Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Героико-патриотическое
организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
проведение тематических выставок;
подготовка и проведение конференций;
чествование победителей конкурсов;
уроки истории;
встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работа в данном направлении
может включать в себя
1. Работа отряда «Милосердие», оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Поискового отряда (здесь не
обязательно искать
3. Проведение встреч с
4. Проведение тематических
5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).
6. Различные викторины,
7. Целесообразно проведение
8. Ведение Летописи учебного заведения.
Военно-патриотическое
воспитание - это воспитание любви
к Родине, формирование морально-психологической
и физической готовности к выполнению
Конституционного долга по защите Отечества.
Преподаватели допризывной
Учащиеся средних и старших
классов изучают статьи
С учащимися 10 – 11 классов можно
проводить Дни призывника с
приглашением работников
Можно проводить встречи, вести переписку с выпускниками учебного заведения, проходящими или прошедшими воинскую службу; конкурсы газет, посвященных Дню Защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и Вооруженных сил.
В целях знакомства с историческим прошлым и культурой своего народа, героическими подвигами соотечественников в годы сражений за независимость и свободу своей страны эффективными формами работы стали организация выставок литературы и открытие школьного музея посвященного ВОВ. Организация школьной библиотекой в течение года выставок литературы на тему «Памятные даты» позволяет приобщить учащихся к истории, познакомить с легендарными личностями. Представляет интерес и такая форма, как коллективное творческое дело, когда один или два класса готовят материал для показа другим классам. Это может быть и оформление альбомов, и творческие рефераты. Экскурсия в музей становится для школьников запоминающейся и интересной, если она продолжается за его дверями. Проводятся следующие формы работы: творческий отчет класса о посещении музея, сочинение «Альбом впечатлений».
Во внеурочной работе учителя-предметники и классные руководители используют такие формы работы, как экскурсии в музеи, поездки по местам боевой славы, коллективный просмотр и обсуждение художественных и документальных кинофильмов, встречи с ветеранами ВОВ, посещение их на дому и оказание посильной помощи. Крепнут связи с государственными общественными объединениями и организациями, возрождается пионерское движение.
Для решения задач гражданско-
Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ, которые проводятся вот уже на протяжении 10 лет.
Одним из наиболее
Самое серьезное отношение в школе - к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие во всех районных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года по баскетболу, волейболу и т.д. Стали традиционными в школе спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья». У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов». Работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.
Глава 2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Из
теоретической части мы можем
сделать вывод – молодое
Анкета.
1. Считаете ли вы себя патриотом?
- Да;
- Нет;
- Частично;
- Не знаю.
2. Как вы относитесь к государственной молодежной политике:
- поддерживаю
- все равно
- не поддерживаю
- не имею информации
3. Какие направления государственной молодежной политики Вам известны:
- «Здоровое поколение»
- «Гражданин России»
- «Молодая семья»
- «Профессионализм молодых»
- «Молодежь в трудных жизненных ситуациях»
- «Молодежь в интеграционном пространстве»
- не имею информации
4. Как Вы относитесь к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.»:
- поддерживаю;
- не поддерживаю;
- не имею информации
5. Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения?
- семья, родители
- школа
- вуз
- молодежные организации
- СМИ
- другое (укажите)
6. Как Вы понимаете гражданственность?
Гражданственность
– это_________________________
7. Как Вы понимаете патриотизм?
Патриотизм
– это_________________________
8. На Ваш взгляд, какова роль школы в формировании гражданского и патриотического воспитания молодежи?
- школа занимается гражданским и патриотическим воспитанием
- школа должно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием
- школа этим не занимается
9. Какие мероприятия по воспитанию патриотических качеств проводятся в вашей школе?
_______________________
Было опрошено 15 человек в возрасте от 14 до 17 лет, все опрошенные – ученики МОУ СОШ №55.
Одиннадцать человек на первый вопрос ответили «да», еще двое – «нет» и еще двое «не знаю».
При ответе на второй, третий и четвертый вопрос анкеты большинство респондентов встали в ступор. Лишь частично молодым людям знакома программа «Здоровое поколение», лишь трое опрошенных сказали, что что-то слышали об этой программе, об остальных никому ничего неизвестно.
Молодые люди на самом деле не информированы о программах проводимых правительством РФ по молодежной политике, а так же о программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.»
Молодые люди абсолютным большинством (7 человек) объявили семью наиболее влиятельным фактором по воспитанию патриотизма, еще пять человек выбрали школу и трое выбрали СМИ.
Большинство
опрошенных ответили на вопрос «Как Вы
понимаете гражданственность?»:
Все опрошенные ответили, что Патриотизм - это любовь и уважение к Родине во всех ее проявлениях.
Это доказывает, что молодые люди понимают понятие патриотиз и гражданственность.
Наибольший резонанс среди респондентов вызвал восьмой вопрос. Семь человек выбрали при ответе пункт «школа занимается гражданским и патриотическим воспитанием» и восемь – «школа должна заниматься гражданским и патриотическим воспитанием».
Так как мнения респондентов разделились пополам, нам сложно с уверенностью говорить о том, на сколько школа обеспокоенна проблемой патриотического воспитания.
При ответе на девятый вопрос были озвучены такие мероприятия как:
«Смотр воеенно-патриотичекой песни».
«Памяти павших будем достойны».
Различные мероприятия приуроченные к дню победы в ВОВ.
Ежегодные классные часы «Встреча с ветераном».
«Урок мира»
Классные часы приуроченные к «Дню народного единства».
Количество
и качество представленных мероприятий
дают нам понимание того, что учреждения
общего образования действительно
занимаются воспитанием гражданственности.