Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Содержание

1.1.Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». 5
1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема 9
Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования. 17
2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма. 17
2.2 Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»

Работа содержит 1 файл

курсач !!!!последнее!!!!.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

       Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

       Свидетельство тому, является то, что государство  уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что  нашло отражение в ряде норм и  законодательных систем.

       Так, 11 июля 2005 г. была принята государственная программа «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006-2011 годы», которая стала основой для воплощения в жизнь национальной идеи развития страны. Одной из важнейших задач воспитания в концепции провозглашается задача формирования человека-патриота, гражданина своего Отечества. [20;1]

         Во многих учебных заведениях сложилась действенная система воспитания патриотов, законопослушных граждан своей страны, сохранились шефские связи с воинскими частями, проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами. В ряде школ функционируют классы, кружки, секции оборонно-спортивной направленности. В то же время имеющийся потенциал и накопленный опыт воспитательной работы с учащейся молодежью во многом остается  невостребованным, подготовка ее к самостоятельной жизни не соответствует современным требованиям, формирование таких качеств, как долг, совесть, честь, достоинство, любовь к Родине, не являются приоритетными направлениями воспитательной работы. 

       Важность  и значимость данной проблемы воспитания подрастающего поколения обусловили внимание Президента к этому вопросу.

       Внимание, которое уделяет государство  и правительство проблемам патриотического воспитания, активизировало работу школ.

       На  сегодняшний день, основной целью  школы, в области патриотического  воспитания учащихся, является качественное развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

       - идеологическое обеспечение процесса воспитания с целью формирования качеств гражданина, патриота своего Отечества, профессионала-труженика и семьянина; формирования экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровому образу жизни;

       - обеспечение социально-педагогической  и психологической поддержки  обучающихся;

       - обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов  воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;

       - повышение эффективности научно-методического  обеспечения воспитательного процесса;

       - совершенствование системы кадрового  обеспечения воспитательной работы в учреждениях образования;

       - информационное обеспечение воспитательной  работы в учреждениях образования  с учетом новейших достижений  в области средств информатизации  и информационных технологий.

         Процесс патриотического воспитания  учащихся в школе должен осуществляться на основе таких принципов как:

       - научность (актуализация проблемы  патриотического воспитания в  философской, социологической, психологической,  педагогической литературе);

       - целостность (обеспечение единства  и взаимосвязи всех компонентов воспитательного процесса, направленных на реализацию общей цели - формирование личности гражданина-патриота через целостность его взаимоотношений с окружающим миром: природой, обществом, людьми);

       - непрерывность (последовательность педагогической деятельности образовательных учреждений различного уровня, способных объединить усилия  субъектов (семья, педагоги, коллектив, общественные организации, этнические сообщества, средства массовой информации и др.), направленные на воспитание гражданина - патриота Отечества);

       - уникальность (представляет собой  первичное эмоциональное выражение  души и духа личностного характера,  основанное на отношении к  Отечеству);

       - системность (системный характер  воспитания ценностно-нравственных  отношений к родному краю, региону, Отечеству);

       - гуманизм (гуманизация всех сторон  жизнедеятельности учащихся, их  отношений с окружающим миром,  воспитание целостной личности, образованной, духовно богатой, способной  существовать в гармонии с  природой, окружающей социальной, этнической средой);

       - демократизм (воспитание гражданина  – патриота на демократических  традициях гражданского общества);

       - приоритет исторического наследия (поэтапное вхождение в общечеловеческую  культуру, начиная с интериоризации  этнокультурных, исторических, нравственных ценностей);

       - преемственность,  учёт этнопсихологических  особенностей (любовь к родителям,  близким, родному очагу);

       - народность (приобщение к народным  истокам духовности, воспитание  на культурно-исторических и прогрессивных  этнопедагогических традициях народа);

       - природосообразность (любовь к  своей местности, этносу; привитие  чувства бережного отношения  к природе, воспитание чувства  хозяина родной земли);

       - координация (согласование действий  субъектов  процесса патриотического  воспитания учащейся молодёжи в образовательном учреждении );

       - динамизм (обновление процесса патриотического  воспитания учащейся молодёжи, связанное  с усложнением целей, задач, содержания, отношений, управления и т.п.).

         На основе этих принципов и  работают многие учебные заведения, по патриотическому воспитанию молодежи. Основная идея звучит так: «Чтобы стать патриотом своей страны, для начала нужно стать патриотом своей школы». Быть патриотом своей школы в нашем понимании значит:

       - уважать ее законы и традиции;

       - беречь доброе имя своей школы;

       - хранить и оберегать школьное  имущество;

       - принимать участие в решении  общешкольных вопросов;

       - проявлять сознательную активность  и интерес к общественной   деятельности.

          Ученический актив, при участии  администрации школы, определил содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты: гражданско-патриотический, культурно-патриотический, героико-патриотический и спортивно-патриотический, военно-патриотический.

          Культурно-патриотическое воспитание

       Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам.

       Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и  интерес к языку и культуре. Это могут быть:

        - экскурсии по родному краю;

        - посещение спектаклей, выставок, музеев;

        - выпуск стенгазеты;

        - кружки художественного, декоративно-прикладного  творчества;

        - ученический театр;

        - конкурсы художественной самодеятельности;

        - встречи с деятелями искусства  и культуры, местными поэтами,  художниками;

        - тематические воспитательные часы, вечера.

         Нельзя ограничиваться только  культурой и искусством, необходимо  показать ее место среди мировой  культуры.

       Привитие  интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи

       - выпуска стенных газет, посвященных  родному краю;

       - экскурсий по интересным местам, связанным с именами деятелей  литературы и искусства;

        - экскурсий в музеи;

        - создания и расширения базы  школьных этнографических музеев;

        - посещения выставок и выставочных  павильонов;

        - туристических поездок по историческим местам;

        - написания сочинений;

        - кружков художественного и декоративно-прикладного  творчества;

        - конкурсов чтецов, художественной  самодеятельности; театральных студий, кружков.

          Гражданско-патриотическое воспитание  предполагает: углубление знаний  сущности и содержания Конституции  Российской Федерации на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры; знакомство с вопросами государственной и общественной жизни республики. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан республики.

          Урочная работа:

         Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится  на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.

       1. Уроки общественных дисциплин: изучается Конституции, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.

       2. Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.

       3. Уроки допризывной подготовки  и физической культуры формируют  морально-психологическую и физическую  готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.

          Внеурочная и внеклассная работа:

       Информационные  часы: учащиеся убеждаются в необходимости  для России мира и международного сотрудничества.

       Месячники правовых знаний:

       - изучение конституции РФ;

       - цикл лекций развивающих политическое  самосознание учащихся;

       - работа кинолектория «Подросток  и закон»;

       - встречи с работниками правоохранительных  органов;

       - работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты», «Подросток  и закон» и т.п.);

       - конкурс творческих работ;

       - беседы «Умеешь ли ты общаться?»,  «Учись быть современным и 

         нравственным», «Я и мои современники»  и др.;

       - диспуты;

       2. Ученическое самоуправление. Важная  роль в организации идеологической работы отводится органам самоуправления.

          Совет школы, Совет профилактики, Совет физкультуры, ученический профком и другие органы ученического самоуправления формируют лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.

Информация о работе Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования