствуют формированию здоровых отношений в школьном коллективе.

Низкая культура общения часто приводит к школьным конфликтам. Для работников образования общение имеет особое значение. Общение – не пе­риферийная составляющая процесса учения, а существо и сердцевина этого процесса. В инновационной стратегии образования учение рассматривается как опосредованная формами общения деятельность (В. Я. Ляудис, Л. В. Шибаева, Л. А. Петровская и др.). В качестве наглядной иллюстрации можно привести следующие результаты исследования, о которых пишет Л. А. Петровская [10], 55 % опрошенных учителей обозначают свою позицию в конфликте с учащимися как «сотрудничество» и только 5 % учащихся, включенных в контакт с этими учителями, характеризуют позицию своих наставников в конфликте с ними таким же образом, то есть как сотрудничающую.

Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной пере­даче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Злоупотребление одномерностью общения (только коммуникации) также является одной из причин конфликтов в школе.

5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей

По данным социологического исследования, 18 % педагогов, время от вре­мени конфликтующих с учениками, не удовлетворены знаниями в области психологии личности, индивидуально-возрастных особенностей детей, выра­жающихся в неумении найти личностный подход к ним [11].

Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъек­тов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не прини­маемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникно­вению конфликтов.

Специфические причины конфликтов.

1.       Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

2.       Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

3.       Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

По вышеуказанным причинам руководитель обычно бывает вынужден включиться в решение данных проблем.

В связи с тем, что данный тип конфликта «Учитель-Администратор» является очень распространенным и наиболее трудно преодолимым, думаю, будут интересны данные мониторингового исследования, демонстрирующие общую характеристику взаимоотношений в преподавательских коллективах Подмосковья, в частности, в диаде «Руководитель-Учитель».

Наше исследование показало, что 43 % опрошенных учителей школ Мо­сковской области не удовлетворены стилем руководства директоров школ, и только лишь (16,4%) высказали удовлетворение практикой руководства.

Информация о работе Педагогическая конфликтология