Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………………………………………………………… 6
1.2.Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников…………………………………………………………………..13 1.3.Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком……………....………………………………………………………..19
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение особенностей освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 22
2.2.Создание авторской программы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль» …………………………………………………………………………………..24 2.3. Результаты исследования уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае на заключительном этапе экспериментальной работы…………………………………………………………………………...30 Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………….37
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ
сущности понятий «патриотизм», «патриотическое
воспитание»…………………………………………………
1.2.Своеобразие
проявления и особенности формирования
патриотизма у дошкольников………………………………………………
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение
особенностей освоения знаний о родном
крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
2.2.Создание
авторской программы по ознакомлению
старших дошкольников с родным краем
«Мой поселок – Джалиль» ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения……………………………………………………
Введение
Патриотическое воспитание
детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
Это сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие нравственных
чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.
Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познание ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой. В Беларуси - И.Е. Никоновой.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Вопросы создания национальной
системы образования,
На рубеже XX-XXI веков появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Во многом актуальность проблемы обусловлена государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
По мнению С.А.Козловой, базой формирования патриотизма должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.
Таким образом, актуальность
Объект – патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет – воспитание патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с родным краем.
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.
Гипотеза: нами сделано предположение о том, что воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Цель и гипотеза определили следующие задачи:
Теоретико-методологической
основой исследования являются:
философские идеи гуманизма B.C. Библера,
B.C. Батищева и современные концепции гуманизации
образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова,
М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.
Эмпирической базой исследования явилась МДОУ №5 «Сказка» п. Джалиль, 25 детей старшей группы №4. В качестве контрольной группы была выбрана группа №5.
Структура
работы: введение, две главы, заключение,
список использованной литературы, приложения.
Глава
I. Теоретические основы
исследования особенностей
воспитания патриотизма
у детей старшего дошкольного
возраста.
Понятия
«патриотизм» и «патриотическое воспитание»
в силу своей значимости привлекали к
себе внимание ученых из различных областей
знания: философии, психологии, педагогики,
истории и др.
Известно, что в разные исторические эпохи
сущность этого понятия определялась
неодинаково: менялись приоритеты и аспекты
его осмысления.
Патриотизм возникает исторически под
влиянием социально-экономических условий
жизни людей и в связи с изменением этих
условий изменяет свое содержание. Интерес
к нему в Древней Греции был в значительной
степени обусловлен своеобразием античного
общественного устройства. Античный город
(полис) представлял собой коллектив полноправных
граждан — земельных собственников, избирающих
городские власти. Полис обеспечивал эксплуатацию
рабов, регулировал торговлю, стимулировал
развитие ремесел и искусства, устраивал
различные зрелища. Все эти операции осуществлялись
за счет жителей города, что предполагало
соответствующие установки в общественном
сознании и воспитании. Герои греческого
эпоса — Геракл, совершающий труды и подвиги
ради людей; Гектор, защищающий родной
город от врагов; Ахилл, для которого слава
и память потомков важнее спокойствия
и безопасной жизни; скиталец Одиссей,
преодолевающий все препятствия на своем
пути к родной Итаке. Это личности, своими
делами утверждающие себя и свое право
на уважение в обществе. Такой идеал самоутверждения
в борьбе за признанные
обществом ценности обеспечивал активное
участие граждан в жизни родного города,
готовность пожертвовать многим ради
его интересов и благополучия.
В дальнейшем проблема патриотизма и патриотического
воспитания рассматривалась мыслителями
эпохи Возрождения, что было связано с
характерным для этой эпохи обращением
к античным образцам. Интерес к проблемам
патриотического воспитания был вызван
также борьбой городов в Северной Италии
за независимость, которая способствовала
пробуждению
гражданского самосознания личности и
развивала чувство патриотизма.
Однако с конца XV века в Западной Европе
изменяется политическая ситуация: почти
повсеместно устанавливается абсолютная
монархическая власть, подавляющая личность
человека, лишающая ее политических свобод
и возможности проявлять гражданскую
активность и, самое главное, требующая,
прежде всего личной преданности монарху.
В результате нравственные идеалы Возрождения
утратили свою актуальность.
В Западной Европе национальный патриотизм
особенно мощно заявил
о себе на полурелигиозной основе в XV веке,
в период Столетней войны
(1337-1453 гг.) во Франции. Выразителем этой
идеи стала Жанна Д' Арк ,
которая определяла охватившее ее чувство
как «великую жалость, скорбь по милой
Франции» и отождествляла его с «голосом
бога».
Впервые понятия «патриот» и «патриотизм»
стали употребляться в период Великой
Французской революции 1789 — 1793 годов.
Патриотами тогда называли себя борцы
за великое дело, защитники республики,
в противовес изменникам и предателям
родины - роялистам.
В XIX веке буржуазная идеология утверждала,
что патриотические чувства порождаются
голосом крови и расы.
Среди зарубежных мыслителей XVIII-XIX века
особое внимание исследуемой проблеме
уделяли Д. Локк, К.А. Гельвеции, Д. Дидро.
Следует заметить, что проблема патриотического
воспитания, ставшая предметом нашего
исследования, далеко не нова для педагогической
мысли
России. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении
детям» говорил о необходимости беречь,
охранять и защищать родную землю, сберегая
ее для детей и внуков. В условиях упорной
борьбы с иноземными захватчиками русский
народ придавал большое значение воспитанию
подрастающего поколения в духе горячей
любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах
русского народа, запечатленные в «Задонщине»,
«Сказании о Мамаевом побоище», былинах,
песнях и других памятниках той поры, воспитывали
у молодых людей глубокие патриотические
чувства. Однако, приступая к анализу литературы
по данному вопросу с целью определения
сущности патриотического воспитания,
мы вынуждены отметить, что возникает
проблема смыслового содержания и границ
этого понятия. Значение слова «патриотизм»
определяется большинством словарей как
«любовь к Родине, отечеству, а «патриот»
(от греческого patris — земляк) - как «человек,
разделяющий патриотические чувства,
идеи». Однако, учитывая историко-временную
специфику и ее влияние на значение отдельных
слов в языке, мы должны констатировать,
что во многих работах педагогов и общественных
деятелей, особенно XVIII века, когда происходит
оформление и развитие русской педагогической
мысли, слова «патриот» и «гражданин»
служили синонимами. Смысловая нагрузка
слова «гражданин» была не просто иной,
она была скорее противоположной современному
пониманию. Гражданин — это не законопослушный
обыватель, а деятельный, борющийся за
справедливость и благо народа, нации,
страны прогрессивный человек. Достаточно
вспомнить запрет на использование этого
слова в российской печати после Великой
Французской революции, чтобы почувствовать
пафос и смысловую нагрузку этого слова
в работах XVIII века.
Уже М.В. Ломоносов в своих работах «Краткое
руководство к
красноречию», «Риторика» сформулировал
задачу воспитания сознательных граждан,
общественных деятелей, способных отстаивать
интересы
государства. Проблемы патриотического
воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались
Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических
произведениях также обращал внимание
на «очищающее влияние патриотизма» на
личность, на выработку чувства благородства,
совести, мужества и самопожертвования,
если этого потребуют интересы родины.
«Не все рожденные в отечестве достойны
величественного наименования сына Отечества
(патриота)... Истинный человек и сын Отечества
есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею
любовью к целостности и спокойствию своих
соотчичей. Преодолевая все преграды,
неутомимо стремится к сохранению чести,
дает добрые советы и наставления. Он скорее
согласится погибнуть и исчезнуть, чем
подать собой пример неблагонравия и если
убежден в том, что смерть его принесет
мощь и славу отчизне, то не устрашится
пожертвовать жизнью».
Образцом патриота, истинного сына Отчества, был для Радищева М.В. Ломоносов. Характеризуя наследие выдающегося русского ученого и просветителя, Радищев особое внимание обращает на его поэтическое творчество, отмечая, что его лейтмотивом является тема России, становления русской нации, борьба за русскую культуру.
Оригинальный анализ проблемы, предложенный
выдающимся отечественным историком Н.М.
Карамзиным, несет на себе явный отпечаток
споров о судьбах России и путях ее развития,
которые разворачивались в современную
автору эпоху. Н.М. Карамзин считал, что
для преодоления духовного кризиса общества
нужно вернуться к собственным корням,
традициям русской государственности,
русской культуры. Подчеркивая самобытность
русского менталитета, особенность российского
государства и
народа, он писал: «Хорошо должно учиться,
но горе и человеку, и народу,
который всегда будет учеником!». В своей
статье «О любви к
Отечеству и народной гордости» Н.М. Карамзин
рассматривает не только
факторы, которые, по его мнению, являются
основой народности (почва, климат, нравы,
обычаи, религиозные и политические верования),
но и выделяет три взаимосвязанных и иерархически
подчиненных вида любви к Отечеству (физическая,
нравственная и политическая).
Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая - на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях».
Информация о работе Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания