Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Содержание
Введение 2
Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования. 5
1.1.Сущность
понятий «патриотизм» и «
1.2 Воспитание
патриотизма как
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности
учреждений образования по
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55» 30
Заключение 35
Список
литературы 37
Введение
Актуальность: В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
После развала СССР на всем постсоветском пространстве наблюдались спад в экономике, культуре, ухудшение демографической ситуации. Само слово «патриотизм» стало немодным, почти ругательным, зачастую приравненным к национал-шовинизму. Из школьной программы предлагалось убрать воспитание и оставить только обучение, на основании того, что «воспитание - это насилие над личностью». Были разрушены многие детские и юношеские организации, которые занимались не только коммунистической пропагандой, но и воспитанием любви, преданности, уважению к своей Родине, прививали общечеловеческие ценности, хотя и односторонне направленные. Несомненно, использование информационного пространства для межличностного общения должно считаться благом, если бы СМИ не навязывали культурный выбор, сделанный другими.
Воспитание патриотизма возможно только в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Объектом исследования стал процесс воспитания патриотизма в системе воспитательной работы.
Предметом исследования стало изучение опыта деятельности учреждений образования по формированию патриотизма.
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «
2.Рассмотреть процесс
3.Изучить опыт деятельности
4. Разработка и проведение анкеты на тему:
«Формирование патриотического воспитания
с целью развития гражданской позиции
учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждениях общего образования.
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…». В толковом словаре В. И. Даля слово патриот трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [4;309] и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
Патриотизм состоит из
- патриотическая идея и идеал;
- патриотическое сознание;
- патриотическое поведение;
- патриотические чувства и
Рассмотрим эти компоненты в отдельности:
Идея патриотизма занимала и занимает особое место в духовной жизни русского общества. Она распространяется на все сферы общественной жизни: идеологию, политику, право, культуру, экономику, образование, экологию и т.д. Прежде всего, она выражаются в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает предпосылки их целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по сугубо секулярным идеям (национального освобождения, модернизации общества и т.п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества, сформулированные еще Омаром Хайямом: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеала выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.
Патриотическое сознание
Логико-когнитивные компоненты сознания охватывают сферу мышления человека. С помощью мышления человек выходит за рамки данных чувственного опыта в сущностные характеристики объектов. Главной целью формирования данного уровня патриотического сознания является развитие представлений, обеспечивающих мировоззренческий пласт в структуре личности. На данном уровне закладывается фундамент целостного патриотического облика личности, который проявляется (опредмечивается) на третьем уровне. Особенностью первого уровня патриотического сознания является его направленность в прошлое к духовно-ценностным корням традиций и героических фактов отечественной истории. На основе общих понятий, логических мыслительных операций человек обретает мировоззренческие и общекультурные знания о своей Родине, ее прошлом и настоящем и, в этом контексте осознает свое место в обществе.
Второй
уровень патриотического
Третий уровень в структуре
патриотического сознания
Педагогический подход к
Под патриотическим поведением
понимается осознанное
Патриотическое поведение
а) нормативность,
б) осознанность, проявляющуюся в понимании государственных интересов как личных;
в) избирательность,
г) активность, определяющую ориентации
на ценности саморазвития, персонификацию
деятельности в реализации
д) ассоциативность, выбирающую стиль поступков, отношений, действий сообразно целям и особенностям социальной среды, взаимодействующей с человеком в интересах созидания;
е) адаптивность, характеризующую
направленность поступков и
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема
Патриотическое воспитание как
педагогическая проблема во
Известно, что в разные исторические
эпохи сущность этого понятия
определялась неодинаково:
В дальнейшем проблема патриотизма и патриотического воспитания рассматривалась мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным для этой эпохи обращением к античным образцам.
Я.А. Коменский подчёркивал,