Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.
Объектом исследования является социализация старших подростков.
Предметом исследования – влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.
Достичь цели курсовой работы возможно благодаря решению поставленных задач:
1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.
3. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития.
3. Охарактеризовать интернет, как фактор социализации старших подростков.
4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.
Введение……………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ……………… 5
1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………
5
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития ………………………
11
1.3. Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….
14
Выводы по первой главе………………………………… 19
Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................
20
2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….
20
2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
Выводы по второй главе ………………………………… 27
Заключение………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………… 30
Приложения……………………………………………………
Низкий уровень (0-1 баллов)старшего подростка характеризуется знанием о сети интернет, как глобальной сети, обладающей доступной информацией, не ограниченной по объему, регулярно обновляемой, сопровождающееся большим количеством графической информации. Но подросток не пользуется его возможностями.
При анализе данных о частоте использования интернета старшими подростками, мы используем временные показатели авторов Пырочкина С.А., Погорелова О.П.:
Высокая частота использования (4балла) – 10 -30 часов в неделю подросток проводит в интернете.
Средняя частота использования (2-3балла) – 5- 9 часов в неделю подросток проводит в интернете.
Низкая частота использования (0-1баллов) – 1- 4 часа в неделю подросток проводит в интернете.
При анализе данных такой особенности, как использование интернета в целях коммуникации, мы выявляем высокий, средний, низкий уровень:
Высокий уровень (6-8 баллов) использования интернета в целях коммуникации характеризуется тем, что подросток при общении с друзьями выбирает чаще всего интернет-ресурсы. Для общения с представителями другой возрастной группы обращается к тематическим сайтам, чатам, форумам. Подросток использует сеть интернет для новых знакомств.
Средний уровень (3-5балла) использования интернета в целях коммуникации характеризуется тем, что подросток при общении с друзьями выбирает лишь иногда интернет-ресурсы, а в основном предпочитает личное общение. Использует сайты, форумы, чаты для общения с представителями другой возрастной группы.
Низкий уровень (0-2 балла) использования интернета в целях коммуникации характеризуется тем, что подросток при общении с друзьями выбирает чаще всего личное общение. Предпочитает заводить новые знакомства в ходе живой беседы. Общается с представителями другой возрастной группы из своего ближайшего окружения - родителями, учителями, друзьями семьи и дальними родственниками.
Таким
образом, при проведении констатирующего
эксперимента мы изучаем особенности
влияния интернета как фактора социализации
старших подростков: рассматривая уровень
владения подростками знаний об интернете,
а так же знания об условиях пользования,
знаниях о программах и сайтах, выявляем
частоту использования интернета старшими
подростками и использование интернета
в целях коммуникации. Все перечисленные
показатели указывают на особенность
влияния интернета, как фактора социализации
старших подростков.
2.2. Ход и результаты исследования
Констатирующий
Анкетирование было проведено в первой половине дня во время классного часа.
При выявлении особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков, мы определили уровень владения подростками знаний об интернете, частоту его использования и использования в целях коммуникации (см. 1.3.).
Рисунок 1
Уровень владения старшими подростками знаний об Интернете
в процентном соотношении
(результаты представлены в процентах)
Как
мы видим из Рисунка 1, у 90% испытуемых
преобладает высокий уровень знаний об
Интернете. У 10% подростков – средний уровень,
низкий уровень отсутствует полностью.
Рисунок 2
Частота
использования интернета
(результаты
представлены в процентах)
Как
мы видим из Рисунка 2, у 79% испытуемых
преобладает высокий уровень частоты
пользования интернетом. У 21% подростков
– средний уровень, низкий уровень отсутствует
полностью
Рисунок 3
Использование интернета в целях коммуникации
(результаты
представлены в процентах)
Из Рисунка 3, следует, что у 80% испытуемых преобладает высокий уровень пользования Интернетом в целях коммуникации. У 20% подростков – средний уровень, низкий уровень отсутствует полностью
По
результатам данного
- уровень владения старшими подростками знаниями об Интернете
- частота использования интернета;
-
использование интернета в целях коммуникации.
2.3. Анализ полученных результатов
Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования учащихся старших классов указывает на то, что старшеклассники обладают в большинстве своем высоким уровнем владения знаний об интернете.
Учащиеся знают, что сеть интернет, глобальная сеть, обладающая доступной информацией, не ограниченной по объему, регулярно обновляемой, сопровождающееся большим количеством графической информации. Так же учащиеся имеют представление о возможностях получения информации в интернете. Знакомы с функциями интернет-сервисов: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Пользуются электронной почтой (e-mail),группой новостей USENET или телеконференциями, списками рассылками (maillists), чатами (Internet Real Chat – беседа через интернет). Службой ICQ («I seek you», в пер. с англ. – «Я тебя ищу»), WWW, службой глобального соединения.
При анализе данных о частоте использования интернета старшими подростками, мы выявили, что большинство учащихся обладают высокой частотой использования интернета – 10 -30 часов в неделю. Это составляет весомую часть от свободного времени подростков.
Далее мы исследовали использование интернета подростками в целях коммуникации. Анализируя полученные данные, мы выявили, что у большинства подростков в группе имеют высокий уровень использования интернет в целях коммуникации. Поведение подростков в этом случае характеризуется тем, что они при общении с друзьями выбирают чаще всего интернет - ресурсы. Для общения с представителями другой возрастной группы чаще обращаются к тематическим сайтам, чатам, форумам. Так же подростки используют сеть интернет для новых знакомств.
Учитывая полученные нами данные по выявлению особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков, мы определили уровень владения подростками знаний об интернете, частоту его использования и использование в целях коммуникации. По всем трем параметрам, мы выявили, высокий уровень. Из полученных данных можно сделать вывод, что интернет является весомым фактором социализации подростков.
Школьники исследуемой нами группы используют возможности Интернет в полном объёме. Большинство учащихся используют Интернет как источник информации и средство для общения. На наш взгляд, такие данные получены еще из-за возможности полноценного доступа к сети, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях.
Но
влияние интернета в
Вывод
по второй главе
При проведении констатирующего эксперимента мы изучили особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков, с помощью таких показателей как: уровень владения подростками знаний об интернете, частота использования интернета старшими подростками и использование интернета в целях коммуникации. Все перечисленные показатели указывают на особенность влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.
По
трем указанным показателям, мы выявили,
высокий уровень. Из чего следует, что
подростки владеют знаниями об интернете
и его возможностях, являются активными
пользователями, часто используют интернет
в целях коммуникации. Из полученных данных
можно сделать вывод, что интернет является
фактором социализации подростков.
Заключение
Изучая
особенности влияния интернета
на социализацию старших подростков,
мы рассмотрели теоретические
Описывая особенности социализации в старшем подростковом возрасте, а так же психофизиологические изменения и трудности, которые влияют на ход социализации на данном возрастном этапе, мы опирались на труды Г.С. Абрамовой, Л.Д. Столяренко, С.А. Пырочкиной, О.П.Погореловой.
Раскрывая тему работы, мы подробно
рассматриваем такой фактор
Новизна, яркость, большие возможности сети интернет, отсутствие контроля привлекают современных подростков.
Для исследования особенностей влияния интернета на социализацию подростков, мы использовали такие показатели, как: уровень владения подростками знаний об интернете, частоту его использования и использование в целях коммуникации.
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №5» г. Северодвинска, Архангельской области, школа оснащена компьютерным классом, где обеспечен учащимся доступ в интернет. В исследовании участвовали учащиеся 8 «А» класса, возраст которых 13- 14 лет, принадлежат к возрастной группе старшие подростки.
Данные
констатирующего эксперимента, позволили
нам сделать вывод, что интернет
является фактором социализации подростков.
Список
использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
2. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. – Самара, 2005. – 17-23.
3.
Альбуханова-Славская К.А.
4. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.– 176с.
Бодалев А. А. Личность и общение.– М.: Политиздат, 1983.– 270с.
5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991.
Информация о работе Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков