Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Содержание

1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»

Работа содержит 1 файл

курсач !!!!последнее!!!!.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  2

Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы  в учреждении общего образования.  5

   1.1.Сущность  понятий «патриотизм» и «патриотическое  воспитание».   5

   1.2 Воспитание  патриотизма как педагогическая  проблема 9

Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования.  17

2.1. Опыт деятельности  учреждений образования по формированию  патриотизма.  17

    2.2 Разработка и  проведение анкеты на тему: «Формирование  патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»  30

Заключение 35

Список  литературы 37 
 
 
 

       Введение

       Актуальность: В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии  образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

       После развала СССР на всем постсоветском  пространстве наблюдались спад в  экономике, культуре, ухудшение демографической  ситуации. Само слово «патриотизм» стало немодным, почти ругательным, зачастую приравненным к национал-шовинизму. Из школьной программы предлагалось убрать воспитание и оставить только обучение, на основании того, что «воспитание - это насилие над личностью». Были разрушены многие детские и юношеские организации, которые занимались не только коммунистической пропагандой, но и воспитанием любви, преданности, уважению к своей Родине, прививали  общечеловеческие ценности, хотя и односторонне направленные. Несомненно, использование информационного пространства для межличностного общения должно считаться благом, если бы СМИ не навязывали культурный выбор, сделанный другими.

       Воспитание  патриотизма возможно только в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

       Объектом  исследования стал процесс воспитания патриотизма в системе воспитательной работы. 

       Предметом исследования стало изучение опыта деятельности учреждений образования по формированию патриотизма.

       Цель  исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

       Задачи:

         1.Раскрыть сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

         2.Рассмотреть процесс воспитания  патриотизма как педагогической  проблемы;

         3.Изучить опыт деятельности учреждений  образования по формированию  патриотизма;

         4. Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55» 

       Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждениях общего образования.

    1. Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

         Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…». В толковом словаре В. И. Даля слово патриот трактуется  как  «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [4;309] и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

         Патриотизм состоит из определенных  структурных компонентов [3;29]:

         - патриотическая идея и идеал; 

         - патриотическое сознание;

         - патриотическое поведение; 

         - патриотические чувства и убеждения; 

         Рассмотрим эти компоненты в  отдельности: 

         Идея патриотизма занимала и занимает особое место в духовной жизни русского общества. Она распространяется на все сферы общественной жизни: идеологию, политику, право, культуру, экономику, образование, экологию и т.д. Прежде всего, она выражаются в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает предпосылки их целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по сугубо секулярным идеям (национального освобождения, модернизации общества и т.п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества, сформулированные еще Омаром Хайямом: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеала выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.

         Патриотическое сознание личности  представляет собой сложное целостное образование, сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и  перспектив  ее развития, установка готовности к  созидательной  деятельности и защите Отечества, как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования. В структуре патриотического сознания можно выделить ряд взаимосвязанных уровней: логико-когнитивный, эмоционально-регулятивный и ценностно-смысловой [2;167]. 

         Логико-когнитивные компоненты сознания охватывают сферу мышления  человека. С помощью мышления человек выходит за рамки данных чувственного опыта в сущностные  характеристики объектов. Главной целью формирования  данного уровня патриотического сознания является развитие представлений, обеспечивающих мировоззренческий пласт в структуре личности. На данном уровне закладывается фундамент целостного патриотического облика личности, который проявляется (опредмечивается) на третьем уровне. Особенностью  первого уровня патриотического сознания является его направленность в прошлое  к духовно-ценностным корням традиций и героических фактов отечественной истории. На основе общих понятий, логических мыслительных операций человек обретает мировоззренческие и общекультурные знания о своей Родине, ее прошлом и настоящем и, в этом контексте осознает свое место в обществе.

       Второй  уровень патриотического сознания связан с эмоциональной составляющей. Она представляет собой сферу  личностных, субъективно-психологических  переживаний,   представлений,   воспоминаний, предчувствий и проч. Становление эмоциональной сферы патриотического сознания охватывает  как аффективное состояние личности (стрессы, предчувствия, опасности, беспредметные переживания), так и эмоции (положительные и отрицательные).

         Третий уровень в структуре  патриотического сознания связан  с ценностно-смысловым  компонентом.  Здесь проявляются высшие мотивы  деятельности, поведения  и   отношений в окружающем социальном  пространстве, духовно-нравственные  идеалы, культурно-исторические ценности. Данный  уровень основывается  на развитости первых двух: полученные знания проходят через чувства и закрепляются в ценностях как побудительной силе.

         Педагогический подход к проблеме  патриотического сознания синтезирует  общенаучные подходы и вырабатывает пути и средства его формирования у населения и, прежде всего у молодежи. [13;12]

         Под патриотическим поведением  понимается осознанное проявление  в  различных видах деятельности  социально ценностных мотивов  ориентированных на личностный вклад в созидание и защиту своего Отечества.     

         Патриотическое поведение имеет  следующие черты [2;89]:

          а) нормативность, ориентированную  на общественно значимые цели  в конкретных  видах действий, поступков, деятельности, отношений  к опыту предшествующих  поколений;     

          б) осознанность, проявляющуюся   в  понимании  государственных  интересов как личных;     

          в) избирательность, выражающуюся  в выборе социально-ценностной  направленности  деятельности, неприятии   эгоизма,  индивидуализма, социальных пороков;     

           г) активность, определяющую ориентации  на ценности саморазвития,  персонификацию  деятельности в реализации своих  задатков, склонностей, имеющих     социально-ориентированную направленность;     

           д) ассоциативность, выбирающую стиль поступков, отношений, действий  сообразно целям  и особенностям  социальной среды, взаимодействующей с человеком в интересах созидания;     

           е) адаптивность, характеризующую  направленность поступков и действий  человека   по  достижению    ценностной,  эмоциональной комфортности в окружающей социальной среде.       
 
 
 

       1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема

          Патриотическое воспитание как  педагогическая проблема во все  времена занимала особое место  не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в  идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. [7;225]

          Известно, что в разные исторические  эпохи сущность этого понятия  определялась неодинаково: менялись  приоритеты и аспекты его осмысления. Патриотизм возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание. Интерес к нему в Древней Греции был в значительной степени обусловлен своеобразием античного общественного устройства. Античный город (полис) представлял собой коллектив полноправных граждан - земельных собственников, избирающих городские власти. Полис обеспечивал эксплуатацию рабов, регулировал торговлю, стимулировал развитие ремесел и искусства, устраивал различные зрелища. Все эти операции осуществлялись за счет жителей города, что предполагало соответствующие установки в общественном сознании и воспитании. Герои греческого эпоса - Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого слава и память потомков важнее спокойствия и безопасной жизни; скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на своем пути к родной Итаке. Это личности, своими делами утверждающие себя и свое право на уважение в обществе. Такой идеал самоутверждения в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов: стабильного развития, процветания, благополучия [5;58].

       В дальнейшем проблема патриотизма и  патриотического воспитания рассматривалась  мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным  для этой эпохи обращением к античным образцам.

         Я.А. Коменский подчёркивал, что  патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, а потом – к Отечеству. [21;82].

Информация о работе Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования