Старший школьный возраст
— это период ранней юности, характеризующийся
наступлением физической и психической
зрелости. Однако процесс личностного
формирования учащихся этого возраста
происходит не гладко, имеет свои противоречия
и трудности, которые, несомненно, накладывают
свой отпечаток на процесс воспитания.
Старшие школьники
осознают, что в учении знание
фактов и примеров ценно лишь
как материал для размышлений,
для теоретических обобщений.
Вот почему в их мышлении
преобладает аналитико-синтетическая
деятельность, стремление к сравнениям,
а присущая подросткам категоричность
суждений уступает место гипотетическим
предположениям, необходимости понять
диалектическую сущность изучаемых
явлений, видеть их противоречивость,
а также те взаимосвязи, которые
существуют между количественными
и качественными изменениями.
Но все эти особенности мышления
и познавательной деятельности
формируются под определяющим
влиянием обучения. Если же учителя
не проявляют должной заботы
о развитии мыслительных способностей,
то у некоторых старшеклассников
может сохраняться тенденция
к полумеханическому запоминанию
изучаемого материала.
В старшем
школьном возрасте большинство
учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится
к хорошо успевающим школьникам.
Исследования показывают, что наиболее
распространенным является интерес
к изучению предметов естественного
цикла: математики, физики, экономики,
информатики. В этом сказывается
понимание их роли и значения
в научно-техническом прогрессе.
По этой причине отдельные
старшеклассники меньше внимания
уделяют изучению гуманитарных предметов.
Все это требует от учителей не только
повышения качества преподавания этих
предметов, но и содержательной внеклассной
работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать
интерес юношей и девушек к изучению литературы,
истории и других гуманитарных предметов.
Что же касается средне- и слабоуспевающих
учащихся, то многие из них не имеют четко
выраженных познавательных интересов,
а отдельные нередко вообще учатся без
достаточной охоты. Психологически это
объясняется тем, что трудности и отсутствие
успехов в овладении знаниями отрицательно
сказываются на их эмоциональной и мотивационной
сфере, что в конечном итоге и снижает
тонус их учебной работы. Преодолеть этот
недочет можно только при условии оказания
им своевременной и действенной помощи
в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных
способностей и стремление к
более глубоким теоретическим
обобщениям стимулируют работу
старшеклассников над речью, порождают
у них желание облекать свои
мысли в более точные и яркие
словесные формы, использовать
для этой цели афоризмы, выдержки
из научных трудов и художественных
произведений. Некоторые ведут в
специальных тетрадях и блокнотах
записи новых слов, терминов и
интересных высказываний выдающихся
людей. Все это необходимо учитывать
в учебно-воспитательной работе
и помогать учащимся оттачивать свои
мысли, учить их обращаться к словарям,
подробно разъяснять научные термины,
иностранные слова и т.д. Особенно большую
роль играет в этом организация внеклассного
чтения, работало воспитанию культуры
речи, оказание помощи учащимся в преодолении
речевых дефектов.
На более высокий
уровень поднимается у старших
школьников развитие чувств и
волевых процессов. В частности,
усиливаются и становятся более
осознанными чувства, связанные
с общественно-политическими событиями.
Общественные
переживания и чувства оказывают
сильное воздействие на нравственное
формирование старшеклассников. Именно
в этом возрасте на основе
моральных знаний и жизненного
опыта вырабатываются определенные
нравственные взгляды и убеждения,
которыми руководствуются юноши
и девушки в своем поведении.
Вот почему так важно, чтобы
в школе содержательно осуществлялось
гражданское и моральное воспитание,
проводились дискусcии, а учащиеся систематически
вовлекались в общественную работу. Исследования
показывают, что слабая постановка гражданского
и морального воспитания оборачивается
существенными издержками в развитии
старшеклассников. Отдельные из них могут
проявлять общественную пассивность,
вовлекаться в различные внешкольные
объединения с негативной направленностью.
Годы ранней
юности для многих учащихся
характеризуются Ильными интимными
переживаниями, первой любовью,
нередко оставляющей след на
всю жизнь. Задача учителей
и всех тех, кто соприкасается
с учащимися этого возраста, -
бережно относиться к их интимным
переживаниям, не вторгаться в
эти чувства, понимать и всячески
щадить их. Однако, проявляя понятную
в этих случаях осторожность
и деликатность, необходимо ставить
перед учащимися вопросы дружбы
и любви, а также взаимоотношений
между полами, с помощью медицинских
работников осуществлять соответствующее
гигиеническое просвещение, причем
в ряде случаев целесообразно
проводить работу отдельно с
юношами и девушками.
Развитие чувственной
сферы и сознательности старшеклассников
оказывает большое влияние на
волевые процессы, причем в протекании
волевых актов решающее значение
принадлежит обдумыванию своих
намерений и поведения. Замечено,
что, если учащийся поставил
перед собой определенную цель
в учебной или общественной
работе или же четко определил
свои жизненные планы с учетом
имеющихся интересов и склонностей,
он, как правило, проявляет высокую целеустремленность
и энергию в работе, а также настойчивость
в преодолении встречающихся трудностей.
С этим связана и другая особенность старшеклассников,
относящаяся к работе над своим самовоспитанием.
Если подростки в большинстве своем отличаются
повышенной требовательностью к другим
и недостаточно требовательны к себе,
то в юношеском возрасте положение изменяется.
Они становятся более требовательными
к себе и своей работе, стремятся вырабатывать
у себя те черты и качества поведения,
которые в наибольшей мере способствуют
осуществлению намеченных планов. Все
это показывает, какое большое значение
имеют внутренние факторы (цели, мотивы,
установки и идеалы) в развитии личностных
качеств старшеклассников.
Существенной
особенностью старших школьников
является обостренность их сознания
и чувств в связи с предстоящим жизненным
самоопределением и выбором, профессии.
Вопрос, кем быть, для них уже не является
отвлеченным, и решается он не без колебаний,
не без трудностей и внутренних переживаний.
Дело в том, что школьное обучение так
или иначе делает для них более привычным
умственный труд, и под влиянием этого
многие юноши и девушки мечтают связать
свою жизнь с интеллектуальной деятельностью.
Общественные же потребности таковы, что
подавляющее большинство старшеклассников
после окончания школы должно вливаться
в сферу материального производства. В
результате этого у отдельных юношей и
девушек, особенно из числа слабоуспевающих,
складывается ложное мнение о том, что
учение дает мало пользы: работать на заводе,
заниматься мелкой торговлей, мелким и
средним бизнесом, дескать, можно и без
среднего образования... Это отрицательного
сказывается на их отношении к овладению
знаниями. Указанные трудности требуют
оказания действенной помощи учащимся
в формировании их жизненных планов и
проведения содержательной профориентации,
основной смысл которой должен состоять
в том, чтобы раскрыть учащимся красоту
человека труда, творческий характер работы
на современном производстве.
В развитии
и воспитании старшеклассников
нередко проявляется и такая
трудность. Стремление многих
родителей создать лучшие условия
для жизни и учебы своих
детей приводит к тому, что
последние привыкают к удовлетворению
всех своих запросов, вследствие
чего у них зачастую формируется
потребительское отношение к
жизни. Недостаточность же практического
опыта порождает отставание их
общего социального развития
и некоторую инфантильность (от
лат. infantilis - детский) в суждениях, что
в свою очередь не дает им возможности
понять неумеренность многих их потребностей
и нецелесообразность их удовлетворения.
Преодоление указанных недочетов обусловливает
необходимость расширения общественно
полезной деятельности учащихся и привлечения
их к сие тематическому труду как в школе,
так и дома.
Наконец, нельзя не отметить
того, что на развитие и поведении
старшеклассников большое влияние оказывает
их повышенная ре активность (чувствительность)
ко всему новому, что происходит и жизни,
в литературе, искусстве и музыке, а также
в моде. Они чутко и быстро улавливают
это и стремятся копировать все ультрасовременное:
длину волос, расцветку и необычный покрой
одежды, "музыкальные" произведения...
На этом фоне у них нередко обнаруживается
неверное отношение к классике в искусстве
и литературе непонимание важной роли
положительных культурных и трудовых
традиций. Это также создает определенные
проблемы в воспитании. Но при правильном
подходе к делу эти проблемы решаются
успешно. Главное здесь не борьба со стремлением
юношей и девушек ко всему новому, а наоборот,
своевременное и умелое приобщение их
к современным веяниям в искусстве, литературе
и моде, воспитание культуры восприятия
этого нового, преодоление тех крайностей,
которые иногда наблюдаются в следовании
моде. Таковы важнейшие особенности
развития и организации учебно-воспитательной
работы в старших классах.
- Возрастная
и педагогическая психология / Под ред.
А.В. Петровского. М., 1979.
- Кон И.С. Психология
старшеклассника. М., 1980.
- revolution.allbest.ru
- Кулагина
И.Ю. «Возрастная психология (развитие
ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное
пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998
- Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студентов высш.
пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология
образования. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997
- Рождественская
Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие
для студентов факультетов психологии
высших учебных заведений по специальностям
52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское
психологическое общество, 1998
План
работы классного
руководителя с учащимися
старших классов.
Цель: объединение
усилий педагогического коллектива,
учащихся, родителей по созданию благоприятных
условий для развития личности старшеклассника
и его самореализации через воспитание
понятия о школе, самопознание, семью,
духовную культуру.
Система воспитательной
работы классного руководителя –
это вполне определенное, необходимое
и достаточное, количество элементов
в их взаимодействии, порождающий
единственный, свойственный данной системе
результат. Чтобы построить систему,
надо произвести анализ природы задуманного
и желательного результата. [1]
Создавая модель
воспитательной системы для старшеклассников,
нужно, прежде всего, увидеть модель
самого выпускника современной средней
общеобразовательной школы, то есть
ясно представлять себе ожидаемый результат.
Целенаправленное
формирование личности человека предполагает
ее проектирование, но не на основе общего
для всех людей шаблона, а в
соответствии с индивидуальным для
каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические
и психологические особенности.
Строить систему работы отдельного
класса можно только как подсистему
общешкольной воспитательной системы.
Чтобы эта система была индивидуальным
вариантом, каждый классный руководитель
должен:
- индивидуализировать
деятельность школьника,
- индивидуализировать
восприятие школьником окружающей среды,
- индивидуализировать
педагогическую помощь детям в разрешении
их жизненных проблем,
- индивидуализировать
осмысление школьником жизни и своего
“Я” в этой жизни,
- диагностировать
индивидуальное развитие личности школьника.
Молодой человек, вступающий
в жизнь, должен обладать следующими
качествами:
- интеллигентностью,
высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью,
адаптивностью к непрерывным социальным
изменениям;
- инициативой,
предприимчивостью, трудолюбием, организованностью
- необходимыми качествами делового человека;
- потребностью
в непрерывном образовании и совершенствовании
в связи с избираемой профессией;
- умением владеть
собой в сложных жизненных ситуациях,
самодисциплиной, самоконтролем;
- диалектическим
мировоззрением, необходимым для ориентации
в мире и себе;
- высокой работоспособностью
(здоровье, опыт труда, культура отдыха
и др.)
Насколько воспитанники
приближаются к описанной модели, можно
выяснить в процессе аналитико-диагностической
деятельности: тестирования, анкетирования,
микроисследования, наблюдения, опроса
родителей, изучения медицинских карт.
Важным этапом становится выявление личностных
особенностей учащихся. В этом мне поможет
комплекс психолого-педагогических тестов
базы данных школьного информационного
центра, а также методика определения
модальностей личности по Гриндеру М.[2].
Разработчики популярного в последнее
время нейролингвистического программирования
(НЛП) Ричард Бэндлер и Джон Гриндер высказали
мнение о том, что у каждого человека есть
своя индивидуальная модель представления
о мире, о себе и о своем поведении в этом
мире (своеобразная Я- концепция). Авторы
предлагают технологию изучения индивидуальной
модели личностного опыта и способы изменения
выявленных нежелательных вредных для
конкретного человека представлений.
Майкл Гриндер существенно усовершенствовал
их для конкретного контекста образования,
применив НЛП к диагностике модальностей
личности учащихся. Учителю представлены
точные описания техник активного и пассивного
наблюдений, классификация стилей научения
учеников и техники адаптации учителя
к ученику. Результат - не только улучшение
успеваемости, но и улучшение взаимоотношений
с учениками, что и составляет фундамент
эффективной воспитательной работы с
детьми.