Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.
Объектом исследования является социализация старших подростков.
Предметом исследования – влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.
Достичь цели курсовой работы возможно благодаря решению поставленных задач:
1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.
3. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития.
3. Охарактеризовать интернет, как фактор социализации старших подростков.
4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.
Введение……………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ……………… 5
1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………
5
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития ………………………
11
1.3. Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….
14
Выводы по первой главе………………………………… 19
Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................
20
2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….
20
2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
Выводы по второй главе ………………………………… 27
Заключение………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………… 30
Приложения……………………………………………………
Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [16: 12].
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения [ 16: 13].
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально0одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.
Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация [ 16: 14].
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.
Таким образом, процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, срок службы в армии и т.д.);
- относительно социально-контролируемой социализации (воспитание) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
-
более или менее сознательного
самоизменения человека в соответствии
с индивидуальными ресурсами и в соответствии
или вопреки объективным условиям жизни
[16: 15].
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития
Подростковый возраст – это период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5—9-х классов) [10:18]. В данной работе мы рассматриваем старших подростков – это период примерно от 12 до 15 лет (учащиеся 7-9-х классов).
Рассмотрим краткую характеристику старшего подросткового возраста.
Основная потребность данного возраста - быть взрослым. В период подросткового возраста происходит освоение внешнего «рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения [17:39].
Центральным и специфичным новообразованием этого периода является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
В подростковом возрасте проходит стадия индивидуализации социализации личности, которая характеризуется самоопределением подростка «Мир и Я» [20:606]. Взрослые для подростка – это не весь мир старших, а только ближайшие старшие: юные и молодые. У ребенка возникает большое стремление к самоутверждению себя в роли взрослого, в том числе через демонстративное участие в субкультурных юношеских группах. Образ «Я» – пока еще противоречивый и неустойчивый. Противоречиво все: представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику; описание и отношение к своему характеру, способностям; оценка себя как субъекта общения и субъекта деятельности [1: 56]. В старшем подростковом возрасте юноши и девушки сталкиваются с необходимостью решать две главные задачами:
Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Именно поэтому, в этом возрасте наиболее интенсивно проходит социальное развитие. Данному возрасту привлекательна совместная деятельность, особенно если она сочетается с широким групповым общением.
Ведущей деятельностью подростков является личностное общение [12:17]. Высокий уровень социализации подростков помогает решить коммуникативные проблемы, вызванные недостатком опыта в общении и способствует развитию межличностных (внутригрупповых) отношений [10: 121].
Также в этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности [12:19]..
Психофизиологические
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
1) несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;
2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;
Подростки
ищут признания своей
Таким образом, в подростковом возрасте
проходит такая стадия социализации, как
индивидуализация, которая характеризуется
самоопределением подростков «Мир и Я»,
но на данном этапе мировоззрение подростка
еще не устойчиво. Так же в подростковом
возрасте происходят психофизические
изменения, которые влияют на ход социализации.
Вследствие этого возникают трудности
несовпадения между высоким уровнем притязаний
подростков и низких социальных статусов,
непризнание родителями их новых возможностей,
ориентация подростков на самостоятельность
и в тоже время зависимость от мнения и
поведения сверстников.
1.3.
Интернет, как фактор
социализации в
подростковом
возрасте
К третьей группе факторов социализации относятся – мезофакторы. Мезофакторы («мезо» -средний, промежуточный)- условия социализации больших групп людей, выделяемых по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и интернет) [16: 10].
При воздействии мезофакторов включается институциональный механизм социализации, который функционирует в процессе взаимодействия человека и средств массовой коммуникации [16: 13].
По сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.
Все многообразие коммуникаций между производителями и потребителями информации в Интернете сводится к четырем большим группам: а) асинхронная, не совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному» (посредством электронной почты) [13:интернет ресурс];
Информация о работе Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков