Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Содержание

1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»

Работа содержит 1 файл

курсач !!!!последнее!!!!.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

          Героико-патриотическое воспитание - это воспитание любви к своей  Родине, уважение ее Вооруженных  Сил, защитников Отечества на  основе героического прошлого  своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея можно использовать разнообразные формы:

       организация походов и экскурсий с целью  пополнения фонда музея;

       проведение  тематических выставок;

       подготовка  и проведение конференций;

       чествование победителей конкурсов;

       уроки истории;

       встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.

          Работа в данном направлении  может включать в себя следующее:

          1. Работа отряда «Милосердие», оказывающего помощь ветеранам войны и труда.

          2. Поискового отряда (здесь не  обязательно искать заброшенные  захоронения;  поиск исторических  сведений о родном крае, составление  истории родного города, родной  деревни, написание сочинений,  рефератов, составление фотодокументов, летописей и т.п. – формы поисковой работы).

          3. Проведение встреч с ветеранами, их родственниками, Уроков мужества.

          4. Проведение тематических вечеров,  выставок, конкурсов стихов, песен;        туристских походов.

          5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги        памятникам»).

          6. Различные викторины, олимпиады,  конкурсы, научные конференции –   то, что можно использовать на  уроках и в предметных неделях. 

          7. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история России,   всемирная история, литература, допризывная подготовка могут быть   объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Афганистан – наша память и боль», «Чечня» и т.п.).

          8. Ведение Летописи учебного заведения.

       Военно-патриотическое воспитание - это воспитание любви  к Родине, формирование морально-психологической  и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы.

           Учащиеся средних и старших  классов изучают статьи Конституции  о защите Отечества и Закон  о Всеобщей воинской обязанности,  организуют походы по местам  боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, о подвигах русского народа.

           С учащимися 10 – 11 классов можно  проводить Дни призывника с  приглашением работников военкоматов,  с посещением воинских частей; проводить беседы о современных  Вооруженных Силах, военной присяге, боевом знамени части, о воинских ритуалах.

       Можно проводить встречи, вести переписку  с выпускниками учебного заведения, проходящими или прошедшими воинскую службу; конкурсы газет, посвященных  Дню Защитника Отечества, встречи  с ветеранами войны и Вооруженных сил.

       В целях знакомства с историческим прошлым и культурой своего народа, героическими подвигами соотечественников в годы сражений за независимость и свободу своей страны эффективными формами работы стали организация выставок литературы и открытие школьного музея посвященного ВОВ. Организация школьной библиотекой в течение года выставок литературы на тему «Памятные даты» позволяет приобщить учащихся к истории, познакомить с легендарными личностями. Представляет интерес и такая форма, как коллективное творческое дело, когда один или два класса готовят материал для показа другим классам. Это может быть и оформление альбомов, и творческие рефераты. Экскурсия в музей становится для школьников запоминающейся и интересной, если она продолжается за его дверями. Проводятся следующие формы работы: творческий отчет класса о посещении музея, сочинение «Альбом впечатлений».

       Во  внеурочной работе учителя-предметники  и классные руководители используют такие формы работы, как экскурсии в музеи, поездки по местам боевой славы, коллективный просмотр и обсуждение художественных и документальных кинофильмов, встречи с ветеранами ВОВ, посещение их на дому и оказание посильной помощи. Крепнут связи с государственными общественными объединениями и организациями, возрождается пионерское движение.

           Для решения задач гражданско-патриотического  воспитания педагоги-новаторы, организуют следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край» и участие в игре-викторине  «Мой родны кут».

           Самые ощутимые результаты в  решении задач  героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ, которые проводятся вот уже на протяжении 10 лет.

           Одним из наиболее убедительных  приемов воспитания гражданских  чувств является ознакомление  учащихся с бесценными документами-письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа – круглого стола «Фронтовое письмо», использую краеведческий материал - письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны нашими земляками.

          Самое серьезное отношение в  школе - к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие во всех районных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года по баскетболу, волейболу и т.д. Стали традиционными в школе спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья». У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов». Работа с семьей  занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.

                                               

       Глава 2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»

       Из  теоретической части мы можем  сделать вывод – молодое поколение  не достаточно информировано о программах правительства по воспитанию гражданственности, однако школа делает все возможное, чтобы воспитать настоящих патриотов, преданных родине и любящих её.

       Анкета.

       1. Считаете ли вы себя патриотом?

       - Да;

       - Нет;

       - Частично;

       - Не знаю.

       2. Как вы относитесь к государственной молодежной политике:

       - поддерживаю

       - все равно

       - не поддерживаю

       - не имею информации

       3. Какие направления государственной молодежной политики Вам известны:

       - «Здоровое поколение»

       - «Гражданин России»

       - «Молодая семья»

       - «Профессионализм молодых»

       - «Молодежь в трудных жизненных ситуациях»

       - «Молодежь в интеграционном пространстве»

       - не имею информации

       4. Как Вы относитесь к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.»:

       - поддерживаю;

       - не поддерживаю;

       - не имею информации

       5. Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения?

       - семья, родители

       - школа

       - вуз

       - молодежные организации

       - СМИ

       - другое (укажите)

       6. Как Вы понимаете гражданственность?

       Гражданственность – это_____________________________________

       7. Как Вы понимаете патриотизм?

       Патриотизм  – это____________________________________________

       8. На Ваш взгляд, какова роль школы в формировании гражданского и патриотического воспитания молодежи?

       - школа занимается гражданским и патриотическим воспитанием

       - школа должно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием

       - школа этим не занимается

       9. Какие мероприятия по воспитанию патриотических качеств проводятся в вашей школе?

       __________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Было  опрошено 15 человек в возрасте от 14 до 17 лет, все опрошенные – ученики  МОУ СОШ №55.

       Одиннадцать человек на первый вопрос ответили «да», еще двое – «нет» и еще  двое «не знаю».

       При ответе на второй, третий и четвертый  вопрос анкеты  большинство респондентов встали в ступор. Лишь частично молодым  людям знакома программа «Здоровое поколение», лишь трое опрошенных сказали, что что-то слышали об этой программе, об остальных никому ничего неизвестно.

       Молодые люди на самом деле не информированы  о программах проводимых правительством РФ по молодежной политике, а так же о программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.»

       Молодые люди абсолютным большинством (7 человек) объявили семью наиболее влиятельным фактором по воспитанию патриотизма, еще пять человек выбрали школу и трое выбрали СМИ.

       Большинство опрошенных ответили на вопрос «Как Вы понимаете гражданственность?»:  выполнение своих гражданских обязанностей по отношению к своей стране (11 человек); активная социальная позиция в обществе (2 человека); и только 3 человека не могут дать определение.

       Все опрошенные ответили, что Патриотизм - это любовь и уважение к Родине во всех ее проявлениях.

       Это доказывает, что молодые люди понимают понятие патриотиз и гражданственность.

       Наибольший  резонанс среди респондентов вызвал восьмой вопрос. Семь человек выбрали при ответе пункт «школа занимается гражданским и патриотическим воспитанием» и восемь – «школа должна заниматься гражданским и патриотическим воспитанием».

       Так как мнения респондентов разделились  пополам, нам сложно с уверенностью говорить о том, на сколько школа  обеспокоенна проблемой патриотического  воспитания.

       При ответе на девятый вопрос были озвучены такие мероприятия как:

       «Смотр  воеенно-патриотичекой песни».

       «Памяти павших будем достойны».

       Различные мероприятия приуроченные к дню  победы в ВОВ.

       Ежегодные классные часы «Встреча с ветераном».

       «Урок мира»

       Классные  часы приуроченные к «Дню народного единства».

       Количество  и качество представленных мероприятий  дают нам понимание того, что учреждения общего образования действительно  занимаются воспитанием гражданственности.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования