Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………………………………………………………… 6
1.2.Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников…………………………………………………………………..13 1.3.Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком……………....………………………………………………………..19
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение особенностей освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 22
2.2.Создание авторской программы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль» …………………………………………………………………………………..24 2.3. Результаты исследования уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае на заключительном этапе экспериментальной работы…………………………………………………………………………...30 Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………….37
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Критерии и показатели патриотизма:
-эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
-когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
-мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
-практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства), поведенческий (усвоение, навыки) компоненты, которые реализуется в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей. Однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей
патриотизма является слитность нравственных
чувств и знаний. Знания только тогда оказывают
влияние на нравственное развитие ребенка,
когда они окрашены чувствами и переживаниями.
Особенностью проявления патриотизма
у дошкольников является то, что нравственный
опыт ограничен рамками той практической
деятельности, в которую они включаются
(общение, с детьми и взрослыми, труд).
1.3. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему поселку требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это поселок (город) в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, знаменитые люди и т.д. Старший дошкольник должен знать название своего поселка, своей улицы, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами, художниками, писателями, артистами.
Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех;
-везде соблюдаются традиции: родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду
живут люди разных
-люди берегут и охраняют природу;
-есть
общественные и
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Основной формой патриотического воспитания являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (поселок раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.
Успешность развития ребенка при знакомстве с родным поселком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды творческой деятельности. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и со страной, ее символиками. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине.
Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Глава
II. Педагогические
условия организации
процесса ознакомления
старших дошкольников
с родным краем
2.1.
Изучение особенностей
освоения знаний
о родном крае
у детей старшего
дошкольного возраста
Цель первого этапа исследования состояла в том, чтобы выявить знания о родном крае и рассмотреть особенности протекания процесса освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, нам следовало:
-выявить уровень освоения знаний о родном крае детьми старшего дошкольного возраста;
-раскрыть особенности отношения взрослых к ознакомлению с родным краем как к средству патриотического воспитания.
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 5 п.Джалиль с детьми старшей группы.
На начальном этапе опытно – экспериментальной работы нами было выявлено, что дети имеют кое – какие знания о родном крае. Разговор о родном крае в целом вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.
Для того, чтобы выявить уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае, мы определили примерные уровни его развития, которые обозначили как: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий) в соответствии со знаниями о родном крае.
Первый уровень (низкий) имеет следующие характеристики: ребенок не знает название своего поселка, отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка, плохо знает название улиц. Эмоциональное состояние ребенка характеризуется равнодушием, безразличием. В своем познавательном отношении дошкольник не проявляет интереса к ознакомлению с родным краем.
Второй уровень (средний): ребенок знает название поселка, но затрудняется назвать достопримечательности, улицы. Ребенок не проявляет инициативы. Редко задает вопросы познавательного характера.
Третий уровень (высокий): ребенок знает название своего поселка, узнает достопримечательности, улицы, проявляет познавательный интерес к родному краю, умеет сравнивать и обобщать, делать выводы.
Наблюдения показали, что положительные эмоциональные реакции детей чаще вызывали экскурсии по поселку. У детей появился интерес, они задавали разные вопросы. Так, Ильнур, Айдар интересовались: «Почему наш поселок так называется? В честь кого названа улица Ахмадиева? « и т.п.
Результаты диагностического исследования показали, что только 4.5% детей в экспериментальных и 4.7% детей в контрольных группах можно отнести к третьему (высокому) уровню развития. 14.5% детей в экспериментальных группах и 13.2% - в контрольных обнаружили средний уровень. Количество детей, показавших первый (низкий) уровень составлял в экспериментальных группах 81%, в контрольных – 82.1 % (таб. 1)
Определение уровня освоения дошкольниками знаниями о родном крае
( констатирующий этап)
Уровни | Экспериментальная гр. | Контрольная гр. |
Высокий | 4.5% | 4.7% |
Средний | 14.5% | 13.2% |
Низкий | 81% | 82.1% |
Таким образом, на начало опытно – экспериментальной работы дети в экспериментальной и контрольной группах имели примерно одинаковый уровень знаний о родном крае с преобладанием среднего и низкого уровней.
Результаты
диагностического обследования определили
задачи формирующего этапа экспериментальной
работы.
2.2.Создание
авторской программы
по ознакомлению
старших дошкольников
с родным краем
«Мой поселок – Джалиль»
Нами была разработана и реализована программа по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль». Она нацелена на развитие у старших дошкольников патриотических чувств, воспитание любви и уважения к родному краю.
Цель программы:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи программы:
Пробуждать у детей любовь к своему поселку, дому, семье, детскому саду. Воспитывать уважение к обычаям и традициям людей других национальностей, проживающих в поселке. Воспитывать у детей гордость за свою малую родину.
Информация о работе Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания