Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.

Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.

Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.

Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 с.

Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.

1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.

1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.

1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.

Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.

2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.

2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.

Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.

Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.

Список использованных источников……………………………………… 38 с.

Работа содержит 1 файл

основной текст.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Итогом  деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот выступает  высокий уровень готовности воспитанников  к самостоятельной жизни в  социуме, выявляемый в процессе годовой аттестации.

     Для повышения уровня социализации, адаптации  воспитанников и полной реализации поставленных задач необходимо дальнейшее развитие службы социально-педагогической поддержки детей-сирот. Здесь важным представляется рост удовлетворенности качеством жизни в детском доме (со стороны детей, педагогов, социального окружения); снижение конфликтности среды жизнедеятельности воспитанников; повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и ранней трудовой самореализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Программа социальной  защиты детей-сирот  в детских домах 

     В детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно организовать локальные службы медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист будет вести работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста должна обеспечить квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников.

     Так, медицинский работник должен информировать о состоянии здоровья детей, обеспечить лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни у воспитанников детского дома.

     Практический  психолог совместно с социальным педагогом должны внимательно изучать медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, своевременно выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психологом должен составляться банк данных, он должен оказывать психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь.

     Цель  работы социального педагога - изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребёнка и его микросреды, условий жизни, выявляение групп риска, оказание социальной помощи и поддержки при соблюдении прав детей, создание условий для их успешной социализации.

     Учитель класса коррекции и логопед должны проводить обследование вновь прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывать консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми.

     Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальному педагогу детского дома в паре с воспитателем важно обучить воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог должен вести работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, нести ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически проводить работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка.

     Воспитателю совместно с социальным педагогом рекомендуется проводить следующую работу:

  • беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;
  • посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.);
  • практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.).

     Проблема  самообеспечения (в том числе  и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией  в плане трудовой адаптации.

     Трудовая  подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности. Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников должна начинаться в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.

     Воспитателю важно ориентировать ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомить с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия – хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения – почта, дом быта, магазин). Инструкторам по труду необходимо организовать работу в учебных мастерских, учить пользоваться оборудованием мастерских, организовать и проводить мелкий ремонт мебели, одежды. Одна из задач, которая ставится перед социальным педагогом – знакомить детей с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов, рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования должны учить детей народно-прикладному искусству. Психологу следует выявлять интересы и склонности воспитанников, проводить диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями.

     Проблема  заботы о своём здоровье должна решаться во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники должны организовывать медосмотры (приглашают специалистов из поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводить профилактику инфекционных заболеваний, организовывать лечение диспансерных больных, проводить беседы по личной гигиене, организовывать встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводить практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (с учётом возрастных особенностей воспитанников).

     Психолог  должен проводить диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывать индивидуальные коррекционные программы и проводить коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации.

     В систему всех занятий, мероприятий  рекомендуется включать разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребёнок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций.

     Такая совместная работа социального педагога и других специалистов детского дома по социализации воспитанников обеспечит защиту прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жильё, трудоустройство, отдых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по 2-ой главе.

     Подведя итоги сказанному, отметим, что:

  1. Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.
  2. Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме.
  3. Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общие выводы

     Социальная  защита воспитанников детских домов, подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.

     Выпускники  детских домов чаще своих сверстников  оказываются участниками или  жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

     Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный  круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы  выбора принятия решения ограничивают возможности социализации.

     Невозможность обеспечения полноценных условий  в детском доме приводит к нарушению  процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких  черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме.

     Изучение  и обобщение опыта работы интернатных  учреждений позволило определить оптимальные  пути и средства обеспечения социальной защиты путем создания службы медико-социально-психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Список  использованных источников

  1. Конституция Украины. Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  2. Закон Украины „Об охране детства”. Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  3. Закон Украины „Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних”. Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  4. Закон Украины «Об обеспечении организационно – правовых условий социальной защиты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения». Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  5. Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью". Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  6. Гражданский Кодекс Украины. Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  7. Семейный Кодекс Украины. Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  8. Указ Президента Украины «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей». Интернет-ресурс: www.rada.gov.ua.
  9. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980- 416с.
  10. Беляков, В. В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк / В. В. Беляков.– М.: Дом, 1993.– 21 с.
  11. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1
  12. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9
  13. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999 –451 с.
  14. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. – с. 12-329
  15. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. -М.: Просвещение, 1990. 402 с.
  16. Иванова Н. П. и др. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, И. А. Бобылева. - М., 1999. - 26 с.69.
  17. Капська А.Й. Соціальна робота:технологічний аспект. К.: Центр навчальної літератури, 2004. - 352 с.
  18. Кондрашин В.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната Дефектология. 1991. №, с. 49-53.
  19. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. М. Изд-во Дрофа, 2001, с.12-21.
  20. Лангмайер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авицениум, 1984, 335 с.
  21. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991. - 80 с.
  22. Мухина B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) //Лишенные родительского нопечительства: Хрестоматия / Ред.сост. B.C.Мухина. М.: Просвещение, 1991.- 213-221.
  23. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М.: 1996.– С. 7–11.
  24. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2001, №4. С. 70-77.
  25. О порядке комплектования групп постинтернатной адаптации //  Социономия. - 2001. №5 - С.84-86.
  26. Психолого-педагогічні аспекти роботи з «дітьми вулиці»: Збірник статей та методик за загальною редакцією Толстоухової С.В., Пінчук І.М. – К., 2000. – С.5-9.
  27. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; : Педагогика, 1990.-160 с.
  28. Платонова А.А.Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов//Вестник №4, 2001 .– с.31.
  29. Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Полиграф, сервис, 2001, 10 с.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов