Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.

Объектом исследования является социализация старших подростков.

Предметом исследования – влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Достичь цели курсовой работы возможно благодаря решению поставленных задач:

1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.

3. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития.

3. Охарактеризовать интернет, как фактор социализации старших подростков.

4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ……………… 5
1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………
5
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития ………………………
11
1.3. Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….
14
Выводы по первой главе………………………………… 19
Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................
20

2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….


20
2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
Выводы по второй главе ………………………………… 27
Заключение………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………… 30
Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Особенности влияния интернета, как фактора социализации.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     б) асинхронная коммуникация по типу «многие-многим» (сервисы       Usenet, доски объявлений, листы рассылки);

     в) синхронная, совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному», «один-нескольким»  или «один-многим», организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD), в чатах и программах обмена сообщениями, например, в ICQ [13:интернет ресурс];

     г) асинхронная коммуникация, характеризующаяся  тем, что получателю необходимо найти  сайт для получения доступа к  нужной информации, и построенная по принципу «многие-одному», «один-одному» или «один-многим» (Web-сайты, FTP-сайты)[13:интернет ресурс];

     Отметим, что только «обеспечивает», то есть термин «Интернет» указывает на технологию связи. А сама коммуникация проходит с помощью сервисов, которые предоставляются Интернетом. Наиболее распространенными Интернет-сервисами являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются службами Интернета. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

     Электронная почта (e-mail)–относится к системе индивидуальной коммуникации, позволяет создавать и пересылать электронные письма от источника одному или нескольким получателям. Это первая и наиболее распространенная служба Интернета.

     Группы  новостей USENET, или  телеконференции – коллективная коммуникационная система, своего рода клуб для общения людей с общими интересами. Сетевые новости – это вторая по распространенности служба. Если электронная почта передает сообщение по принципу «от одного-одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного-многим». Посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций во всем мире.

     Списки  рассылки (maillists) – служба также работает по принципу «от одного-многим» и заключается в пересылке тематических сообщений всем желающим (подписчикам) через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей – подписчиков этого списка рассылки. Посылая сообщение на этот адрес, его получат все подписчики списка рассылки по данной теме.

     Чаты (Internet Real Chat – беседа через интернет) – интерактивная система коллективной коммуникации, поддерживающая письменные дискуссии в режиме реального времени. Служба чата используется как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных международных дискуссий. Данная служба похожа на Usenet, но обмен сообщениями в ней ведется без задержек.

       Служба ICQ («I seek you», в пер. с англ. – «Я тебя ищу») – служба, которая позволяет пользователям сети обмениваться сообщениями в реальном масштабе времени, а также организовывать чат, передавать файлы и многое другое.

     Служба FTP (File Transfer Protocol –  протокол передачи файлов) – это служба, позволяющая осуществлять копирование файлов (программ, видео-, аудиофайлов, документации и т. п.) в режиме реального времени как с удаленного компьютера на свой, так и наоборот.  
 WWW, служба глобального соединения («World Wide Web») – это система организации информации в интернете, которая позволяет объединять в одном структурированном документе (Web-странице) информационные элементы различного происхождения (текст, изображение, звук), а также включать в любой документ ссылки на другие документы, расположенные в произвольных местах сети (гиперссылки). Набор Web-страниц, связанных между собой ссылками и предназначенных для достижения единой цели, называется Web-сайтом. На сегодняшний день это самый популярный и удобный сервис Интернета, позволяющий получать доступ к информации на любых серверах, подключенных к сети, во всем мире. Именно ресурсы WWW – есть тот гигантский массив данных, благодаря которому Интернет получил заслуженную популярность. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернета. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных служб сети  [2:17].

     Интернет  – это технология организации  каналов передачи информации (с помощью различных служб), основанная на цифровом способе передачи данных между компьютерами всего мира, однако, он является основой информационных технологий современности, поскольку:

  1. Компьютеры, подсоединенные к сети, могут делить и передавать тексты или мультимедийную информацию;
  2. Сеть платформонезависима и может работать с различными операционным системами на любом типе компьютерного оборудования.
  3. Электронная почта предоставляет множественные коммуникации между компьютерами, подключенными к Сети;
  4. Браузеры обеспечивают интуитивный, графический интерфейс, позволяют точно и беспрепятственно двигаться по тексту и мультимедийным файлам с помощью щелчков мыши;
  5. У пользователей есть встроенные гиперссылки для управления информацией которые позволяют загрузить файл из местной или удаленной области;
  6. Пользователи имеют быстрый и дешевый доступ к одной и той же информации;
  7. Платить надо совсем немного. Программирование на языке HTML, единственном универсальном электронном стандарте коммуникаций, сравнительно просто и дешево;
  8. Приложения Интернет — масштабируемые и поддерживают конструкции типа «клиент-сервер».
  9. Распределенная природа приложений обеспечивает эффективное использование организационных компьютерных ресурсов [2:20].

     Наиболее  часто влиянию интернета подвержены подростки. Их привлекает яркость, доступность, реалистичность, способность к быстрой коммуникации. Они порой настолько увлекаются жизнью в сети, что им там становиться гораздо интереснее, чем  в реальной жизни. При использовании интернетом, все чаще необходимо выполнять конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей [17: 6].

       Особенности влияния интернета  на социализацию подростка:

  1. коммуникация подростка; Коммуникация в Интернете принимает разные формы: от web-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа, сообщением - материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек. При общении в сети интернет подросток может не указывать свои реальный возраст, приписывать себе не существующие заслуги, тем самым повысить свой статус.
  2. наличие собственного (интимного)  мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  3. отсутствие ответственности и контроля над деятельностью подростка;
  4. реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  5. возможность исправить любую ошибку путем неоднократных попыток, изменить виртуальную реальность;
  6. возможность самостоятельно принимать любые (в рамках сети) решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести [17: 7].

     Таким образом, на современном этапе развития общества интернет представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а так же частных пользователей. Возможности этой сети до сих пор до конца не изучены, и порой кажутся безграничными. Новизна, яркость, большие возможности сети интернет привлекают современных подростков и оказывают значительное влияние на их социализацию. 
 
 
 

     Выводы  по первой главе 

     В данном разделе мы раскрыли понятие социализации – это процесс и результат усвоения личностью социальных норм и правил поведения. Рассмотрели этапы, факторы и механизмы социализации. Описали особенности социализации в старшем подростковом возрасте, а так же психофизиологические изменения и трудности, которые влияют на ход социализации на данном возрастном этапе.

     В настоящее время Интернет - один из важных факторов социализации подростков. Его можно отнести к мезофакторам социализации, так как Интернет - это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций, которые ведутся по классической схеме стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель».

     Новизна, яркость, большие возможности сети интернет привлекают современных подростков и оказывают значительное влияние  на их социализацию. 
 
 

     Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков

     2.1. Цель, задачи, методика  исследования особенностей  влияния интернета  как фактора социализации  старших подростков 

     В данном разделе представлена методика констатирующего эксперимента, цель которого – изучение особенностей влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

     Для достижения цели были определены следующие  задачи:

  1. разработать и апробировать методики исследования особенностей влияния интернета, как фактора социализации старших подростков;
  2. выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков;
  3. описать экспериментальные данные;
  4. выполнить анализ и интерпретацию данных;

     Для исследования особенностей влияния  интернета, как фактора социализации старших подростков мы выбираем следующие:

     -  владение подростками знаний  об интернете;

     - частота его использования;

     -  использование в целях коммуникации [17: 51].

     Методика  «Особенности влияния  интернета, как фактора  социализации старших  подростков»

     Цель: выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков. Для данного метода был разработан бланк анкеты (см. Приложение 1).

     Для того чтобы  выявить особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков, мы определяем  уровень владения подростками знаний об интернете, частоту его использования и использования в целях  коммуникации (см. 1.3.).

        При определении уровня владения  подростками знаний об интернете, мы выявляем знания об условиях пользования, знаниях о программах и сайтах. Вопросы анкеты № 1, 2, 3.

     При выявление такой особенности  как  «частота» использования  интернета, мы рассматриваем какое  количество времени подросток уделяет  интернету в свое свободное время. Вопросы анкеты № 4, 5.

     При  выявлении  такой особенности, как использование интернета в целях коммуникации, мы рассматриваем использование подростками в Интернете разных форм общения: от web-страниц до электронных писем между друзьями и ICQ- сообщениями. Выявляем источник общения подростков, им  может быть частное лицо, группа, аудитория взрослых или сверстников. Вопросы анкеты № 6, 7, 8, 9.

     При обработке результатов, следует  сопоставить ответы испытуемого  с ключом:

       Ответ «а» – на вопросы с  1 по 9 – оценивается в 2 балл.

     Ответ «б» - на вопросы с 1 по 9 - оценивается  в 1 балл.

     Ответ «в» - на вопросы с 1 по 9 - оценивается  в 0 баллов.

     Максимальное  количество  18 баллов.

     При интерпретации данных мы  выявляем уровень владения  подростками  знаний об Интернете, а так же   знания об условиях пользования, знаниях о программах и сайтах.

     Высокий уровень (4-6 баллов) подросток представляет  сеть интернет, как глобальную сеть, обладающей доступной информацией, не ограниченной по объему, регулярно обновляемой, сопровождающееся большим количеством графической информации. Учащийся имеет представление о возможностях получения информации в интернете. Знаком с функциями Интернет-сервисов: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Пользование подростком электронной почтой (e-mail),группой новостей USENET или телеконференциями, списками рассылками (maillists), Чатами (Internet Real Chat – беседа через интернет), Службой ICQ («I seek you», в пер. с англ. – «Я тебя ищу»), WWW, службой глобального соединения.

     Средний уровень (2 - 4 баллов) старшего подростка характеризуется знанием о сети интернет, как глобальной сети, обладающей доступной информацией, не ограниченной по объему, регулярно обновляемой, сопровождающееся большим количеством графической информации. Пользование подростком электронной почтой (e-mail),группой новостей USENET или телеконференциями, списками рассылками (maillists), Чатами (Internet Real Chat – беседа через интернет), Службой ICQ («I seek you», в пер. с англ. – «Я тебя ищу»), WWW, службой глобального соединения.

Информация о работе Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков