Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.

Объектом исследования является социализация старших подростков.

Предметом исследования – влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Достичь цели курсовой работы возможно благодаря решению поставленных задач:

1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.

3. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития.

3. Охарактеризовать интернет, как фактор социализации старших подростков.

4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ……………… 5
1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………
5
1.2. Возрастные особенности старших подростков и особенности их социального развития ………………………
11
1.3. Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….
14
Выводы по первой главе………………………………… 19
Глава 2. Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................
20

2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….


20
2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
Выводы по второй главе ………………………………… 27
Заключение………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………… 30
Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Особенности влияния интернета, как фактора социализации.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение………………………………………………………      3
     Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков ………………      5      
            1.1. Понятие социализации, ее этапы, факторы и механизмы……………………….…………………………………  
5
            1.2. Возрастные особенности старших подростков и  особенности  их социального развития ………………………  
11
            1.3.  Интернет, как фактор социализации в подростковом возрасте…………………………………... …………………….  
14
            Выводы  по первой главе………………………………… 19
     Глава 2.   Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков….........................................  
20
                                                                            

     2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей влияния интернета как фактора социализации старших подростков ……………………………………………………….

 
 
20
            2.2. Ход и результаты исследования……………………. 23
            2.3. Анализ полученных результатов…………………… 26
            Выводы  по второй главе …………………………………      27
     Заключение…………………………………………………..      29
     Список  использованной литературы………………………      30
     Приложения……………………………………………………      32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  социализации подростков на современном этапе развития общества актуальна, в связи с тем, что подростки в большей мере подвержены негативному влиянию среды. Зачастую подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются, предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. В свободное от школьных занятий время подростки реализуют возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию посредством интернета, который в свою очередь влияет на установки и поведение подрастающего поколения.

     Интернет  в современном мире представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а так же частных пользователей [2:22]. Возможности этой сети до сих пор до конца не изучены, и можно только догадываться, какое влияние оказывает она на процесс социализации современного школьника.

     Существует  два подхода в определении роли человека в процессе социализации (хотелось бы отметить, что такое разделение весьма условно):

     субъект-объектный  подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли Эмиль Дюркгейм и Талкот Парсонс;

     субъект-субъектный подход предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на  самого себя. Основоположниками такого подхода можно считать Чарльза Кули и Д.Г.Мида [16: 9]. 

     Цель данной курсовой  работы – изучить особенности влияния интернета на социализацию старших подростков.

     Объектом исследования является социализация  старших подростков.

       Предметом исследования –   влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.

     Достичь цели курсовой работы возможно  благодаря решению поставленных задач:

     1. Раскрыть понятие «социализация», описать ее этапы, факторы и механизмы.

     3. Рассмотреть возрастные особенности  старших подростков и  особенности   их социального развития.

     3. Охарактеризовать  интернет, как  фактор социализации старших подростков.

     4. Выявить особенности влияния интернета, как фактора социализации старших подростков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Теоретические основы проблемы влияния интернета на социализацию старших подростков

    1. Понятие социализации, ее структура и факторы.

     Человек - существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен людьми, включен в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, индивид приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

     Анализ  многочисленных концепций социализации показывает, что все они так  или иначе тяготеют к одному из двух подходов расходящихся в понимании роли самого человека в процессе социализации.

     Основываясь на субъект-субъектном подходе, который предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на  самого себя (Чарльз Кули и Д.Г.Мид).

       Мы в своей работе придерживаемся следующего определения социализации - это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему индивидуальных связей, с другой стороны процесс активного производства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [ 16: 9].

     Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления (процесс автоматизации человека в обществе) человека в условиях конкретного общества.

     Процесс социализации длится всю жизнь. А.В.Петровский выделяет 3стадии социализации:

  1. адаптация (приспособление или первичная социализация) – от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается и подражает;
  2. индивидуализация (человек выбирает для себя нормы и правила поведения, которые ему подходят) в подростковом возрасте это стадия самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка;
  3. интеграция (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество) интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

     - сохранение своей непохожести  и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и  обществом;

  1. - изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство [20: 607].

       .

     Некоторые авторы добавляют еще 2е стадии социализации (Л.Д.Столяренко):

  1. трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через активную деятельность;
  2. послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям [20: 607].

     Этапы социализации

     В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с  возрастной периодизацией жизни  человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

     Человек в процессе социализации проходит следующие  этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). [16: 10]. 

     Факторы социализации

     Социализация  человека протекает во  взаимодействии индивида с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

     Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые  в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

     Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые  влияют на социализацию всех живущих  в определенных странах (это влияние  опосредствованно двумя другими  группами факторов)

     Третья - мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

     Мезофакторы влияют на социализацию человека как  прямо, так и опосредствованно через  четвертую группу - микрофакторы. К  ним относятся факторы, непосредственно  влияющие на конкретных людей, которые  с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум  [ 16: 11]. 
 
 

     Механизмы социализации

     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.

     Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки  зрения педагогики выделяет несколько  универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.

     К психологическим  и социально-психологическим  механизмам можно  отнести следующее.

     Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений  [ 16: 12].

     Экзистенциальный  нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.

     Подражание - следование какому либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

     Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Информация о работе Особенности влияния интернета как фактора социализации старших подростков