Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………………………………………………………… 6
1.2.Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников…………………………………………………………………..13 1.3.Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком……………....………………………………………………………..19
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение особенностей освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 22
2.2.Создание авторской программы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль» …………………………………………………………………………………..24 2.3. Результаты исследования уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае на заключительном этапе экспериментальной работы…………………………………………………………………………...30 Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………….37
Определение уровня освоения старшими дошкольниками знаниями о родном поселке
(контрольный
этап)
Уровни | Экспериментальная гр. | Контрольная гр. |
Высокий | 59% | 4.7% |
Средний | 41% | 90.6% |
Низкий | нет | 4.7% |
Позитивные результаты опытно – экспериментальной работы позволяют признать задачи исследования выполненными.
Таким образом, проведенное
Полученные результаты находят
свое продолжение в дальнейшей
опытно– экспериментальной
Заключение
Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: «это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Дошкольное детство — яркий период в жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Известно, что дошкольный возраст — важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного поселка. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному поселку, краю, наконец, к большой Родине.
Наша задача — привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо на этой основе воспитываем патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
В истории нашего поселка, как и любого города России, всегда были и есть достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма. Мы полагаем, что любовь к своему поселку, малой родине, у наших воспитанников должна сохраниться на всю жизнь.
Однако не следует ждать от детей «взрослых
форм» проявления любви к родному краю.
Но, если в результате педагогической
работы, ребенок будет располагать знаниями
о названии поселка, ее природе,
если ему известны имена кого-то из тех,
кто прославил наш поселок, если он
будет проявлять интерес к приобретаемым
знаниям, читать стихи, петь песни, то можно
считать, что задача выполнена в пределах,
доступных дошкольному возрасту.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Итак, в ходе написания работы нами установлено:
исследования в области дошкольной педагогики
и психологии свидетельствуют о том, что
именно в дошкольном возрасте закладываются
базисные основы личности, начинается
процесс становления и формирования социокультурного
опыта, «складывается» человек.
Список
использованной литературы
Просвещение, 1990
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое
планирование по ознакомлению
детей старшего дошкольного
возраста с родным краем
Сентябрь.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Прогулка по родному Джалилю
Программное содержание:
1.Учить узнавать по иллюстрациям свой поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного поселка.
2. Познакомить со стихами и песнями про Джалиль.
3.Воспитывать любовь к своему поселку.
Предварительная
работа: Экскурсия по поселку, чтение
стихов, рисование родного поселка.
Материал: иллюстрации, детские рисунки, пригласительные билеты, конструктор.
Ход викторины:
Дети входят в зал. Ведущий вручает каждому пригласительный билет: «Участнику игры «Джалиль», ф. и. о. ребенка, дата проведения.
Сегодняшняя викторина посвящается родному поселку Джалилю.
Живет Джалиль, живет своей судьбою,
Пусть небольшой, но эта не беда.
Я верю, поколенье молодое
Отстроит здесь прекрасные дома.
Цвети «Джалиль», пусть будет
Счастлив твой народ,
Том, что родился здесь и что давно живет.
И каждый житель твой,
Где б он не находился,
Тобой, поселок нефтяной, гордился.
Все мы с вами джалильцы. И сейчас я хочу проверить, как вы знаете свой поселок.
Первое задание.
Информация о работе Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания