Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.
Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.
Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.
Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.
Введение……………………………………………………………………….. 3 с.
Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.
1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.
1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.
1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.
Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.
Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.
2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.
2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.
Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.
Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.
Список использованных источников……………………………………… 38 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дата | Подпись | |
Методист | ||
Преподаватель |
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социальная педагогика»
НА ТЕМУ:
«Особенности социальной защиты воспитанников
детских домов»
специальность – социальная педагогика
Васильевны
Ялта, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.
1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.
1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.
1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.
Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.
Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.
2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.
2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.
Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.
Общие
выводы.………………………………………………………….
Список
использованных источников………………………………………
38 с.
Введение
Актуальность исследования. Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома.
В современных условиях воспитанники детских домов особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) детских домов, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.
Что касается сущности понятия «социальная защита», то традиционно оно рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная защита совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком же смысле под социальной защитой понимается политика государства, направленная на обеспечение существования тех групп населения, которые находятся в особо трудном материальном положении.
Поиски оптимизации социальной защиты воспитанников детских домов определили направление исследования как в системе образования, так и в системе органов социальной защиты населения, так как решение проблем воспитанников возможно усилиями этих ведомств.
Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что при проведении мероприятий по организации социальной защиты воспитанников детских домов делаются попытки поиска новых путей и методов решения проблемы. Существует множество "пробелов" в украинском законодательстве. В связи с этим на государственном уровне принят ряд важных документов международного и общеукраинского значения, направленных на полноценное развития воспитанников детских домов и разработку методов для создания оптимальных условий для их существования. В Украине последнее время отводится большое внимание со стороны государства вопросам законодательной поддержки детей, о чем свидетельствуют Законы Украины „Об охране детства”, „Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних”, «Об обеспечении организационно – правовых условий социальной защиты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения», "О социальной работе с детьми и молодежью", "О занятости населения", Семейный, Гражданский, Гражданско-процессуальные Кодексы, Указы Президента Украины «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей» и т.д. С целью решения проблем детей Правительством Украины утвержден ряд общегосударственных программ.
В то же время, особое внимание со стороны государства необходимо сегодня уделить решению проблемных вопросов детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, часть из которых - "сироты" при живых родителях. В кардинальных изменениях нуждается и деятельность местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов и общественных организаций.
Статус детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, - это определенное, согласно законодательству, положение ребенка, предоставляющее ему право на полное государственное обеспечение. Получение предусмотренных законодательством льгот обеспечивается подтверждением соответствующего комплекта документов, отражающих причины и обстоятельства, из-за которых ребенок остался без родительской заботы.
С целью улучшения социальной защиты детей, в том числе и воспитанников детских домов, создания надлежащих условий для социально-психологической адаптации детей, реализации их права на семейное воспитание и здоровое развитие, Указом Президента Украины «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей» было определено одно из главных направлений деятельности органов власти, в осуществлении которого задействованы службы по делам несовершеннолетних. Этим направлением является реализация государственной политики по защите прав детей, прежде всего детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Комитет ООН по правам ребенка 4 февраля 2011 издал свои заключительные замечания по реализации Правительством Украины Конвенции ООН о правах ребенка и Факультативного протокола, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах. Наблюдения были выданы в ответ на отчет Правительства Украины в Комитет ООН 28 января 2011. Приветствуя прогресс, достигнутый в реализации Конвенции ООН о правах ребенка в Украине, Комитет отметил вопросы, которые еще необходимо решить для дальнейшего улучшения положения детей в Украине.
Программа прежде всего преследует цель распространить практику устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы в детских домах семейного типа, приемные семьи, активизировать национальное усыновление. Кроме того, программа позволит создать надлежащие условия для физического, интеллектуального и духовного развития детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, подготовить их к самостоятельной жизни, а также усовершенствовать механизм сохранения жилищных и имущественных прав таких детей.
В соответствии с принципами Конвенции ООН о правах ребенка Украина взяла на себя обязательства развивать семейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и поддерживать семьи с детьми, оказавшиеся в кризисной ситуации, в качестве профилактики социального сиротства. Раннее вмешательство в обстоятельства семьи и поддержка различных форм семейного воспитания детей позволяют сократить число социальных сирот (детей, не живущих со своими семьями, но имеющих, по крайней мере, одного родителя) путем смещения акцента с развития сети детских домов и интернатов на поддержку родственных и приемных семей.
Проблемами социальной защиты детей-сирот также занимаются и на местах. Например, в Днепропетровске будет работать программа социальной защиты детей и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы на 2011-2015 годы. Соответствующее решение приняли депутаты на последней 62-й сессии городского совета V созыва. На общее финансирование программы социальной защиты детей и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки на 2011-2015 годы в городском бюджете планируется предусмотреть 820 тысяч гривен.
Проблеме социальной защиты воспитанников детских домов уделяется пристальное внимание. Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в детских домах имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.В. Толстоухова, И.М. Пинчук, Капской А.И. посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях [11]. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе.
Таким образом, актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области социальной защиты воспитанников детских домов:
Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.
Задачи исследования:
Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.
Методы исследования:
Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.
У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие их них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток.
Дети поступают в детские дома из домов ребёнка, когда их в родильных домах оставляют матери из детских домов, из семей алкоголиков и наркоманов, лишённых родительских прав. У них травмирована психика, они страдают различными заболеваниями и почти все имеют задержку в развитии. Попадая в детский дом, они получают крышу над головой, питание, одежду, обучение, комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь. Положение большинства детских домов и его воспитанников просто бедственное. Существующее финансирование даёт возможность лишь поддержать существование. Не хватает всего: средств на ремонт, на медикаменты, на одежду, на покупку развивающих игр, игрушек, материалов для мастерских, книг, спортивного инвентаря. Не хватает материальных средств и для оплаты специалистов, которые просто необходимы в детском доме: логопеды, психиатры, невропатологи, валеологи, специальные педагоги и психологи.
Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов