Особенности воспитательной работы со старшеклассниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».

2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.

3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Содержание

Введение.

1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 129.07 Кб (Скачать)

Формирование  чувств. Без эмоций не может быть поиска истины. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с  трудностями и лишениями, невозможно. Нужно  его «зажечь». Только  обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели  достигают  правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Главный этап воспитательного процесса –  деятельность.

         Чем большее место  в структуре воспитательного  процесса занимает педагогически  целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

      Диалектика  воспитательного процесса  раскрывается в его противоречиях. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса:

  • противоречие между   новыми потребностями и возможностями их удовлетворения,
  • противоречия между школой и семьей ( противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов),
  • противоречие между словом и делом,
  • противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников,
  • несоответствия требований уровню подготовленности  воспитанников.

         Ученики проводят в  учебном заведении большую часть  своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

         Принцип открытости.

         Учащиеся планируют  жизнь в классе совместно с  классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с  учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем  арсенале аргументы убеждения, соответствующие  принципу привлекательности.

         Принцип привлекательности  будущего дела

         Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность  выполняемого дела, которое у них  получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

         Принцип деятельности.

         Иногда можно слышать  от классного руководителя таки слона: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими  доводами соглашаться трудно. Ребятам  нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную  деятельность необходимо строить, используя  знания, умения и навыки учебной  деятельности. Словом, все, что изучено  на уроке можно практически «потрогать»  вне его. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, конкурсы «Что? Где? Когда?»-живая и конкретная деятельность.

         Принцип свободы  выбора.

         Предлагая ребятам  участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность  выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот – растет.

         Принцип обратной связи.

         Большое значение в  работе классного руководителя имеет  принцип обратной связи. Проведя  любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия  в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально  и безразлично, то у них тоже формируется  неформальное отношение к порученному  делу.

         Принцип сотворчества.

         В этом принципе соединяется  два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися  себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

         Принцип успешности.

         И взрослому, и ребенку  нужно чувствовать собственную  значимость и успешность. Степень  успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание  участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни  школы. Если ученик будет видеть, что  его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет  участвовать еще активнее и с  удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово  классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и  успешность развития и совершенствования  каждой личности по мере развития классного  коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 

      Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.

         Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях  они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

         В своей профессиональной деятельности школьный учитель  имеет  дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить  порог взрослой жизни – старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками  встают новые жизненные задачи, в  решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а от общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение .

         В познавательной сфере  у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется  более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в  подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

         Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

         В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного  запоминания при одновременно увеличивающейся  продуктивности опосредованного запоминания.

         Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они  оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая  самые сложные.

         Старший школьный возраст  характеризуется продолжающимся развитием  общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов  деятельности: учения, общения и  труда. В учении формируются общие  интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются  коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт  с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В  труде идет активный процесс становления  тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей .

         В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают  качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

         В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог  стать представителем любой, самой  привлекательной профессии. Старшекласснику  приходится ориентироваться в различных  профессиях, что совсем не просто, поскольку  в основе отношения к профессии  лежит не свой собственный, а чужой  опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить  свои объективные возможности —  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

         Профессиональное  самоопределение стимулирует раз-питие  новых интересов к учебным  дисциплинам. Нередко родители прививают  интерес к определенным дисциплинам  и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для  успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным  языком.

         В развитии эмоциональной  сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система  становится более уравновешенной. Как  правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских  эмоций является их достаточно высокая  избирательность.

         Юноши, по сравнению  с подростками, лучше управляют  своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно  в меньшей мере зависит от нервной  системы и в большей степени  определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается  повышенная эмоциональность.

         Говоря о самооценке в ранней юности, в российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности  характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный  взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

         В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет  «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность  в себе.  Их самооценка низка и  конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

         В связи с изменениями  в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным .

         Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое  притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек  решает, каким он будет в своей  взрослой жизни. 

Информация о работе Особенности воспитательной работы со старшеклассниками