Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить социальные проблемы воспитанников детских домов, определить оптимальные пути и средства их социальной защиты.

Задачи исследования:
Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам воспитанников детских домов.
Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников детских домов.
Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем воспитанников детских домов.

Объект исследования – процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования – особенности социальной защиты детей и подростков в условиях детского дома.

Методы исследования:
Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
Изучение документации воспитанников детских домов.
Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 с.

Глава I. Теоретические основы по изучению организации социальной защиты воспитанников детских домов.

1.1. Социальное сиротство, как социально-педагогическое явление. Формы социальной защиты воспитанников детских домов………………..…….… 8 с.

1.2. Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………….... 15 с.

1.3. Адаптация детей-сирот в условиях детского дома ………………….... 21 с.

Выводы по 1-ой главе……………………………………………………… 25 с.

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников детского дома.

2.1. Особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию детей-сирот в детских домах………………………………………..………. 27 с.

2.2. Программа социальной защиты детей-сирот в детских домах…….. 32 с.

Выводы по 2-ой главе………………………………………………………. 36 с.

Общие выводы.………………………………………………………….…... 37 с.

Список использованных источников……………………………………… 38 с.

Работа содержит 1 файл

основной текст.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Проблема  сиротства, прежде всего, касается ребёнка  и его развития. Сиротство самим  своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т.е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка» [16].

     Самое страшное в сиротстве – это  не отсутствие физического ухода. Страшно, что одиночество ребёнка резко  ломает его развитие как социального  существа и личности. Особенно тяжёлые  аномалии развития личности наблюдаются у детей, оставшихся без родителей в младенческом возрасте. Как правило, это нежеланные дети, и первые проблемы развития начинаются ещё до рождения.

     Низкий  уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями  жизни и распространённостью среди этой возрастной категорией поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение и т. п.).

     Увеличилась интенсивность воздействия на детей  и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Здоровье новорождённых, уровень их психофизического развития столь низкий, что так называемых физиологических домов ребёнка (с нормальным развитием) не осталось. Все они имеют в основном психоневрологический профиль.

     Лишённые  постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью  или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безинициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития, неумение общаться с взрослыми и сверстниками[52].

     Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

     Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что как в развитии интеллектуальной и аффективно - потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определённая специфика, которая проявляется в несформированности внутреннего плана действий, в связанности мышления, мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией[15].

     Скудность, ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей, воспитывающихся  вне семьи, отрицательно отражается на формировании наглядно-образного  мышления, операции обратимости, а также  сказывается на особенностях восприятия. Согласно психологическим данным (Мухина В.С.) эти формы мышления и восприятия в наибольшей степени развиваются в дошкольном детстве, и дефекты их развития с трудом компенсируются [23].

     Важное  значение имеет развитие произвольной саморегуляции поведения, благодаря чему ребёнок может самостоятельно выполнять те или иные задания в соответствии с определёнными требованиями[46].

     Недостаточная развитость произвольного поведения  у воспитанников детского дома на первый взгляд парадоксальна, так как  принято считать, что недостатки в развитии самостоятельности детей вызваны гиперопекой со стороны взрослых. Дети детского дома живут скорее в условиях дефицита общения с взрослыми, но элементы развития произвольности сформированы у них в значительно меньшей степени, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях. Следует предположить, что ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми на самом деле не предоставляет ребёнку самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослых, постоянный контроль с их стороны – всё это лишает детей возможности самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение.

     Воспитанники  детского дома менее успешны в  решении конфликтов в общении  с взрослыми и сверстниками, чем  дети из семьи. Бросаются в глаза агрессивность, неумение признать свою вину, т. е. доминирование защитных форм поведения [61].

     Исследование  детей в детских домах показали, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их психические и  физические нарушения часто связаны  с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

     Лишение детей материнской заботы с последующей  психической депривацией в сиротских  учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье[19].

     Проблема  медицинского характера обусловлены  патологическими отклонениями в  состоянии и здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной па патологии является поражение  головного мозга.

     Заболеваемость  в детских домах в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. Распространены педикулёз и чесотка. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (ЗПР с интеллектуальной недостаточностью и эмоционально-волевая незрелость). Дети на 1-2 года отстают от своего паспортного возраста, что ещё более затрудняет их социализацию, не позволяет им успешно учиться, усиливает подвержённость криминогенным влияниям[17].

     Роль  семьи для человека велика. Именно в ней закладываются установки  и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Основные ценности формируются в семейной среде.

     Для тех, кто провёл своё детство в  стенах детского дома, создание собственной  семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного (а имеющийся, как правило, отрицательный) образца отношений «родитель-родитель», «ребёнок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов[27].

     Обзор литературы по проблеме подготовки к  семейной жизни выявляет многогранность этого процесса. Подготовка к семейной жизни рассматривается в разных аспектах: этическом, психолого-педагогическим, физиологическом. Особое место занимает санитарно-гигиеническое воспитание, в частности, вопросы гигиены пола.

     Многие  авторы (Семья Т.В., Плясов Н.Ф., Плясова  Г.И., Прихожан А.М.) сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье [27].

     Согласно  классификации факторов социализации А.В. Мудрика «семья является микрофактором и играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребёнка» Это и физическое, и эмоциональное развитие; при этом роль семьи, особенно на ранних этапах развития, не может быть компенсирована никакими другими институтами социализации. Семья играет ведущую роль в умственном развитии и формировании притязаний и успешности их реализации в учёбе и самообразовании[20].

     Семья имеет важное значение в овладении  человеком социальными нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь, являющуюся залогом формирования чувства материнства.

     Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически так важного в самостоятельной жизни.

     Значение  семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для  развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого  опыта. «Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к  жизни, так как каждый день… семья  в лице родителей, старших братьев и сестёр, бабушки и дедушки развёртывает перед ребёнком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов, слов, жестов, мимики, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за её пределами»[26]. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах. Выражается в глубокой кровной любви к детям, и ответном чувстве детей к родителям.

     Всего этого лишены дети, оставшиеся вне  семьи.

     Причины неудач на «семейном фронте», характерные  для большинства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей – выпускников детских  домов и школ-интернатов – обусловлены  специфическими особенностями их личности и жизни:

  • отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстранённое отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов даже с противоположным полом;
  • неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нём проще найти сексуального партнёра, чем спутника жизни;
  • у многих детдомовцев слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них часто ломают уже сложившиеся семьи;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе [27].

     Кроме того, в этот ответственный момент жизни молодые люди не имеют дружеской поддержки со стороны родственников – ни моральной, ни материальной, ни практической помощи.

     Жизнь ребёнка в условиях учреждения интернатного типа обуславливает появление особого  психологического состояния – психической  депривации, подробно описанное чехословацкими психологами Й. Лангеймером и  З. Матейчеком. Это состояние возникает  у человека в особых жизненных ситуациях, когда ему не предоставляется возможность удовлетворять некоторые жизненно важные психические потребности в течение длительного времени[19].

     Дети, воспитывающиеся в детских домах  и интернатах, испытывают различные  виды депривации: эмоциональную, социальную, личностную и другие.

     Личностная  депривация возникает в результате отсутствия условий «для полноценного существования специфических для  данной категории детей условий  среды и факторов воспитания, содействующих  формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью» [27]. По данным В.С. Мухиной ребёнок, растущий в условиях интернатного учреждения, «не осваивает навыки продуктивного общения». Его контакты поверхностны, нервозны, поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

     Отсутствие  навыков общения и эмоциональной экспрессии переживаемых чувств приводит к тому, что в семейной жизни между супругами нет близкой эмоциональной связи, обмена своими переживаниями и чувствами, нет умения общаться с родителями и другими родственниками своего супруга, нет умения налаживать необходимые для семейной жизни контакты с ними.

     Условия жизни детей-сирот на полном государственном  обеспечении формируют иждивенческую  позицию по отношению ко всем окружающим, приводят к отсутствию бережливости и ответственности. Такая иждивенческая позиция порождает у выпускников детских домов и интернатов иждивенческое отношение к своему супругу, безразличие к собственным детям [27].

     Социально-культурная депривация возникает при отсутствии условий для общекультурного  развития в области семейных представлений и отношений.

     Воспитанники  детских домов поздно знакомятся со своими братьями, сёстрами, не имеют  возможности полноценно с ними общаться.

     Многие  дети-сироты не имеют представления  о том, что такое гармоничная  семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о родителях или родственников в большинстве своём тягостны и нерадостны[21].

1.2. Причины социального  сиротства и формы  социального устройства  детей-сирот и  детей, оставшихся  без попечения  родителей. 

     В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

     Ребёнок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

     В настоящее время в обыденной  речи и в теоретических исследованиях  широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

     Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у  которых умерли оба или единственный родитель.

     Социальный  сирота – это ребёнок, который  имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство[13]. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[13].

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов