Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить, что ознакомление дошкольников с родным краем – эффективное средство патриотического воспитания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………………………………………………………… 6
1.2.Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у дошкольников…………………………………………………………………..13 1.3.Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с родным поселком……………....………………………………………………………..19
Глава II. Педагогические условия организации процесса ознакомления старших дошкольников с родным краем
2.1. Изучение особенностей освоения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………… 22
2.2.Создание авторской программы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Мой поселок – Джалиль» …………………………………………………………………………………..24 2.3. Результаты исследования уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о родном крае на заключительном этапе экспериментальной работы…………………………………………………………………………...30 Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………….37
Программа состоит из пяти блоков:
-«Моя семья»;
-«Мой детский сад»;
-«Мой поселок – Джалиль»;
-«Дружба народов – наше богатство»;
-«Природа родного края»
Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений "Программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста".
Эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем родном крае способствует тематическое планирование. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Беседуя с воспитателями по данному вопросу, мы выяснили, что наибольшую трудность у них вызвала работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Поэтому возникла необходимость в разработке системы занятий по “Историческому краеведению”, в которую вошли такие темы, как: “История земли”, “Памятники природы”, “Знаменитые люди”, “Джалиль – город нефтянников”. Посетив музей, педагоги почерпнули для себя много полезной и интересной информации.
Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста (приложение 1) и система эколого-краеведческой работы, с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторический и современный поселок; а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, живого уголка, комнаты природы, родники п.Джалиль , лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории п.Джалиль. В своей работе использовали различные формы для знакомства детей с родным поселком и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжалась и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители выходят с “экологическим патрулем” для очистки лесной территории в местах отдыха. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего поселка и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем. Налажена связь с социумом, по вопросам природоохранной деятельности: лесхозом, детской библиотекой, музеями, а также плодотворно сотрудничаем с отделом по экологии и рациональному природопользованию. Постепенно подводили детей к пониманию того, что все жители любят свой поселок и многое делают для того, чтобы он был чище и краше.
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, сотрудники МДОУ уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих центров”, которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей. Так в ДОУ функционируют: площадка природы, живой уголок, экологическая комната – где знакомят детей с природными объектами родного края; комната “ татарская изба” - где знакомят детей с бытом татарского народа.
Знакомство дошкольников с родным поселком является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого поселка, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого - семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна. Содержание работы определяется задачами экспериментальной программы по каждому блоку.
В основе содержания работы по блокам "Семья" и "Детский сад" лежит формирование у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. Объясняли детям, что у каждого человека есть родной дом, где он родился и живет. В процессе работы у ребенка постепенно начинает складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство "родительского дома" ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной мы считаем работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Использовали разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывали о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисовали на тему: "Дом моей бабушки", "Мы - спортивная семья", "Моя мама", готовили подарки для родных и близких; выставки, оформленных вместе с родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; составление планов, схем, изготовление макетов (родословного древа, плана группы, участка детского сада и др.); совместные праздники, семейные встречи в музее " Татарская изба".
Тема "Детский сад" чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. С младшего возраста дети знакомятся с расположением различных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (рисуют музыкальный зал, зимний сад, кабинет логопеда, врача), игровой (в сюжетно-ролевой игре "Детский сад", дидактических играх "Кому, что нужно для труда", "Так бывает или нет?").
Очень удачной, на наш взгляд, оказалась идея о создании традиций группы, таких, как "День рождения нашей группы", ведение летописи группы в виде фото- и видеоматериалов, интересных высказываний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассета. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.
Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, кладут начало формированию у детей представлений о родном поселке, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием были походы, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположена улица, но и любовались самыми красивыми местами нашего поселка, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой: прудом и родниками. Для многих детей это было целым открытием и оставило неизгладимый след в памяти.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогали детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка.
Детям показали, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, артистами, писателями. С детьми была организована экскурсии по поселку, проведена беседа о памятниках. Каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (приложение 2). Для воспитания у детей интереса и любви к родному краю была организована экскурсия в музей. В музеях проводили занятия для детей в интересной, доступной, игровой форме. Проводились встречи с писателями, артистами нашего поселка, развлечение «День рождения поселка» (приложение 3), дети разучивали стихи.
При ознакомлении с историей поселка, прежде всего, была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях: улица Ахмадиева названа в честь первого начальника нефтегазодобывающего управления, улица Джалиля носит имя поэта-героя и т.д. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрос познавательный интерес к истории поселка, уважение к знаменитым землякам.
С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой нашей улицы, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.
Эффективным способом ознакомления детей с поселком явилось моделирование. Работая с планом поселка, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности поселка, такие, как музей трудовой славы, стадион, драмтеатр, церковь и др. Фишки с обозначением известных объектов микрорайона (детский сад, больница, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие) придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.
При поддержке родителей в группе был объявлен конкурс на лучший проект "Двор моей мечты". Конкурс предполагал совместную работу детей и родителей. По условиям конкурса, проекты должны учитывать интересы и потребности разных слоев населения: детей и стариков, молодых мам, любителей спорта. Работа над созданием и защитой проекта, по нашему мнению, решает не только задачи социального развития, патриотического воспитания, но и способствует умственному, речевому, эстетическому развитию, привлечению дошкольников к участию в жизни поселка, решению социальных проблем. Эффективными оказались такие формы работы, как выступления с концертами на всех праздниках микрорайона, регулярные встречи с детьми-инвалидами района, для которых дети показывают сказки, играют вместе, готовят небольшие подарки. Воспитать внимание, заботу, милосердие к людям - что может быть важнее?
Детей знакомили с устройством поселка,
его структурой, назначением различных
учреждений и служб; им становятся понятными
материальные и духовные потребности
людей; они узнают, что люди разных профессий
трудятся на благо района, города, стараются
сделать жизнь людей удобнее, интереснее.
2.3.
Результаты исследования
уровня освоения детьми
старшего дошкольного
возраста знаний о родном
крае на заключительном
этапе экспериментальной
работы
Планомерная, систематическая работа, использование разных средств дало положительные результаты. В экспериментальной программе даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью использовали беседы (приложение 4), решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.
Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем поселке, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своей улицы, своей малой родины.
Как показывают результаты опытно – экспериментальной работы, уменьшилось количество детей, не знающих своего родного поселка. Тематическое планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном поселке, где они живут. Убедились, что нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе.
В целом аналитико – диагностическое изучение особенностей процесса освоения детьми знания о родном поселке, а также разработка авторской программы позитивно повлияли на знания детей о родном поселке.
Результаты проведенной опытно – экспериментальной работы свидетельствуют о значительной положительной динамике в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста знаниями о родном поселке. Подтверждением этому служат данные следующего среза (таб.2,3).
Определение уровня освоения старшими дошкольниками знаниями о родном поселке
(констатирующий
этап)
Уровни | Экспериментальная гр. | Контрольная гр. |
Высокий | 4.5 % | 4.7 % |
Средний | 14.5 % | 13.2% |
низкий | 81 % | 82.1% |
Информация о работе Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания