Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………………………………………………………… 6
1.2.Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников…………………………………………………………………..13 1.3.Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком……………....………………………………………………………..19
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение особенностей освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 22
2.2.Создание авторской программы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль» …………………………………………………………………………………..24 2.3. Результаты исследования уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае на заключительном этапе экспериментальной работы…………………………………………………………………………...30 Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Патриотическое курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

                                           Таблица 3

Определение уровня освоения старшими дошкольниками знаниями о родном поселке

(контрольный  этап) 

Уровни Экспериментальная гр. Контрольная гр.
Высокий 59% 4.7%
Средний 41% 90.6%
Низкий  нет 4.7%
 

     Позитивные результаты опытно – экспериментальной работы позволяют признать задачи исследования выполненными.

    Таким образом, проведенное исследование  подтвердило выдвинутую гипотезу  о том, что воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

     Полученные результаты находят  свое продолжение в дальнейшей  опытно– экспериментальной работе  в детском саду. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

     В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: «это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

     Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

     Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

     Дошкольное детство — яркий период в жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Известно, что дошкольный возраст — важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города.

     Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного  поселка. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному поселку, краю, наконец, к большой Родине.

     Наша задача — привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо на этой основе воспитываем патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

     Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. 

     В истории нашего  поселка, как и любого города России, всегда были и есть достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма. Мы полагаем, что любовь к своему  поселку, малой родине, у наших воспитанников должна сохраниться на всю жизнь.

     Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к родному краю. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии  поселка, ее   природе,   если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш  поселок, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.                                              

Таким образом, заложив фундамент с  детства, мы можем надеяться, что  воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.    

     Итак, в ходе написания работы нами установлено: исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Азаров  Ю.П.  Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 2005г.
  2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.,

     Просвещение, 1990

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России – Москва, 2004 г.
  2. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма – Волгоград, 2005 г.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина – Москва, 2005 г.
  4. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет – Москва, 2007 г.
  5. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 2001г.
  6. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка  – М: «Педагогика», 2002г.
  7. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 2004г.
  8. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: “Педагогика”, 2002г.
  9. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 2004г.
  10. Макаренко А.С. \ Сочинения, т.4, стр.503-504.-М.-2004.
  11. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – Москва, 2004 г.
  12. Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: «Просвещение», 2004г.
  13. Педагогическая энциклопедия – т.3, стр.369.-М.2006.
  14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 2007.
  15. Ребенок в детском саду № 3 - 2009г, стр.2 -6
  16. Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог.  Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: «Педагогика», 2005г.
  17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 2008г.
  18. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. М: “Педагогика”, 2007г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематическое  планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем 

Сентябрь.

  1. Знакомство с  историей возникновения поселка.
  2. Тематическое занятие на тему: «Мой дом родной»
 

  Октябрь

  1. Экскурсия по поселку.
  2. Развлечение, посвященное Юбилею поселка.
  3. Выставка детских рисунков «Мой поселок».
 

Ноябрь

  1. Стихотворение М. Джалиля «Осень пришла».
  2. «История моего детского сада» - тематическое занятие.
  3. Виды транспорта на улице моего поселка.
 

Декабрь  

  1. Знакомство с памятником М. Джалилю.
  2. Экскурсия в музей «Трудовой Славы».
  3. Встреча с нефтяниками.
 

Январь

  1. Писатели моего поселка.
  2. Артисты Сармановского района.
  3. «Мой родной язык» - развлечение.
 

Февраль

  1. «День рождения   М. Джалиля» - литературный праздник.
  2. Поселок молодых спортсменов – экскурсия в Ледовый дворец.  
 

 Март

  1. Праздник «Дружба народов».
  2. «Джалильские родники» – презентация.
 

 

Апрель

  1. «Лес – наше богатство» - тематическое занятие.
  2. Мир растений и животных.
 

Май    

  1. Мой поселок в разное время года.
  2. «Моя семья» – выставка детских рисунков. 

          

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                               Прогулка по родному Джалилю

                                             (игра – викторина)

Программное содержание:

1.Учить  узнавать по иллюстрациям свой  поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного поселка.

2. Познакомить  со стихами и песнями про  Джалиль.

3.Воспитывать  любовь к своему поселку.

 

Предварительная работа: Экскурсия по поселку, чтение стихов, рисование родного поселка. 

Материал: иллюстрации, детские рисунки, пригласительные билеты, конструктор.

 Ход викторины:

Дети  входят в зал. Ведущий вручает каждому пригласительный билет: «Участнику игры «Джалиль»,  ф. и. о. ребенка, дата проведения.

Сегодняшняя викторина посвящается родному поселку Джалилю.

                              Живет Джалиль, живет  своей судьбою,

                             Пусть небольшой, но эта не беда.

                              Я верю, поколенье молодое

                              Отстроит здесь прекрасные дома.

                              Цвети «Джалиль», пусть будет

                              Счастлив твой народ,

                              Том, что родился здесь и что давно живет.

                              И каждый житель твой,

                             Где б он не находился,

                             Тобой, поселок нефтяной, гордился.

Все мы с вами джалильцы. И сейчас я хочу проверить, как вы знаете свой поселок.

Первое  задание. 

  1. В честь кого назван наш поселок? Кем он был?
  2. Как называется главная улица нашего поселка?
  3. На какой улице находится памятник М. Джалиля?
  4. Назовите улицу, на которой находится наш детский сад?
  5. Назовите номер здания нашего детского сада?
  6. Что окружает наш поселок?
  7. Люди, какой национальности проживают в нашем поселке?
  8. Как называют жителей нашего поселка?
  9. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете свой поселок. Джалиль – это наша Родина. И сейчас мы с вами споем песню о Родине.

Информация о работе Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания