Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.
Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.
Основные понятия, положенные в основу программы воспитания старших школьников:
старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.
Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы учащихся является ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем. Это - совокупность взаимосвязанных и значимых для личности целей в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее.
Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни.
Для того чтобы быть
полноценной, социально активной личностью,
полезным членом общества, для того,
чтобы в течение жизни
Воспитание
старшеклассников рассматривается
как педагогическая
поддержка учащихся
в самостоятельном
ценностно-смысловом
диалоге с миром.
Предлагаемая
Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.
Целевая
программа: Труд и
Призвание
Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки,
порока и нужды
Ф. Вольтер
В период окончания
неполной средней школы в
Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки старший подросток умел "оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение подростка себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.
Для старших подростков
в рамках учебного плана организуется
трудовая деятельность, в процессе
которой они приобретают
Развитие
работоспособности и
Трудовой опыт,
формируемый у
В 10 классе вся учебно-трудовая
деятельность строится по методу проектов.
Работая над проектом в информационном
центре, учащиеся глубже осознают личностно-значимую
ценность своего труда через общественно-
Проблемы, требующие решения в
трудовом
воспитании старшеклассников:
Первая проблема: воспитание трудолюбия в семье.
Родители, прививающие своим детям навыки трудолюбия,
обеспечивают их лучше всякого наследства.
Р. Уэтли
Вывод: оказание педагогической помощи родителям в трудовом воспитании детей.
Проблема вторая: трудовая подготовка в школе.
Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться.
В. Гюго
Вывод: Школьный информцентр может стать центром всей учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.
Проблема третья: формирование трудовых навыков во внеурочной деятельности
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д.И. Менделеев
Вывод: разнообразные
кружки, секции, факультативы – необходимое
условие развития способностей.
Проблема четвертая: общественно-полезный производительный труд
Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком,
который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
Д.И. Писарев
Вывод: в рамках
работы Информцентра организовать выполнение
заказов на изготовление печатной продукции
с обязательной оплатой труда старшеклассников.
Проблема пятая:
профильное обучение
в школе
Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает
силой и волей самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить.
А.
Дистервег
Вывод: пропаганда информационно-технологического профиля обучения, поддержание интереса к обучению, создание условий для самореализации каждого школьника.
Целевая программа: Культура и Личность
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. “Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека”- главный мотив поведения культурного человека. Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми: Культура как синтез духовности предшествующих поколений. Нравственная культура. Культура труда. Политическая культура. Религия и культура.
Целевая программа: Труд и общение в развитии человека
Вопросы, которые включены для обсуждения в различные виды внеклассных мероприятий: Права и свободы человека. Единство прав и обязанностей. Мир человеческого сознания. Жизненный опыт человека. Коллектив- цель или средство? Святыни человеческой души: Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу. Человек- мера всех вещей. Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.
Целевая программа: Безопасное поведение
Самое главное нравственное
качество, которое должно быть сформировано
у каждого растущего человека,
- действенность его
Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки. Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их - таков путь развития воли у человека.
Вопросы для обсуждения: Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность. Как вести себя в конкретных ситуациях. Воспитание волевых качеств. Всегда соблюдать законы. Здоровый образ жизни . Если вам очень плохо…
Целевая программа: Человек и Рынок
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.
Понятия и категории,
усвоение которых в учебно-
1) Экономические понятия : маркетинг, рынок, хозрасчет, нормы, производительность труда, экономический закон, рентабельность, научная организация труда, банк, биржа, малое предприятие.
Информация о работе Особенности воспитательной работы со старшеклассниками