Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Однако с конца XV века в Западной
Европе изменяется
В
Западной Европе национальный патриотизм
особенно мощно заявил о себе на
полурелигиозной основе в XV веке в
период Столетней войны (1337-1453 гг.) во
Франции. Выразителем этой идеи стала
Жанн д'Арк, которая определяла охватившее
ее чувство как «великую жалость... скорбь
по милой Франции» и отождествляла его
с «голосом бога».
Впервые понятия «патриот»
и «патриотизм» стали употребляться в
период Великой Французской революции
1789 - 1793 годов. Патриотами тогда называли
себя борцы за великое дело, защитники
и освободители республики, в противовес
изменникам и предателям родины - роялистам.
Однако, приступая определения
Уже М.В. Ломоносов в своих
работах «Краткое руководство
к
красноречию», «Риторика» сформулировал
задачу воспитания сознательных граждан,
общественных деятелей, способных отстаивать
интересы государства. Проблемы патриотического
воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались
Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических
произведениях также обращал внимание
на очищающее влияние патриотизма на личность,
на выработку чувства благородства, совести,
мужества и самопожертвования, если этого
потребуют интересы родины. «Не все рожденные
в отечестве достойны величественного
наименования сына Отечества (патриота)...
Истинный человек и сын Отечества есть
одно и то же... Он пламенеет нежнейшею
любовью к целостности и спокойствию своих
соотчичей. ...Преодолевая все преграды,
неутомимо стремится к сохранению чести,
дает добрые советы и наставления. Он скорее
согласиться погибнуть и исчезнуть, чем
подать собой пример неблагонравия ...
и если убежден в том, что смерть его принесет
мощь и славу отчизне, то не устрашится
пожертвовать жизнью. ... Тот есть прямо
благороден, которого сердце не может
не трепетать при одном имени Отечества...».
[11;322]
Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н. Л.Н. Толстой и др. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». [12;167]
Ушинский писал: «Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему любовь к Отечеству». Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [12;56]
Советский период развития
На разных этапах общество меняло характер патриотизма. Революционный патриотизм был направлен на воспитание ненависти к господствующим порядкам, к паразитической верхушке общества. С развитием государства патриотизм наполнялся политическим смыслом. В авторитарных системах любовь к Родине подменяется преданностью властям. После Великой Отечественной войны патриотизм стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага.
В настоящее время патриотизм
рассматривается в тесной
Г.Н. Булгаков рассматривает чувство патриотизма как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование чувства патриотизма возможно путем изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Авторы сходятся в большинстве своем во мнении, что чувство патриотизма не признак нации, осознание нацией самое себя, своего места в истории и перспектив развития.
В последнее десятилетие, по мнению Р.Х. Шогенова, сформировалось несколько подходов к содержанию чувства патриотизма: как духовное образование, включающее национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом: как комплекс представлений национальности о самой себе, интересах, ценностных ориентирах и установках по отношению к другим национальностям; как национальная самоидентификация. На наш взгляд, относительно предмета нашего исследования, чувство патриотизма можно рассматривать с точки зрения национальной самоидентификации подростков в национальном обществе учащихся.
В работах А.В. Мудрика предложена классификация этих факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:
1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации.
2.
Мезофакторы - условия региона:
традиции, культура, специфика производства,
уклад, быт, национальные
3. Микрофакторы - малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др. [8;101]
Благодаря влиянию указанных
выше факторов, у учащейся молодежи
формируется система
Система ценностных отношений также может быть классифицирована на ценности первого порядка - ближайшие по отношению к человечеству ценности: здоровье, личная жизнь, работа, счастье, семья, удовлетворение витальных потребностей и другие; ценности второго порядка - ценности, связанные с национальной культурой: родной язык, традиции, обычаи, уклад, национальные особенности, патриотизм; гордость за принадлежность к сообществу и т.д.; [14;154]
- ценности третьего порядка - общечеловеческие ценности: мир, экология, дружба;
Анализ психолого-
Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны.
Мезофакторы: традиции и культура конкретного региона, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.
Микрофакторы: группы сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, воспитательная система школы, личный жизненный опыт и др.
Совершенно очевидно, что на сегодня
влияние современных факторов воспитания
наиболее действенно в области духовной
и психической составляющей личности
человека, а структура духовности личности
наиболее уязвима к культурно-информационному
воздействию. Наиболее сильное влияние
на процесс становления патриотически-устойчивой
личности учащегося оказывает микросреда,
семья, СМИ, искусство, литература, общественные
организации и движения, а также дифференцируются
попытки личности вычленить себя, как
сознательную и индивидуальную личность,
из общества, частью которого она является.
Это стремление ведет к активному осмыслению
пережитого опыта и адаптации будущего,
осознанию своего места в обществе и проектирование
желаемого. Вот почему патриотическая
воспитанность способна сплачивать, объединять
многих людей во внутренне солидарные
общности, выражать сущность воли, проявляющейся
в индивиде, роде, народе, нации.
Так
же, одним из приоритетных условий (факторов)
воспитания патриотизма у подростка,
выступает не только существующая система
общественных отношений, но и личных
жизненный опыт, сквозь призму которого
молодой человек осмысливает и интериоризирует
духовные ценности социума.
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования.
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма.
Мы акцентируем свое внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Потому что, именно в школе подросток проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с молодежью препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
В
учреждениях общего среднего образования
патриотическое воспитание является одним
из направлений духовно-
Важным
критерием эффективности
Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.