Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.
Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.
Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.
Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.
Введение……………………………………………………………………….. 3 с.
Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.
1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.
1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.
1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.
Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.
Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.
2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.
2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.
Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.
Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.
Список использованных источников……………………………………… 38 с.
Для
ребёнка, оставшегося без попечения
родителей, профессиональное самоопределение
можно рассматривать как
Отсутствие
в детских домах
В детские дома и школы-интернаты поступают дети с далеко не лучшим прошлым. Криминальный опыт многие из воспитанников и выпускников сиротских учреждений начинают приобретать ещё в раннем детстве. Заброшенные родителями или ими специально обученные, они были вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и воровства.
Перегруженность воспитанников негативным опытом, объективные условия воспитания социальных сирот в детских домах содержат дополнительные предпосылки для криминализации среды воспитанников:
После
окончания учёбы детям просто
некуда уйти. Лучший вариант – город
представляет выпускникам жильё, но
в этом случае возникает множество
проблем. Выпускники детских домов не
готовы жить в коммунальных квартирах,
они не умеют готовить, стирать, правильно
расходовать деньги, не знают своих прав,
не умет жить вне привычного для них коллектива.
Обманным путём их заставляют продавать
жильё, или с ними не уживаются соседи.
Худший вариант – они возвращаются к себе
домой, где они прописаны, то есть в тот
же пьяный или наркотический ад, из которого
они были вырваны, пока жили в детском
доме. В том случае, если они попадают на
учёбу в ПТУ, жизнь в общежитии для них
становится началом познания всех тёмных
сторон нашей жизни, которые могут привести
их в криминальные структуры. Согласно
статистике каждый пятый выпускник попадает
в криминальную среду, каждая седьмая
становится проституткой, около 6% выпускников
заканчивают жизнь самоубийством.
Выводы по 1-ой главе.
Рассмотрев теоретические основы организации социальной защиты воспитанников детских домов мы выяснили, что нарушения в интеллектуальном, эмоционально - волевом и личностном развитии приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских домов оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам детских домов трудно адаптироваться.
Воспитанники детских домов с самого раннего возраста нуждаются в социальной защите и в специально-организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Таким образом, мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
На основании и по результатам теоретического исследования в Главе 1, можно сделать следующие выводы:
Глава
II. Методы и технологии
решения социальных
проблем и организации
мер по социальной защите
воспитанников детского
дома.
2.1.
Особенности социально-педагогической
деятельности по воспитанию
детей-сирот в детских
домах
В работе специалистов детского дома наибольшую значимость имеют следующие аспекты деятельности: определение уровня психического развития, потенциальных возможностей детей, осуществление полной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников, через реализацию комплексных социально-педагогических программ поддержки, обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации к среде, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
В решении проблем, возникающих в работе службы социально-педагогической поддержки, специалисты, прежде всего, руководствуются интересами ребенка.
Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:
1. Диагностическое направление.
Такой
компонент как диагностика
Социальные
педагоги, проводя диагностическую
работу с выпускниками, осуществляют
диагностику оптимальных
В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника детского дома среди сверстников.
2. Профилактическое направление.
Цель деятельности специалистов - предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д. В основе профилактической работы лежит создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка в стенах детского дома, поддержание психологически комфортного климата жизнедеятельности.
3.
Психолого-педагогическое
Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений. Эта форма работы обеспечивает наибольшую продуктивность интеграции воспитательской работы.
4. Консультирование.
Это
направление предполагает консультирование
детей и воспитателей по результатам
диагностики и социологических
исследований, посещение уроков психологами,
социальными педагогами, логопедами,
валеологом (при необходимости консультирование
воспитателей, администрации по итогам
наблюдения за процессом обучения воспитанников
детского дома). Специалисты обсуждают
возможные варианты решения проблемы,
позитивные и негативные стороны разных
решений, строят прогнозы эффективности,
помогают выбрать различные методы.
Бывших
воспитанников консультируют
На
консультациях поднимается
5.
Коррекционно-развивающее
Данное направление деятельности является одним из основных. Особенности развития личности воспитанников детского дома определяют основные аспекты воздействия. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. С младшими детьми используется система игр: дидактических, ролевых, сюжетных и др. Развивающие занятия с детьми стимулируют формирование познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов, увлечений детей. Обучающие и развивающие программы включают диспуты, КВНы, уроки психологии и др. мероприятия, направленные на обогащение знаний и представлений воспитанников о себе и других, формирование психологических умений, навыков взаимодействия и общения в коллективе сверстников.
6. Коррекционное направление.
Коррекционное
направление работы построено с
учетом данных социально-психолого-
Важным
составляющим элементом коррекционной
работы психолога, валеолога, логопеда
является использование игр, как
определенного
7.
Социально-развивающее
Оно ориентировано на создание развивающей среды в детском доме, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома. Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие.
Социальный
педагог выступает как
Помимо реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу деятельности социальных педагогов входит социальная защита их прав. Сотрудники службы устанавливают контакты с представителями государственных органов управления, общественными организациями, учебными заведениями, службами по социальной защите семьи и детства, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников до 18 лет (всего более 40 организаций). Социальные педагоги наблюдают за соблюдением прав детей в школе, детском доме, в отношениях с родственниками, отстаивают юридические и финансовые интересы воспитанников перед государственными, общественными, производственно-коммерческими структурами, производят сбор документов, необходимых для решения жилищных вопросов и вопросов юридического статуса ребенка. Социальные педагоги работают со службами социальной защиты населения и с судами: оформляют социальные пенсии, пенсии по утере кормильца, взыскивают алименты, готовят документы о лишении родительских прав, разыскивают родственников, родителей, взаимодействуют с опекунами, будущими усыновителями.
Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов