Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.

Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.

Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.

Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 с.

Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.

1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.

1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.

1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.

Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.

2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.

2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.

Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.

Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.

Список использованных источников……………………………………… 38 с.

Работа содержит 1 файл

основной текст.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Социальное  сиротство – негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

     Попечительство  – это форма защиты личных и  имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства - опекунством. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • недееспособны (ограничено недееспособны);
  • отбывают наказание в исправительных колониях;
  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • уклоняются от воспитания детей;
  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.

     Проблема  социального сиротства является сегодня проблемой, характерной  для многих развитых и развивающихся  стран. Так, американские исследователи  отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казённые младенцы», «рождённые чтобы быть покинутыми», «вечные новорождённые» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

     Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема детей сирот приобретает ещё большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растёт. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

     Глобальные  изменения, происходящие на мировой  арене, позволили философам и  культурологам назвать современную  эпоху вторым «осевым временем». В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общественных проблем, от стратегии, разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.

     С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к  переоценке и перекомпоновке слагаемых  духовно-смыслового ядра культуры, включая  вековечные народные традиции; итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных форм культуры – от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.

     Политические  и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями Украины стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоёв общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» массовой культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал кризис воспитания – серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Украину, привёл к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребёнка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в украинском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

     Кризис  современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился  на состоянии детства в стране, приведя к росту социального  сиротства и увеличению числа  таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

     В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число  детей, попавших в особо трудные  условия. Среди них – сироты. Социально  дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

     Весьма  широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует  выделить кризисные явления в  семье: нарушение её структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жёсткого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу[16].

     Происходящее  в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

     Растущие  масштабы асоциального поведения среди  взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

     Наиболее  существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новые явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков[23].

     Рост  числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Всё больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей рождённых вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 55% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

     Дополнительным  фактором риска для развития становится безработица родителей.

     Продолжает  увеличиваться число детей, осиротевших  в раннем возрасте.

     Растёт  число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещённых в детские дома, не снижается[10].

     Конвенция ООН о правах ребенка декларирует, что «ребёнок, временно или постоянно  лишённый своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

     В соответствие с международным актом  и украинским законодательством определён ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы:

  • усыновление;
  • опека и попечительство;
  • приёмная семья;
  • патронатная семья;
  • учреждения для детей-сирот.

     Итак, в числе непосредственных причин социального сиротства назовём следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребёнка, чаще всего это отказ от новорождённого в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребёнка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить своё решение. И ребёнок может быть возвращён в семью; принудительное изъятие ребёнка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребёнка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т. д. Лишение родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции [18].

     К сожалению, дети-сироты не имеют положительного опыта семейной жизни. Воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 

1.3. Адаптация детей-сирот  в условиях детского  дома 

     Целью воспитательной работы в детском  доме является социальная адаптация.

     Адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

     Социальная  адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности.

     Существует  множество определений понятия  «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности.

     Социальная  адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

     Стержнем  технологии социальной адаптации воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.

     Жизнедеятельность воспитанников детских домов  организованна так, что они постигают  функции членов семьи, - мальчики выполняют доступные им столярные, слесарные работы в спальнях, столовых, игровых комнатах, поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создании уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и «чужим» детям.

     Однако, негативный опыт жизни в семье, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребёнку-сироте позитивно смотреть в будущее.

     Одной из самых сложных проблем жизни  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую её часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек или девушка часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а, значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности [28]

     Профессиональное  самоопределение – это осознанный выбор профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств  и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме  критериев профессионализма. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определённой профессиональной группы, а выбор своей роли в системе отношений с людьми часто связывается человеком с представлением о своей будущей профессии.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов