Особенности воспитательной работы со старшеклассниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».

2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.

3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Содержание

Введение.

1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 129.07 Кб (Скачать)

         Основные понятия, положенные в основу программы воспитания старших школьников:

         старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к  труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.

         Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы учащихся является ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем. Это - совокупность взаимосвязанных и значимых для личности целей в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее.

         Временная перспектива  включает в конкретные жизненные  планы и то, что называется целью  и смыслом жизни.

         Для того чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед  собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и непростые  цели. Только серьезные цели могут  послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться  на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств. Поэтому воспитанники должны написать “Личный творческий план саморазвития” на дальнюю и ближнюю перспективу. Кроме того, проводится анкетирование учащихся, позволяющее определить приоритетные ценности учащихся на разных ступенях развития, что позволяет выстраивать педагогическое взаимодействие с коррекционной целью.  

         Воспитание  старшеклассников рассматривается  как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном  ценностно-смысловом  диалоге с миром. 

         Предлагаемая программа  ориентирована на оказание помощи молодым  людям в их самопознании, приобретении уверенности в себе, самоопределении  и социальной адаптации.  

         Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные  целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и  учащимися.

         Целевая программа: Труд и  Призвание 

         Работа  избавляет нас  от трех великих зол:

         скуки, порока и нужды 

         Ф. Вольтер 

          В период окончания  неполной средней школы в развитии  мотивационно - потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно -потребностной сферы профессиональных намерений. 

         Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки старший подросток умел "оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение подростка себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

         Для старших подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности в нашей школе идет по следующим направлениям (комплексам):

            Развитие  работоспособности и укрепление  здоровья выпускников школ, развитие  культуры труда, формирование  мотивов труда, формирование предприимчивости, отношения с трудовыми партнерами  и коллективами, работа на договорных  условиях, - через практические дела: работу в школьном информационном  центре, ученических производственных  бригадах по направлениям: “Автодело”, “Кулинария”, “Парикмахерское  искусство”, “Швейное дело”, “Карьера”,  работа школьного центра профориентации.

          Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников  в этих комплексах, является основой  для многообразной профориентационной работы.

         В 10 классе вся учебно-трудовая деятельность строится по методу проектов. Работая над проектом в информационном центре, учащиеся глубже осознают личностно-значимую ценность своего труда через общественно-полезную деятельность. Так, дети создают дидактические  материалы для уроков информатики  не только своего, но и младших классов. Используя новейшие информационные технологии, учащиеся производят слайд - фильмы, печатные методические пособия  для детей, контрольно-обучающие  программы по различным предметам. Программа предусматривает проведение различных внеклассных мероприятий для младших школьников силами старшеклассников. Каждый воспитанник может проявить себя в одном из коллективных творческих дел как на уровне своего класса, так и школы в целом. В рамках работы Информационного центра выпускается школьная газета в двух вариантах: электронном и бумажном. Активно используется глобальная сеть Интернет. Школьная газета- это самостоятельная подпрограмма воспитания школьников. Она таит в себе богатейшие воспитательные возможности для гармоничного развития личности школьников.

         Проблемы, требующие решения  в

         трудовом  воспитании старшеклассников: 

         Первая проблема: воспитание трудолюбия в семье.

         Родители, прививающие своим  детям навыки трудолюбия,

         обеспечивают  их лучше всякого  наследства.

Р. Уэтли

         Вывод: оказание педагогической помощи родителям в трудовом воспитании детей.

         Проблема вторая: трудовая подготовка в школе.

         Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

         В сущности, оба они  составляют одно целое, ибо мыслить –  значит трудиться.

         В. Гюго

         Вывод: Школьный информцентр может стать центром всей учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.

         Проблема третья: формирование трудовых навыков во внеурочной деятельности

         Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

         Д.И. Менделеев

         Вывод: разнообразные кружки, секции, факультативы – необходимое условие развития способностей. 

         Проблема четвертая: общественно-полезный производительный труд

         Труд  составляет самую  крепкую и надежную связь между тем  человеком,

         который трудится, и тем  обществом, на пользу которого направлен  этот труд.

         Д.И. Писарев 

         Вывод: в рамках работы Информцентра организовать выполнение заказов на изготовление печатной продукции с обязательной оплатой труда старшеклассников. 

         Проблема пятая: профильное обучение в школе 

         Воспитание  достигло своей цели, когда человек  обладает

         силой и волей самого себя образовывать и  знает

         способ  и средства, как  это осуществить.

         А. Дистервег  

         Вывод: пропаганда информационно-технологического профиля обучения, поддержание интереса к обучению, создание условий для самореализации каждого школьника.

         Целевая программа: Культура и Личность

         Одна из центральных  задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего  человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. “Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека”- главный мотив поведения культурного человека.     Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми: Культура как синтез духовности предшествующих поколений. Нравственная культура. Культура труда. Политическая культура. Религия и культура.

         Целевая программа: Труд и  общение в развитии человека

         Вопросы, которые  включены для обсуждения в различные  виды внеклассных мероприятий: Права и свободы человека. Единство прав и обязанностей. Мир человеческого сознания. Жизненный опыт человека. Коллектив- цель или средство? Святыни человеческой души: Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу. Человек- мера всех вещей. Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.

         Целевая программа: Безопасное поведение

         Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и действовать  по совести, в соответствии со своим  мировоззрением.

         Наконец, важнейшая  характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки. Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их - таков путь развития воли у человека.

         Вопросы для обсуждения: Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность. Как вести себя в конкретных ситуациях. Воспитание волевых качеств. Всегда соблюдать законы. Здоровый образ жизни . Если вам очень плохо…

         Целевая программа: Человек  и Рынок

         Другая важнейшая  задача воспитания растущих людей - это  формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных  предметов, но и на всю окружающую их действительность.

         Понятия и категории, усвоение которых в учебно-воспитательном процессе необходимо выпускнику школы  для адаптации в социуме:

             1) Экономические  понятия : маркетинг, рынок, хозрасчет, нормы, производительность труда, экономический закон, рентабельность, научная организация труда, банк, биржа, малое предприятие.

Информация о работе Особенности воспитательной работы со старшеклассниками