Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.

Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.

Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.

Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 с.

Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.

1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.

1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.

1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.

Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.

2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.

2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.

Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.

Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.

Список использованных источников……………………………………… 38 с.

Работа содержит 1 файл

основной текст.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Для ребёнка, оставшегося без попечения  родителей, профессиональное самоопределение  можно рассматривать как личностное самоопределение. Через выбор профессии  он определяет своё место в жизни  и ту систему отношений, в которой  будут чувствовать себя значимыми и востребованными.

     Отсутствие  в детских домах систематической  работы по развитию собственной активности ребёнка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию  пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность  в труде и индивидуальной профессиональной самореализации[12].

     В детские дома и школы-интернаты  поступают дети с далеко не лучшим прошлым. Криминальный опыт многие из воспитанников и выпускников  сиротских учреждений начинают приобретать  ещё в раннем детстве. Заброшенные родителями или ими специально обученные, они были вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и воровства.

     Перегруженность воспитанников негативным опытом, объективные  условия воспитания социальных сирот  в детских домах содержат дополнительные предпосылки для криминализации среды воспитанников:

  • дефицит опыта эмоционально-близких связей с людьми приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место другого и относиться к другому человеку, как самоценности. Это также ведёт к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пренебрежению собственной судьбой;
  • воспитание в искусственной изолированной среде, спектр жизненных искушений и опасностей, создаёт специфические «интернатские» нормы жизни. Это приводит к путанице понятий «моё-чужое», «взял-украл», «защита-насилие», «вина-невиновность»;
  • ограничения собственной активности воспитанника в силу регламентации жизни в детских домах ведёт к задержке формирования его Я-субъекта, осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизненной активности [28]. Несмотря на профилактическую направленность работы детских домов, их воспитанниками совершается всё большее количество правонарушений. По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, чаще всего совершают следующие преступления:
  • разбойные нападения;
  • кражи личного имущества;
  • изнасилования девушек, чаще групповые;
  • убийства.

     После окончания учёбы детям просто некуда уйти. Лучший вариант – город  представляет выпускникам жильё, но в этом случае возникает множество проблем. Выпускники детских домов не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги, не знают своих прав, не умет жить вне привычного для них коллектива. Обманным путём их заставляют продавать жильё, или с ними не уживаются соседи. Худший вариант – они возвращаются к себе домой, где они прописаны, то есть в тот же пьяный или наркотический ад, из которого они были вырваны, пока жили в детском доме. В том случае, если они попадают на учёбу в ПТУ, жизнь в общежитии для них становится началом познания всех тёмных сторон нашей жизни, которые могут привести их в криминальные структуры. Согласно статистике каждый пятый выпускник попадает в криминальную среду, каждая седьмая становится проституткой, около 6% выпускников заканчивают жизнь самоубийством. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по 1-ой главе.

      Рассмотрев  теоретические основы организации  социальной защиты воспитанников детских  домов мы выяснили, что нарушения в интеллектуальном, эмоционально - волевом и личностном развитии приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских домов оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам детских домов трудно адаптироваться.

     Воспитанники  детских домов с самого раннего возраста нуждаются в социальной защите и в специально-организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Таким образом, мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

      На  основании и по результатам теоретического исследования в Главе 1, можно сделать  следующие выводы:

  • существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать;
  • в настоящее время главным документом, регулирующим социальную защиту детей-сирот является закон Украины «Об обеспечении организационно – правовых условий социальной защиты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения»;
  • детский дом – это государственно-общественная форма устройства детей-сирот. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома. 

2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах 

     В работе специалистов детского дома наибольшую значимость имеют следующие аспекты  деятельности: определение уровня психического развития, потенциальных возможностей детей, осуществление полной коррекции  нарушений психофизического развития воспитанников, через реализацию комплексных социально-педагогических программ поддержки, обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации к среде, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

     В решении проблем, возникающих в работе службы социально-педагогической поддержки, специалисты, прежде всего, руководствуются интересами ребенка.

     Можно выделить следующие направления  деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

     1. Диагностическое направление.

     Такой компонент как диагностика имеет  значение для выявления проблем  ребенка и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает  неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки. Специалисты службы выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков возрастным ориентирам и др.

     Социальные  педагоги, проводя диагностическую  работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников  и особенностей интеграции их в социум.  

     В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника детского дома среди сверстников.

     2. Профилактическое направление.

     Цель  деятельности специалистов - предупреждение возможного неблагополучия в психическом  развитии воспитанников и эмоциональных  срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д. В основе профилактической работы лежит создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка в стенах детского дома, поддержание психологически комфортного климата жизнедеятельности.

     3. Психолого-педагогическое просвещение.

     Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная  система педагогических советов  и методических объединений. Эта  форма работы обеспечивает наибольшую продуктивность интеграции воспитательской работы.

     4. Консультирование.

     Это направление предполагает консультирование детей и воспитателей по результатам  диагностики и социологических  исследований, посещение уроков психологами, социальными педагогами, логопедами, валеологом (при необходимости консультирование воспитателей, администрации по итогам наблюдения за процессом обучения воспитанников детского дома). Специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. 

     Бывших  воспитанников консультируют социальные педагоги и психологи, организуя  помощь в решении возникших проблем.

     На  консультациях поднимается широкий  спектр жизненных проблем, которые  можно определенным образом квалифицировать как проблемы трудоустройства, защиты прав и законных интересов, помощь в решении проблем общения, построения семейных отношений и т. д.

     5. Коррекционно-развивающее направление.

     Данное  направление деятельности является одним из основных. Особенности развития личности воспитанников детского дома определяют основные аспекты воздействия. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. С младшими детьми используется система игр: дидактических, ролевых, сюжетных и др. Развивающие занятия с детьми стимулируют формирование познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов, увлечений детей. Обучающие и развивающие программы включают диспуты, КВНы, уроки психологии и др. мероприятия, направленные на обогащение знаний и представлений воспитанников о себе и других, формирование психологических умений, навыков взаимодействия и общения в коллективе сверстников.

     6. Коррекционное направление.

     Коррекционное направление работы построено с  учетом данных социально-психолого-педагогического  диагностирования детей и включает в себя индивидуальную и групповую  формы работы. Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей детей, групповая – на изменение форм межличностного общения, поведения и др.

     Важным  составляющим элементом коррекционной  работы психолога, валеолога, логопеда является использование игр, как  определенного психотехнического  средства, способствующего формированию важных психических функций, позитивности процесса личностного развития. В ходе коррекции развития ребенка специалисты учитывают: своеобразие психофизического состояния, неравномерность состояния психики человека, индивидуальные особенности, нарушения и отклонения в развитии, потенциальные возможности организма детей. Групповые и индивидуальные занятия проводятся с детьми по разработанным коррекционно-развивающим программам.

     7. Социально-развивающее направление.

     Оно ориентировано на создание развивающей среды в детском доме, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома. Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие.

     Социальный  педагог выступает как организатор  в сотрудничестве с администрацией, учителями, воспитателями и специалистами  службы социально-педагогической поддержки детей-сирот. Он создает условия для профессионального сопровождения подростков: помогает собрать все необходимые документы, способствует поступлению на подготовительные курсы, выбору подходящего учебного заведения.

     Помимо  реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу деятельности социальных педагогов входит социальная защита их прав. Сотрудники службы устанавливают контакты с представителями государственных органов управления, общественными организациями, учебными заведениями, службами по социальной защите семьи и детства, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников до 18 лет (всего более 40 организаций). Социальные педагоги наблюдают за соблюдением прав детей в школе, детском доме, в отношениях с родственниками, отстаивают юридические и финансовые интересы воспитанников перед государственными, общественными, производственно-коммерческими структурами, производят сбор документов, необходимых для решения жилищных вопросов и вопросов юридического статуса ребенка. Социальные педагоги работают со службами социальной защиты населения и с судами: оформляют социальные пенсии, пенсии по утере кормильца, взыскивают алименты, готовят документы о лишении родительских прав, разыскивают родственников, родителей, взаимодействуют с опекунами, будущими усыновителями.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов