Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.
Так, 11 июля 2005 г. была принята государственная программа «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006-2011 годы», которая стала основой для воплощения в жизнь национальной идеи развития страны. Одной из важнейших задач воспитания в концепции провозглашается задача формирования человека-патриота, гражданина своего Отечества. [20;1]
Во многих учебных заведениях сложилась действенная система воспитания патриотов, законопослушных граждан своей страны, сохранились шефские связи с воинскими частями, проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами. В ряде школ функционируют классы, кружки, секции оборонно-спортивной направленности. В то же время имеющийся потенциал и накопленный опыт воспитательной работы с учащейся молодежью во многом остается невостребованным, подготовка ее к самостоятельной жизни не соответствует современным требованиям, формирование таких качеств, как долг, совесть, честь, достоинство, любовь к Родине, не являются приоритетными направлениями воспитательной работы.
Важность
и значимость данной проблемы воспитания
подрастающего поколения
Внимание, которое уделяет государство и правительство проблемам патриотического воспитания, активизировало работу школ.
На
сегодняшний день, основной целью
школы, в области патриотического
воспитания учащихся, является качественное
развитие системы воспитания, обеспечивающей
формирование разносторонне развитой,
нравственно и социально
- идеологическое обеспечение процесса воспитания с целью формирования качеств гражданина, патриота своего Отечества, профессионала-труженика и семьянина; формирования экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровому образу жизни;
-
обеспечение социально-
-
обновление содержания
-
повышение эффективности
-
совершенствование системы
-
информационное обеспечение
Процесс патриотического
-
научность (актуализация
-
целостность (обеспечение
-
непрерывность (
-
уникальность (представляет собой
первичное эмоциональное
-
системность (системный
- гуманизм (гуманизация всех сторон жизнедеятельности учащихся, их отношений с окружающим миром, воспитание целостной личности, образованной, духовно богатой, способной существовать в гармонии с природой, окружающей социальной, этнической средой);
-
демократизм (воспитание
-
приоритет исторического
- преемственность, учёт этнопсихологических особенностей (любовь к родителям, близким, родному очагу);
-
народность (приобщение к народным
истокам духовности, воспитание
на культурно-исторических и
- природосообразность (любовь к своей местности, этносу; привитие чувства бережного отношения к природе, воспитание чувства хозяина родной земли);
-
координация (согласование
-
динамизм (обновление процесса
На основе этих принципов и работают многие учебные заведения, по патриотическому воспитанию молодежи. Основная идея звучит так: «Чтобы стать патриотом своей страны, для начала нужно стать патриотом своей школы». Быть патриотом своей школы в нашем понимании значит:
- уважать ее законы и традиции;
- беречь доброе имя своей школы;
- хранить и оберегать школьное имущество;
- принимать участие в решении общешкольных вопросов;
-
проявлять сознательную
Ученический актив, при
Культурно-патриотическое
Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам.
Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре. Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного,
- ученический театр;
- конкурсы художественной
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
- тематические воспитательные
Нельзя ограничиваться только
культурой и искусством, необходимо
показать ее место среди
Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи
-
выпуска стенных газет,
-
экскурсий по интересным
- экскурсий в музеи;
- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
- посещения выставок и
- туристических поездок по историческим местам;
- написания сочинений;
- кружков художественного и
- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическое
Урочная работа:
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.
1. Уроки общественных дисциплин: изучается Конституции, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.
2. Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.
3.
Уроки допризывной подготовки
и физической культуры
Внеурочная и внеклассная
Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.
Месячники правовых знаний:
- изучение конституции РФ;
-
цикл лекций развивающих
-
работа кинолектория «
-
встречи с работниками
- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты», «Подросток и закон» и т.п.);
- конкурс творческих работ;
-
беседы «Умеешь ли ты общаться?
нравственным», «Я и мои
- диспуты;
2. Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводится органам самоуправления.
Совет школы, Совет