Особенности социализации современного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Цель
Выявить роль семьи, школы, группы сверстников, СМИ в социализации современного подростка.
Объект
Социализация современных подростков.
Предмет
Роль факторов семьи, школы, группы сверстников и СМИ в социализации современных подростков.
Гипотеза
Ведущим фактором, влияющим на социализацию подростков, являются СМИ.
Задачи
1.) Изучение литературы по предмету исследования.
2.) Выявление особенностей современной социализации.
3.) Анализ особенностей социализации современного подростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию современного подростка.
5.) Выявление роли ведущего фактора в социализации подростка.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 72.36 Кб (Скачать)

Распределение школьников после 8(9) класса, %. 
|Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 г.|1986 | 
| | | |г. | 
|Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% | 
|Продолжили дневное обучение в средней |40,0% |60,9% |55,8% | 
|школе | | | | 
|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5% |36,8% |44,0% |

Таким образом, Советский  Союз, до перестройки не отставал от наиболее передовых западных стран, которые постепенно приближаются к  осуществлению всеобщего 12-летнего  образования. Но Россия сдает завоеванные  позиции. 
Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%. 
До сих пор образование в России имеет государственно-общественный характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов. 
Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в 
России, параллельно государственной, создается негосударственная система образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей, лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус. 
Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей 
(указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания. 
Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями 
(18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?» только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении  сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания  недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся. 
Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи. 
Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе. 
Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация. 
Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного среднего образования утратит смысл. 
Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников. 
Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости. 
Если практически все подростки, обучающиеся на «4» и «5», намереваются продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном на «4» таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на «3» и «4» или в основном на «3» таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе. 
Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе, тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их выбор. 
|Пойдет ли |Факторы | 
|ученик в | | 
|10-й класс | | 
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | 
|Доволен | | | | | | | | | | | 
|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96| 
|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 | 
|Не доволен | | | | | | | | | | | 
|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95| 
|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

1. совет отца 
2. совет матери 
3. совет родственников 
4. совет одноклассника 
5. совет учителя 
6. рекомендации кл. руководителя 
7. интерес к какому-либо предмету 
8. консультация по профориентации 
9. собственное увлечение, хобби 
10. пример или совет знакомых

 
Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и удовлетворенность  таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также родителей, в целом  удовлетворенных или не удовлетворенных  выбором своих детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях  ведущими факторами, как видно в  таблицах, выступали решения самих  родителей, в первую очередь матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби. 
Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока. 
Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся) 
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает четвертое ранговое место. 
Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего выбора. 
Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) - 
22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5 подростков довольны принятым решением продолжить обучение в общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3% подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего: практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования. 
Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции» оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений. 
Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит основным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня 
Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями 
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает. 
Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства массовой информации и, в частности, молодежная пресса. 
Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ, колледжей, лицеев и т. д.

Семья

В жизни каждого  человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с  первых лет своей жизни он усваивает  нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его  семья. Став взрослыми, дети повторяют  в своей семье все то, что  было в семье его родителей.

В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается  как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние  государства. В семье родители и  дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье  зависит и уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние  семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как  ребенок приучен к труду и  как подросток выберет профессию  и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку»  общества немало зависит экономическое  состояние общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости  от ее культурного, социального и  духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни  и увлечения семьи – все  зависит от социальной политики государства.

Социализация в  семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в  которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений  внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное  состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией  и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула  – семья как социальный институт – определяет семью как объединение  людей в браке, связанное общностью  быта и взаимной ответственностью.

Брак - это исторически  меняющаяся социальная форма отношений  между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь  и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности  с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается  система связей, система отношений  не только супругов, но и детей, а  также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это: 
- вступление в брак; 
- рождение первого ребенка; 
- окончание деторождения (последний ребенок); 
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка; 
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой  он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья – это созданная  человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным  родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как  живых, так и умерших, близких  и дальних, известных и неизвестных.

Семья – это единица  общества, которая требует постоянного  внимания, если мы желаем нормального  развития общества.

Одним из условий  существования семьи являются взаимоотношения  в семье. 
Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в  семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния  общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто  главенствует, от личных качеств, характера  родственников.

Развитие семьи  проходит несколько стадий.

Первая стадия –  первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия –  рождение ребенка, семья состоит  из двух поколений.

Третья стадия –  семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками  или друзьями, которые могут стать  фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия –  когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет  семейная солидарность, дети могут  поддержать родителей.

Пятая стадия – это  период заботы о членах семьи, так  как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию  здоровья заботиться о детях разведенной  дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Информация о работе Особенности социализации современного подростка