Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.

Объектом исследования является социализация старших подростков.

Предметом исследования – влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Достичь цели курсовой работы возможно благодаря решению поставленных задач:

1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.

3. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития.

3. Охарактеризовать интернет, как фактор социализации старших подростков.

4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ……………… 5
1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………
5
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития ………………………
11
1.3. Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….
14
Выводы по первой главе………………………………… 19
Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................
20

2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….


20
2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
Выводы по второй главе ………………………………… 27
Заключение………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………… 30
Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Особенности влияния интернета, как фактора социализации.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [16: 12].

     К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

     Традиционный  механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения [ 16: 13].

     Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально0одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

     Надо  иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

     Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация  [ 16: 14].

     Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных  половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

     Таким образом, процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

     - стихийной социализации  человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

      относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, срок службы в армии и т.д.);

     - относительно социально-контролируемой социализации (воспитание) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

     - более или менее сознательного самоизменения человека в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни [16: 15]. 
 

     1.2. Возрастные особенности  старших подростков  и особенности  их социального  развития

     Подростковый возраст – это период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5—9-х классов) [10:18]. В данной работе мы рассматриваем старших подростков – это период примерно от 12 до 15 лет (учащиеся 7-9-х классов).

     Рассмотрим  краткую характеристику старшего подросткового  возраста.

     Основная  потребность данного возраста - быть взрослым. В период подросткового возраста происходит освоение внешнего «рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения [17:39].

     Центральным и специфичным новообразованием этого периода является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

     В подростковом возрасте проходит стадия индивидуализации социализации личности, которая характеризуется самоопределением подростка «Мир и Я» [20:606]. Взрослые для подростка – это не весь мир старших, а только ближайшие старшие: юные и молодые. У ребенка возникает большое стремление к самоутверждению себя в роли взрослого, в том числе через демонстративное участие в субкультурных юношеских группах. Образ «Я» – пока еще противоречивый и неустойчивый. Противоречиво все: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику; описание и отношение к своему характеру, способностям; оценка себя как субъекта общения и субъекта деятельности [1: 56].  В старшем подростковом возрасте юноши и девушки сталкиваются с необходимостью решать две главные задачами:

  1. достижение некоторой автономии и независимости от родителей;
  2. формирование собственной идентичности, самоопределения - создание целостного образа своего собственного «Я», гармонично сочетающего в себе различные элементы личности [14:131].

     Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Именно поэтому, в этом возрасте наиболее интенсивно проходит социальное развитие. Данному возрасту привлекательна совместная деятельность, особенно если она сочетается с широким групповым общением.

      Ведущей  деятельностью  подростков является  личностное  общение [12:17]. Высокий уровень социализации подростков помогает  решить коммуникативные проблемы, вызванные недостатком опыта в общении и способствует развитию межличностных (внутригрупповых) отношений [10: 121].

       Также в этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности [12:19]..

             Психофизиологические изменения  не могут не повлиять на  ход и   содержание социализации. Проявляется двойственность, с одной стороны - это склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с другой стороны, подчеркнутая автономия и независимость. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

     Трудности социализации в этот период связаны  с тремя главными обстоятельствами:

     1) несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

     2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;

  1. противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

     Подростки ищут признания своей психологической  взрослости за рамками школы и  семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

        Таким образом, в подростковом возрасте проходит такая стадия социализации, как индивидуализация, которая характеризуется самоопределением подростков «Мир и Я», но на данном этапе мировоззрение подростка еще не устойчиво. Так же в подростковом возрасте происходят психофизические изменения, которые влияют на ход социализации. Вследствие этого возникают трудности несовпадения между высоким уровнем притязаний подростков и низких  социальных статусов, непризнание родителями их новых возможностей, ориентация подростков на самостоятельность и в тоже время зависимость от мнения и поведения сверстников. 
 

     1.3. Интернет, как фактор  социализации в   подростковом  возрасте 

            К третьей группе факторов социализации относятся – мезофакторы. Мезофакторы («мезо» -средний,  промежуточный)- условия социализации больших групп людей, выделяемых по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и интернет) [16: 10].

        При воздействии мезофакторов включается институциональный механизм социализации, который функционирует в процессе взаимодействия человека и средств массовой коммуникации [16: 13].

     По  сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.

     Все многообразие коммуникаций между производителями  и потребителями информации в  Интернете сводится к четырем большим группам: а) асинхронная, не совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному» (посредством электронной почты) [13:интернет ресурс];

Информация о работе Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков